Недостаток IT-опыта, консервативное мышление и роль родителей: эксперты об итогах дистанционного обучения в школах
За последние несколько месяцев школам пришлось полностью перестроить процесс обучения и перенести его в онлайн. Ситуация с пандемией ярко показала, что российское образование нужно быстрее адаптировать к использованию цифровых сервисов и грамотному их сочетанию с традиционными инструментами.
Техническая база
Во-первых, наглядно проявилась картина цифрового неравенства в нашей стране. У людей в регионах разный интернет, а у более чем 15% российских школьников попросту отсутствуют цифровые устройства в личном пользовании – отметили эксперты в ходе первой сетевой онлайн-планёрки для учителей и родителей, которую 14 мая провел лидер общественно-педагогического движения «Школа – наше дело» Артем Соловейчик. Эту проблему пытались решить по-разному: в некоторых сельских школах организовали очное обучение в маленьких группах, обеспечивая дистанцию между учащимися, а в части образовательных организаций выдавали технику нуждающимся. Минпросвещения также объявило, что операторы связи сделали доступ к образовательным ресурсам бесплатным на это время.
Для продолжения работы педагоги могли выбрать удобные им платформы, в частности из списка, рекомендованного Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Чаще всего для проведения онлайн-уроков использовали Zoom, Skype, Учи.ру, Якласс, а администрирование учебного процесса вели через систему Дневник.ру. Так, только в апреле 2020 года посещаемость последней платформы выросла в 2 раза по сравнению с прошлым годом.
Чего не хватает образовательным платформам?
Использование цифровых инструментов во время занятий сегодня очень популярно в лидирующих по уровню образования странах мира: Финляндии, Корее, Америке и других. Там упор делается на самостоятельную работу детей в рамках исследований и совместных проектов, на которые их мотивируют технологии. Это позволяет формировать у школьников навыки, которые необходимы в современном обществе: критическое мышление, креативность, способность вычленять из большого потока информации самое важное и грамотно это использовать, умение работать в команде.
Несмотря на то, что в России сегодня есть масса удобных образовательных платформ, разработанных EdTech-компаниями, школам пока еще не удается использовать все их возможности в полной мере. Как показало исследование Комитета гражданских инициатив, посвященное дистанционному образованию в условиях пандемии, в период всеобщей самоизоляции образовательные платформы столкнулись с рядом проблем: недостаточной пропускной способностью сетей связи и мощностью самих площадок, нехваткой методической поддержки пользователей и учебного контента. В связи с этим представители EdTech-индустрии планируют развивать свои продукты в этом направлении, а также рассчитывают на некоторую помощь от государства. Среди необходимых мер поддержки участники исследования (12 ведущих IT-компаний в сфере образования) назвали улучшение интернет-покрытия в регионах, а также повышение цифровой грамотности учителей.
О необходимости обучения педагогов принципам дистанционной работы часто говорят и родители. Так, во время дистанционного обучения многие из них отмечали в соцсетях, что столкнулись с путаницей в школьной информации.
Подходы к обучению: традиционный vs инновационный
В ходе дистанционного обучения выявилась и еще одна проблема – попытка воспроизвести все привычные офлайн-процессы без какой-либо адаптации к онлайну. В результате количество домашних заданий увеличилось в разы, так же, как число проверок и отчетов, что привело к минимуму самостоятельной работы на занятиях и увеличению объёма контрольных и домашних заданий, которыми можно отчитаться.
Положительный опыт и что с ним делать
Нельзя не сказать и о положительных результатах, достигнутых в ходе дистанционного обучения. Как отметили в министерстве образования Новгородской области, если раньше основными пользователями электронного дневника и журнала были школьники и учителя, то за последние месяцы серьезно возросла активность родителей.
Это стимулирует педагогов своевременно вносить информацию в цифровой журнал, а учеников – уделять большее внимание своим успехам в школе.
Действительно, любой кризис можно воспринимать не только как угрозу, но и как возможность. Экономика циклична и за любым спадом всегда следует восстановление и подъем. Переход школ на дистанционное обучение ярко продемонстрировал реальное положение дел с цифровизацией образования, обнажил немало проблем, но в то же время подсказал наиболее оптимальные решения и задал IT-компаниям, управляющим органам и учителям векторы, по которым необходимо развиваться.
Опыт этой школы показателен – несмотря на то, что она находится в сельской местности, здесь активно используют технологии в обучении. К примеру, c электронным журналом и дневником работают 100% учителей, учеников и родителей. Конечно, с полным погружением учебного процесса в онлайн здесь столкнулись впервые, но имеющийся цифровой багаж знаний, безусловно, помог в этих условиях.
В период пандемии все школы страны получили новый бесценный опыт работы с онлайн-инструментами, который будет полезен и после снятия ограничительных мер. Главное – грамотно его применить.