От преподавателя до педдизайнера за неделю. Как создать цифровую образовательную среду и где этому учат

Потребность в качественных знаниях постоянно растет, а значит, растет и сложность образовательных программ, для которых традиционные методы подготовки уже не подходят. Навыки педагогического дизайна для преподавателя школы или вуза становятся обязательной составляющей профессионального «портфеля». Рассказываем, что такое педагогический дизайн, как он помогает создавать комфортную и эффективную образовательную среду, при чем тут данные и где учиться новой профессии.

Чем педдизайн отличается от стандартного подхода к организации образовательной среды

Фронтальная педагогика, когда учитель – носитель знаний, которые он передает учащимся, постепенно теряет свои позиции. Почему? В мире слишком много информации и данных, без учета которых уже нельзя эффективно организовывать процессы, в том числе образовательную деятельность. Переход в деятельностный формат и обучение на данных – тренд современного образования.

Недостатки обычной фронтальной педагогики

Каждый школьный учитель или преподаватель хотя бы раз спрашивал себя, как повысить эффективность обучения? Но прежде чем задавать вопрос как, надо спросить что мы понимаем под эффективностью.

  • Это помочь освоить максимальное количество знаний? Возможно, но человек – это не устройство для запоминания.
  • Обеспечить переход в деятельность? Когда в результате обучения человек стал способен к новой деятельности. Но тут не все так просто: в любой деятельности нужны как hard skills, так и soft skills.

Удивительно, но один из самых распространенных метапредметных навыков в корпоративной культуре сегодня – умение дружить. С точки зрения многих западных экспертов, это важный навык. Как научить дружить детей и взрослых? Нужно ли рассказать, как это делать? Нет, требуется особая среда, в которой возникает переживание.

Вывод: в образовании нужно переходить от создания образовательных программ и курсов к созданию образовательных сред и повышению их адаптивности.

Основные концепции

Подход 1

Бихевиоризм. Главный вопрос – какое поведение необходимо стимулировать у учащегося? Обучение рассматривалось как приобретение нового поведения.

Подход 2

Когнитивизм. Во главе угла – познавательная деятельность и разум.

Подход 3

Конструктивизм. Новые знания могут приобретаться только в процессе деятельности.

Подход 4

Первый шаг в создании образовательных сред. 3 компонента: социальный (общение), когнитивный, педагогический (как информация подается). Сейчас добавился цифровой компонент.

Какие данные собираются в педдизайне

Данные образовательного опыта (это один из типов цифрового следа). В образовании цифровой след – это данные о том,

  • что учащийся переживает, понимает и ощущает,
  • как он взаимодействует с образовательной средой и другими учащимися,
  • как строится совместная деятельность.

Перед тем, как начать создавать образовательную среду, задаем 2 вопроса:

  • зачем мы ее создаем,
  • что будет происходить в образовательной среде.

Есть 4 подхода (В. Ясвин): активное или пассивное, свободное или зависимое обучение.

Всем знакома догматическая образовательная среда: она работает по четким правилам, все участники знают что и когда надо делать. Но есть и другие среды.

Карьерная образовательная среда строится на получении бонусов, наград, статусов.

Творческая среда – совместное исследование и поиск.

Безмятежная среда. Свободна и пассивная, но не создающая ограничений (например, школы Кришнамурти).

Что такое педдизайн и в чем его отличие

Образовательная среда и учебный процесс строятся так, чтобы их можно было гибко изменять и адаптировать под запросы учащихся. Педдизайн состоит из модулей, поэтому можно собирать сложные конструкции из отдельных элементов.

Польза цифровой образовательной среды в том, что ее можно масштабировать. Доступ к контенту получает огромное количество пользователей. При этом важно учитывать образовательный стиль и индивидуальность каждого учащегося.

Данные для педдизайна

Как уже было сказано, педдизайн невозможен без данных. Какие же данные собираются при создании образовательных сред?

Данные о диагностике. В чем уникальность учащегося и группы. Что можно диагностировать:

  • мотивацию,
  • поведенческие паттерны,
  • когнитивные стили мышления и привычки,
  • пределы когнитивных нагрузок.

Данные об опыте, деятельности, которые человек получает.

Данные группового взаимодействия. Здесь есть интересный элемент, известный как групповое совершение ошибок. В онлайн-школах Университета 2035 учащиеся погружаются в цифровую среду, проводится анализ, что они понимают не так, какие у них есть стереотипы. Группе дается сложное задание, которое она априори решить не может, возникают ошибки. Далее группа их разбирает. В процессе педдизайнер собирает данные об учащихся: кто как коммуницирует, в какой деятельностной позиции находится, что происходит с ошибками.

Базовые элементы освоения компетенций

Сложное контекстуальное понимание – то, что измеряется в образовании, построенном по принципам педдизайна.

Умение – понимание отрефлексированное и проявленное в деятельности. Рефлексия – один из наиболее часто встречающихся видов цифрового следа.

Отношение. Как человек относится, что он думает и чувствует, удерживает ли он фокус. Какую эмоцию в отношении образовательной среды он испытывает. Выявляется через семантику текстов, через эмоциональную направленность.

Как правило в педдизайне применяется модель ADDIE – анализируй, проектируй, разрабатывай, внедряй, оценивай. Модель реализуется в цикле.

Основные элементы деятельности педдизайнера

Анализ целевой аудитории. Возраст, область работы, профессиональный опыт.

Пересборка содержания курса. Последовательность прохождения материала (когнитивная лестница).

Разметка образовательных результатов. Что мы будем замерять.

Настройка системы оценки.

Чтобы грамотно собрать образовательные данные, следует разметить все на рубрикаторах. На каждой лекции, на каждом элементе общения или деятельности необходимо понимать, какие должны быть образовательные результаты.

Базовые составляющие цифровизации обучения

Многие когнитивисты и нейрофизиологи склоняются к тому, что люди гораздо лучше понимают что-то в общении, в группе, чем когда пытаются что-то выучить индивидуально.

Образование переходит в Zoom, и если педагог хочет видеть, что происходит со студентами, он просит всех включить камеры. Студенты включают камеры и что дальше? Приоритизируется обработка лиц. Когда в Zoom много лиц, у нас на обработку уходит дополнительное время, мы теряем фокус учащихся, много времени и внимания у них тратится на мысли о собственной внешности. И все это «съест» нашу когнитивную составляющую, заберет внимание и энергию, которые необходимы для образования.

Андрей Комиссаров
Директор направления «Развитие человека на основе данных» Университета 20.35

Когда мы думаем о вовлечении в онлайне, можно отказаться от того, чтобы смотреть на лица. Например, можно использовать среду Discord.

Материал подготовлен по итогам мастер-класса Лаборатория «Цифровая образовательная среда». Педагогический дизайн — проектирование эффективной образовательной среды EdCrunch Labs.

{ "author_name": "2035 University", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 4, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "subsite_label": "education", "id": 185128, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 08 Dec 2020 14:19:40 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку

Комментарии

null