Долой консерватизм: что мешает развитию онлайн-рынка образовательных услуг в России
Для рынка онлайн-образования пандемия стала настоящим катализатором. Тем не менее существует еще множество факторов, которые мешают развитию EdTech в нашей стране. Среди конкретных проблем можно назвать инертность системы образования, негативное отношение родителеи к использованию гаджетов в процессе обучения и низкую информированность населения о возможностях образовательных технологии. С Натальей Царевской-Дякиной, генеральным директором Edtech-акселератора Ed2, мы постарались разобраться, какие еще есть барьеры для роста онлайн-рынка образовательных услуг в России?
Отсутствие финансирования
Для создания, становления и развития качественного EdTech-проекта требуются значительные финансовые вложения. Зачастую начинающим предпринимателям просто неоткуда взять деньги. Соответственно, единственным решением проблемы остается привлечение инвестиций. Но и это еще не все. Для внедрения и работы технологии помимо качественного контента необходимы клиенты. Причем, чем больше, тем лучше. В противном случае, расходы могут не окупиться. Наш рынок, несмотря на существенный скачок в 2020 году, остается еще очень маленьким. Узкоспециализированному проекту просто может не хватить аудитории. Поэтому в России многие идеи не взлетают, а отечественные стартапы делают ставку на глобальный рынок. Данной стратегии благоприятствуют и внешние факторы — во многих государствах до сих пор нет своих сервисов онлайн-обучения, поэтому готовые технологии или решения будут ими особенно востребованы.
Неравная степень доступности технологий
Согласно данным РАЭК почти 1/3 жителей России не располагает доступом в Интернет или просто не использует его. Ситуация осложняется неразвитостью инфраструктуры. Громкую огласку получила ситуация, когда школьники из отдаленных сел Большого Сочи на удаленке в связи с пандемией получали школьные задания через обычный почтовый ящик. Всему виной отсутствие интернета. Даже в столице далеко не у каждого ученика есть собственный компьютер. А что тогда сказать о малообеспеченных многодетных семьях? На самом деле подобная проблема актуальна не только для России, но и для всего мира. Просто на нее обратили внимание лишь в условиях пандемии и перехода детей на дистанционное обучение.
Лживые обещания
Пользователи еще не могут распознать некачественный продукт. Они свято верят пустым обещаниям хитрых предпринимателей, которые обещают колоссальный успех всего за 1 семинар. Как известно, бесплатный сыр бывает в мышеловке. Профессиональный эксперт не будет обещать золотые горы, он наглядно продемонстрирует свой бэкграунд. Это не только практический опыт, но и набор необходимых компетенций для развития навыков учеников.
Офлайн vc онлайн
Развитию отрасли также мешает и недоверие пользователей к самому формату онлайн-обучения. Люди всю жизнь получали образование в офлайне, поэтому они подсознательно тянутся к уже знакомому «старому» формату. Они уверены, что офлайн-образование качественнее. Жители дальних регионов порой вообще не знают, что в онлайне можно чему-то научиться. Здесь уже должен хорошо сработать маркетинг - проработать аудиторию и показать ценность продукта.
Пользователи не хотят платить
Ну кто не любит халяву? Наверняка каждый гуглил новый фильм, желая сэкономить на платных сервисах. Так люди поступают и с образованием, наивно полагая, что этот же контент можно найти на просторах интернета. Бороться с этим можно только одним путем: демонстрировать ценность, качество и экспертизу своего продукта. Расскажите о конкретных результатах, которых можно добиться при прохождении курса.
Все вышеперечисленные факторы являются существенной преградой для развития отрасли в нашей стране. Не последнюю роль в этом играет и государство. Общая работа бизнес-сообщества и власти по минимизации проблем позволит существенно ускорить процесс становления Edtech в России.
еще я бы добавил, что существенная преграда в онлайн образовании - это сами люди со своей ленью, отсутствием самодисциплины и желанием к самообразованию
а в лайт-версии некоторым людям просто сложно, потому что они не могут адаптироваться к такому формату (здесь даже дело не в стереотипе, что офлайн = качество (все мы помним студенческие годы и знаем, что офлайн бывает разным)). просто в онлайне нет никакого давления, ты заплатил и должен сам себя заставлять
Тут еще фактор предпринимательского нетворка играет важную роль. Недостаточно привлечь много денег чтобы запустить комплексный образовательный проект который останется актуальным через пару лет и будет уверенно масштабироваться. Нужны, что называется, smart money - это опытные эдвайзеры, профильные акселераторы. Фонды и акселераторы, которые помогают развивать образовательные проекты на российском рынке можно пересчитать по пальцам одной руки. Поэтому стартапы либо сразу ориентируются на внешний рынок, либо варятся в вакууме своих ошибок и локального опыта. А еще у нас чаще создают небольшие кратковременные проекты - онлайн-школы, курсы, гайды, которые можно запустить по отработанной схеме и немного заработать. Мало проектов с потенциалом для масштабирования