{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Как «Тинькофф Образование» для школьников перешло в онлайн

Почти 2 года мы развиваем образовательные программы для школьников Тинькофф Поколение. Занятия проходят каждую неделю в офисах Тинькофф. Мы хотим поделиться опытом перехода программы в онлайн во время самоизоляции.

Расскажем, как было устроено обучение до пандемии, как мы переводили все процессы в онлайн, что потеряли при переходе на дистанционное обучение, как проводили выпускные экзамены в виде коллоквиумов. Последнее, но тоже очень важное: как мы перенесли в онлайн существующую атмосферу коммьюнити наших курсов.

Надеемся, что наш опыт пригодится преподавателям, будет интересен родителям и, конечно, же школьникам. Может быть читатели заметят какие-то очевидные недочеты, которые позволят сделать наши процессы удобнее (это было бы классно, на самом деле).

1. Как мы жили «до» самоизоляции

В сентябре 2018 года впервые стартовал проект Тинькофф Поколение. Если коротко, то в рамках этой программы студенты ведущих вузов и разработчики Тинькофф знакомят учеников с основами машинного и глубокого обучения, решают олимпиадные задачи по математике и программированию. С момента запуска, каждый сентябрь и январь мы проводим вступительные отборы. В конце каждого семестра коллоквиумы. Обучение проходит по четырём направлениям:

  • Алгоритмы и структуры данных;
  • Олимпиадная математика;
  • Машинное обучение;
  • Глубокое обучение.

2. Как мы перестроились, когда наступила самоизоляция

Последний раз в очном формате мы встречались 14 марта, после этого все происходило только в онлайне. Мы приняли решение стать более открытыми и поделиться контентом со всеми желающими. Например, частично открыли занятия с алгоритмами и математикой, поскольку в отличие от остальных курсов в них нет строгой последовательности и зависимости от предыдущих тем.

Для проведения занятий мы рассматривали: YouTube, Twitch, VK, Zoom и ещё одну популярную у школьников платформу – Discord.

В итоге остановили свой выбор на Zoom – для проведения обычных занятии и спецкурсов, и Discord – для проведения коллоквиумов, и чтобы пообщаться со школьниками.

Мы сделали выбор в пользу Zoom, потому что, за несколько месяцев до пандемии, в Тинькофф его внедрили для всех сотрудников. Компания выделила нам отдельные аккаунты для образовательных проектов, без ограничений по времени и количеству участников для проведения занятии и спецкурсов.

Discord выбрали, потому что почти у всех наших школьников были аккаунты на этом ресурсе (передаем привет автору фразы «Хватит гамать» (с)) и мы просто разослали ссылку для присоединения к пространству Tinkoff_Generation в Discord.

В жизни до карантина почти все занятия проходили по субботам. Перейдя в изоляцию, мы сохранили прежнее расписание. Поэтому организация занятия выглядит примерно так:.

• До четверга преподаватели сообщают, какая тема будет у каждой параллели;

• Создаем конференции на преподавательских аккаунтах;

• Получаем номера конференций для каждой параллели, публикуем вместе с расписанием в официальной группе Образовательных программ Тинькофф.

Вот так это выглядит в нашей группе:

Преподаватели подключаются по тем же номерам, шарят свои экран и ведут занятия, мы записываем в Zoom занятие и сохраняем в корпоративное облако.

Получившийся результат заливаем в открытый доступ на корпоративный YouTube канал.

Это оказалось, кстати, плохим решением, потому что роликов было много и разобраться в них было трудно. Поэтому сейчас мы используем наш восхитительный ресурс Algocode.ru. Он помогает упорядочить все видео, которые мы выкладываем в канал компании на YouTube по закрытой ссылке. Результат выглядит примерно вот так:

Кстати, в условиях того, что возможно сократится количество доступных летних предметных школ в связи с пандемией, мы готовы открыть доступы к Algocode всем желающим, как тем, кто хочет учиться, так и тем, кто хочет учить.

Мы перевели в онлайн и курсы по Машинному и Глубокому обучению. Схема была такая: создавали конференцию в Zoom, публиковали номер в беседе курса. Ребята подключались к конференции, преподаватель транслировал экран с jupyter-скои тетрадкой. Конференция записывалась и добавлялась на нашу образовательную платформу Edu.tinkoff.ru, чтобы ребята могли в любое время вернуться к ней во время выполнения домашней работы.

3. С какими сложностями мы столкнулись?

Больнее всего онлайн ударил по математике. В очном формате школьники, приходят на занятие, получают листочек с задачами на новую тему, решают, обсуждают с преподавателем идеи решения. У листочка есть срок жизни, после которого проводится общий разбор и дается дополнительная теория.

На очном занятии, если после выдачи нового листочка, спустя какое-то время, никто из учеников не приходит с идеями решении, преподаватель понимает, что что-то идет не так. В таком случае, он дает подсказки, которые указывают направление «куда следует подумать», или просит ребят порассуждать вслух, чтобы направить их мысли в нужном направлении.

Пример дистанционного тура по математике:

В онлайн же привычный сценарий не сработал. Школьники жутко не любят включать камеры, преподаватель видел только их никнеймы, и проводить занятие в обычном формате не получалось: обратной визуальной связи не хватало, «прочитать» реакцию на пояснения ученика по лицу преподаватель не мог, а устно многие школьники задавать вопросы стеснялись.

В итоге мы изменили схему организации занятия, использовав математические контесты, которые в дистанционном формате лучше всего «зашли» школьникам. В итоге теперь каждое занятие посвящено отдельному действию: сегодня преподаватели принимают задачи, на следующем занятии дается теория, а через неделю они решают математический контест.

Отдельно стоит рассказать о контестах. Наши преподаватели математики в большинстве своем студенты Физтеха. Они параллельно своими силами разрабатывают и наполняют ресурс Mathmaker, функционал которого постоянно расширяется, сейчас там есть возможность создавать и решать контесты. Пример такого математического контеста.

4. «Выпускные экзамены»

В мае у нас заканчивается учебный год и завершаем мы его традиционным проведением выпускных коллоквиумов. Для этого нам идеально подошел Discord. Преподаватели предварительно опубликовали вопросы в Telegram, из которых потом получились билеты, спустя неделю провели консультации в Discord или Zoom. Спустя еще неделю мы провели сам коллоквиум в таком формате:

  • ученики распределились между преподавателями
  • тянули билеты (спасибо всемогущему random.org),
  • подключались к «кабинету» выбранного преподавателя в Discord.

Старшая параллель второй год подряд выпускной коллоквиум проводит в нетривиальном формате на основе онлайн-игры Minecraft. Формат необычный, потому что в отличие от младших школьников, старшие не особо разбираются в Minecraft, а значит выполнить задачи там им гораздо сложнее. У них есть своя система подсчета очков. В зависимости от действий участников, им начислялись очки по следующим правилам:

  • За каждую минуту онлайна в игре каждому участнику начисляется 1 очко.
  • За каждую победу над другим игроком победившему участнику начисляется 15 очков, у проигравшего участника списывается 15 очков.
  • За каждый добытый алмаз участнику начисляется 5 очков.
  • За каждый сданный вопрос зачета участнику начисляется фиксированное для этого вопроса количество очков.

Очки можно тратить на покупку предметов внутри игры:

  • Вопросы зачета.
  • Броня, оружие и зелья.

Итоговая оценка за зачет формируется по специальной формуле.

Специального прокторинга у нас не было ни у одной из параллелей. Во-первых, мы доверяем нашим школьникам, во-вторых, это мотивированные дети, которые сами заинтересованы в продолжении занятии у нас и знают, как мы относимся к тем, кто списывает.

5. Как поддерживаем связь и развлекаемся

На самоизоляции на ребят свалилось много всего, начиная от возросшей школьной нагрузки, потому что учителя не сразу научились дозировать информацию на уроках и объем домашней работы в дистанционном формате, заканчивая отменой долгожданных олимпиад и «Всероса», который для многих является апогеем олимпиадного года и одним из способов поступления в вузы.

Спасибо за мем сообществу «Проецируй».

Поэтому мы стараемся разряжать обстановку и поддерживать атмосферу коммьюнити: несколько раз в неделю собираемся в Discord, играем в codenames, шляпу, имаджинариум или монополию.

В начале самоизоляции был тренд на построику просто всего в Minecraft. Наши школьники тоже решили построить штаб-квартиру Тинькофф в Minecraft, но их хватило только на каркас. Вот что получилось:

0
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф
Автор

Благодарим за поддержку :) Сейчас не проводим, но можете написать нам на эл. почту [email protected] – учтем в дальнейшем.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда