{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Старт для стартапера: как построить проектную работу в вузах

Во всем мире именно из университетских мастерских и лабораторий выходит большинство успешных технологических стартапов. Российские вузы тоже постепенно внедряют проектную деятельность. На канале Go Online эксперты обсудили, как правильно ее организовать и какие сложности возникают на этом пути.

Кому это нужно и зачем

Россия активно развивает технологическое предпринимательство, но конкуренцию на мировом рынке мы пока проигрываем. На 1 млн городского населения в стране приходится всего шесть стартапов, и только 5% от общего объема инноваций создается предпринимателями. Одна из проблем — отсутствие у многих людей проектного и бизнес-мышления. Как его сформировать? Эксперты уверены, что начинать нужно как минимум в вузах, а еще лучше — в школе.

Успешный стартапер — тот, кто имеет за плечами как минимум три стартапа неуспешных. Именно в школе и вузе есть возможность проверить различные ролевые и бизнес-модели, получить навык формирования команды, встраивания своих наработок в рыночную экономику.

Александр Станчула

,

руководитель стартап-школы для подростков, член ядерной группы рынка НТИ EduNet

Развивая проектную деятельность, вузы становятся более конкурентоспособными, так как позволяют студентам получить наиболее актуальные навыки. Для себя же они создают пул индустриальных и технологических партнеров и вместе с ними работают над реальными проектами, которые в итоге внедряются в производство.

Вопрос терминологии. Что такое проект

Когда вуз только начинает трансформацию в сторону проектной деятельности, трудностей возникает немало. Это и сопротивление преподавателей, которые получают дополнительную нагрузку, и неготовность инфраструктуры, нехватка техники. Но главное, с чем придется разобраться, — сама природа проектной деятельности.

Так как наставниками часто становятся преподаватели и научные сотрудники, они не вполне понимают, чем отличается проект продуктового характера от привычного им исследовательского. Это выясняется в том числе на интенсивах, которые вузы проводят вместе с Университетом 20.35. Проектная деятельность подразумевает субъектность команды — такая команда находит в сфере своих интересов наиболее актуальную проблему и ставит цель решить ее за счет разработки продукта.

Иногда с проектом путают кейс. Но это совсем другое. Учебный кейс — когда есть модельная ситуация, не из реального мира. И мы начинаем думать, например, что могла бы существовать организация, которая хочет выйти в новый сегмент функциональных продуктов питания. И для такой воображаемой организации разрабатываем маркетинговую стратегию. Это абсолютно не проектная логика.

Петр Федин, методолог проектной деятельности Университета 20.35

Как исключить «вымышленные» проекты?

  • Привлекать реальных заказчиков, работать в связке с промпредприятиями и технологическими компаниями. Например, по итогам прошлого учебного года в Череповецком государственном университете (ЧГУ) из 104 проектов 40 были куплены заказчиками и внедрены.
  • Проводить исследования и выявлять, какой продукт может быть востребован, например, в том регионе, где базируется команда.

Вопрос мышления. Как не бояться ошибок

По опыту руководителей проектно-образовательного интенсива Южного федерального университета SfeduNet, только 10% студентов готовы становиться предпринимателями уже сейчас, 20-30% хотят вначале поработать в найме и получить опыт, остальные ничего не решили. Задача вуза — дать им возможность сделать попытку. Общая проблема — как изменить мышление молодых людей в сторону предпринимательского.

Нужно научить искать возможности, смотреть на привычные вещи с точки зрения ценности для людей и критериев ее измерения, уметь принимать на себя ответственность и иметь смелость пробовать и ошибаться. Важно давать студентам возможность делать ошибки, чтобы позже получить результат.

Станислав Труфанов, руководитель проектной деятельности SfeduNet

Действительно важно внедрить культуру принятия ошибки — когда она воспринимается как опыт, а не как провал. Вопрос актуален и для студентов, и для преподавателей. Часто их сопротивление трансформации образовательного процесса в сторону проектной деятельности связано с организационной неопределенностью и страхом сделать что-то не так.

Как снять сопротивление? Четко разъяснить условия и задачи: когда начинать, какая планируется нагрузка, будет ли дополнительная оплата и в каком размере, по каким критериям планируется оценивать результат. И главное, все должны понимать, что на первых этапах всегда возможны ошибки, и это нормально.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда