{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

«Мы буквально переобувались в воздухе»: основатели образовательных стартапов о кризисе в подкасте «180 градусов»

С появлением пандемии и режима самоизоляции все мы стали заложниками онлайна. Некоторым пришлось полностью приостановить всю оффлайн-активность. Индустрии образования в этом вопросе повезло: у них имеется больший запас инструментов для перехода в онлайн-формат. Основатели таких крупных образовательных проектов, как Level One, IKRA, Теории и Практики, Синхронизация, Алгоритмика и Нетология, рассказали ведущим подкаста «180 градусов» Анне Ковалевой и Косте Колоскову о том, как приспосабливаются к новым реалиям.

Анастасия Погожева
Основательница лектория «Level One»

Сейчас мы выросли на треть, по сравнению с периодом до пандемии. Мы больше вкладываемся в маркетинг, потому что сейчас самое подходящее время для выхода на новую аудиторию. Мы видим, что за онлайн лекции люди, конечно, готовы платить меньше. В этом смысле мы что-то теряем с финансовой точки зрения, но, с другой стороны, выходим на новую аудиторию. Это большое преимущество, так как теперь появилась возможность работать не только на Москву, но и на другие города по всей России. Главное вдохновить. Когда ты видишь хорошего эксперта рядом с собой, в дальнейшем гораздо легче продолжить заниматься самостоятельно.

Василий Лебедев
Основатель и генеральный директор школы инноваций и креативного мышления «IKRA»

Когда нагрянула пандемия, все резко замерли. В течение только первой недели у меня отменилось около 25 проектов. Пришлось пытаться быстро наверстать тот запас прочности, который мы начали расходовать. Это сложно и, конечно, требует new-бизнес активности, заряженности всей команды, коллективных ценностей. Я убежден, что выход из кризиса — это не уменьшение расходов, а увеличение доходов. Именно на это мы все настроены. Мы буквально переобувались в воздухе, переводя все наши обычные программы в онлайн. Я не могу сказать, что нам это до конца удалось, но мы сохранили за собой то самое ощущение лайв-шоу во время обучения. Мы по-прежнему проводим лайв-интенсивы, потому что научились всех делить по группам и использовать креативные стратегические методики. Я сам всегда был апологетом оффлайна, думал, что генерация и креатив может происходить только там. И сейчас я разрушил свой собственный стереотип и очень рад, что ошибался. Опыт, который вы получаете в процессе обучения, он ведь сохраняется. Вопрос в том, что виртуальную среду сложнее использовать: непривычно моделировать пространство, а в оффлайне все быстрее, потому что вы знаете, как превратить образование в ивент. Мне кажется, сейчас мы всем миром придумываем новые стандарты онлайн-образования. Чтобы команда переживала подобные этапы более ресурсно, необходимо иметь единую ценностную базу. Нужно эти ценности сформулировать, инвестировать в них, создавать вокруг них проекты вместе с участниками команды. Тогда в будущем такие ситуации, в которых вы разделитесь, будут наоборот скреплять, потому что вы будете доверять друг другу в работе.

Надежда Макова
CEO «Теорий и Практик» и сооснователь Московской школы коммуникаций «MACS»

Образовательная индустрия сейчас очень страдает, потому что на первый план выходит тот, кто громче кричит и дешевле делает, а не тот, кто действительно имеет опыт и методическую проработку. Если говорить про тонны бесплатного псевдо образовательного контента, который сейчас внезапно вылился, нужно понимать, что это просветительский контент. Главная ловушка в том, что происходит подмена понятий. Любой качественно спланированный, эффективный курс никогда не может быть бесплатным, потому что это большая работа и себестоимость такого продукта достаточно высока. Главное преимущество платного контента это кастомизация. Как и всем, нам пришлось придумать новые форматы и решения, чтобы оставаться на плаву. Сейчас мы сделали упор на более легкий просветительский формат. Будем честны, последнее, что сейчас хотят делать люди, это учиться. При таком стрессе сложно собраться и осваивать новый материал. Сегодня важно создавать полезную повестку, отвлекаться от ужасов текущего информационного поля. Сейчас у некоторых руководителей, особенно в больших компаниях, есть ощущение, что рынок труда будет настолько перенасыщен, что можно спокойно распустить своих сотрудников, чтобы после карантина найти новых, кто будет умнее и талантливее, да еще и за меньшие деньги. Это утопия. Одно дело набрать индивидуальных профессионалов, и совсем другое сделать из них команду, которая проникнется вашими бизнес ценностями. Команда сейчас это самый большой актив, поэтому надо сделать все, чтобы сохранить его.

