Старт для стартапера: как построить проектную работу в вузах
Во всем мире именно из университетских мастерских и лабораторий выходит большинство успешных технологических стартапов. Российские вузы тоже постепенно внедряют проектную деятельность. На канале Go Online эксперты обсудили, как правильно ее организовать и какие сложности возникают на этом пути.
Кому это нужно и зачем
Россия активно развивает технологическое предпринимательство, но конкуренцию на мировом рынке мы пока проигрываем. На 1 млн городского населения в стране приходится всего шесть стартапов, и только 5% от общего объема инноваций создается предпринимателями. Одна из проблем — отсутствие у многих людей проектного и бизнес-мышления. Как его сформировать? Эксперты уверены, что начинать нужно как минимум в вузах, а еще лучше — в школе.
Развивая проектную деятельность, вузы становятся более конкурентоспособными, так как позволяют студентам получить наиболее актуальные навыки. Для себя же они создают пул индустриальных и технологических партнеров и вместе с ними работают над реальными проектами, которые в итоге внедряются в производство.
Вопрос терминологии. Что такое проект
Когда вуз только начинает трансформацию в сторону проектной деятельности, трудностей возникает немало. Это и сопротивление преподавателей, которые получают дополнительную нагрузку, и неготовность инфраструктуры, нехватка техники. Но главное, с чем придется разобраться, — сама природа проектной деятельности.
Так как наставниками часто становятся преподаватели и научные сотрудники, они не вполне понимают, чем отличается проект продуктового характера от привычного им исследовательского. Это выясняется в том числе на интенсивах, которые вузы проводят вместе с Университетом 20.35. Проектная деятельность подразумевает субъектность команды — такая команда находит в сфере своих интересов наиболее актуальную проблему и ставит цель решить ее за счет разработки продукта.
Как исключить «вымышленные» проекты?
- Привлекать реальных заказчиков, работать в связке с промпредприятиями и технологическими компаниями. Например, по итогам прошлого учебного года в Череповецком государственном университете (ЧГУ) из 104 проектов 40 были куплены заказчиками и внедрены.
- Проводить исследования и выявлять, какой продукт может быть востребован, например, в том регионе, где базируется команда.
Вопрос мышления. Как не бояться ошибок
По опыту руководителей проектно-образовательного интенсива Южного федерального университета SfeduNet, только 10% студентов готовы становиться предпринимателями уже сейчас, 20-30% хотят вначале поработать в найме и получить опыт, остальные ничего не решили. Задача вуза — дать им возможность сделать попытку. Общая проблема — как изменить мышление молодых людей в сторону предпринимательского.
Действительно важно внедрить культуру принятия ошибки — когда она воспринимается как опыт, а не как провал. Вопрос актуален и для студентов, и для преподавателей. Часто их сопротивление трансформации образовательного процесса в сторону проектной деятельности связано с организационной неопределенностью и страхом сделать что-то не так.
Как снять сопротивление? Четко разъяснить условия и задачи: когда начинать, какая планируется нагрузка, будет ли дополнительная оплата и в каком размере, по каким критериям планируется оценивать результат. И главное, все должны понимать, что на первых этапах всегда возможны ошибки, и это нормально.