Мария Бородецкая
сооснователь лектория «Синхронизация»

За один день нам пришлось отменить 150 мероприятий, которые были уже запланированы до 10 апреля — было продано больше 2 тысяч билетов — а затем отменили и другие. Всем нашим слушателям мы написали письмо и предложили им 3 альтернативы. Первое, конечно, то, что мы готовы вернуть все деньги, вторая — человек может перевести это все в онлайн с бонусным коэффициентом, и третья — заморозить билеты до возвращения в оффлайн формат. Для нас это было неожиданностью, но только около 10-15% вернули деньги. Относительно всего мира, наших коллег и других бизнесов нам, конечно, страшно повезло, поскольку наш проект удалось перенести в онлайн. Мы растили эту часть бизнеса, но мы идем на те показатели, которые были намечены нами задолго до пандемии. Это именно то, что помогает нам компенсировать потери с оффлайна. Самая большая сложность в том, что все начали делать вебинары. Проблема здесь не в конкуренции, у нас ее практически нет, а в том, что платформа, с которой мы работаем, не выдерживает. Что касается образования в целом, с одной стороны, у людей постепенно формируются новые привычки, но это вовсе не говорит о том, что люди не вернутся в оффлайн. Скорее всего, в онлайне будет определенный отток, но только до тех показателей, которые были до пандемии.

Андрей Лобанов
основатель и генеральный директор школы программирования «Алгоритмика»

Так как «Алгоритмика» — оффлайн проект, поначалу нам хотелось забиться в угол, было страшно и сложно собраться. Но потом мы начали думать, что можно сделать, потому что кризис — это пора не только проблем, но и возможностей. И мы эту возможность нашли, поняли, как можно перестроить наш продукт, чтобы сделать его лучше и не потерять текущую аудиторию. Очевидно, что бизнес бизнесу рознь, и все справляются с кризисом по-своему. Если вы попадаете в категорию, которая совсем не может перебраться в онлайн, то остается только считать финансы и ждать, ведь когда-то это все-таки закончится. Если же вы можете либо запустить новое направление внутри бизнеса, либо переориентировать ресурсы на то направление, которое может сейчас «быстро бежать», то найдите его и сконцентрируйтесь на этом. Если же вам повезло и вы оказались в той категории бизнеса, у которого сейчас есть шанс космически вырасти, не медлите и воспользуйтесь этим. Еще один важный фактор это качество контента. «Алгоритмика» — платный ресурс, что позволяет иметь в штате более 30 методистов и разработчиков, которые каждый день занимаются улучшением продукта. Ну и конечно же маркетинг, а в частности его мотивационная составляющая. Люди понимают, что платный продукт лучше по качеству, и тот факт, что они за него заплатили, дает больше мотивации и увеличивает шансы, что они не забросят его.

Максим Спиридонов
сооснователь и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп»

Фактически, к человеку в кадре, доносящему какое-то знание или навык в видео, предъявляются все те же самые требования, что и в оффлайне. Но поскольку есть необходимость пробивать лед недостатка самодисциплины, то все эти качества, которые отличают нормального, сильного преподавателя, в идеале должны быть предельно гипертрофированы. Как спикер, ты должен быть действительно техничен, ярок, убедителен, выразителен и должен обладать хорошим словарным запасом, способностью все это компилировать в точные, емкие, запоминающиеся словоформы. Как методолог, ты должен уметь разложить собственное знание на компоненты, формирующие его, и представить в том порядке, который будет понятен для людей, не погруженных в такие вещи. Ты должен чувствовать, как для конкретной группы учеников, в зависимости от их возраста и уровня подготовки, доносить задуманное в понятной форме. При прочих равных мне кажется, что происходящее сейчас попросту ускорит тренд постепенной оцифровки разных образовательных сегментов. Причем, как и прежде, это будет неравномерно. Но мы все равно понимаем ограниченность онлайн образования на данный момент. Групповая работа не строится так эффективно, отдельные вещи, требующие внимания к деталям, очень нелинейно переносятся в онлайн.

Другие выпуски подкаста «180 градусов» ищите в Apple Podcasts и на «Яндекс.Музыке». Следить за выходом новых можно в Telegram.

0
1 комментарий
Кирилл Казаков

Пожалуйста, разбейте материал на абзацы по пять-шесть строк — так будет проще читать. 

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда