{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Долой консерватизм: что мешает развитию онлайн-рынка образовательных услуг в России

Для рынка онлайн-образования пандемия стала настоящим катализатором. Тем не менее существует еще множество факторов, которые мешают развитию EdTech в нашей стране. Среди конкретных проблем можно назвать инертность системы образования, негативное отношение родителеи к использованию гаджетов в процессе обучения и низкую информированность населения о возможностях образовательных технологии. С Натальей Царевской-Дякиной, генеральным директором Edtech-акселератора Ed2, мы постарались разобраться, какие еще есть барьеры для роста онлайн-рынка образовательных услуг в России?

Отсутствие финансирования

Для создания, становления и развития качественного EdTech-проекта требуются значительные финансовые вложения. Зачастую начинающим предпринимателям просто неоткуда взять деньги. Соответственно, единственным решением проблемы остается привлечение инвестиций. Но и это еще не все. Для внедрения и работы технологии помимо качественного контента необходимы клиенты. Причем, чем больше, тем лучше. В противном случае, расходы могут не окупиться. Наш рынок, несмотря на существенный скачок в 2020 году, остается еще очень маленьким. Узкоспециализированному проекту просто может не хватить аудитории. Поэтому в России многие идеи не взлетают, а отечественные стартапы делают ставку на глобальный рынок. Данной стратегии благоприятствуют и внешние факторы — во многих государствах до сих пор нет своих сервисов онлайн-обучения, поэтому готовые технологии или решения будут ими особенно востребованы.

Главные барьеры развития онлайн-образования — это государство и прокрастинация. Государство -это регулятор, который устанавливает и меняет правила игры, а также один из базовых элементов рынка, от которого никуда не деться. Государство – это не про инновации, и даже не про развитие, это про фиксирование status quo и зонирование рынка, в котором оно занимает 50-90% территории в зависимости от сегмента. Причем в некоторых сегментах государство может одновременно являться заказчиком, исполнителем и контролером. На остальной части рынка можно развивать EdTech практически беспрепятственно.

Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор Edtech-акселератора Ed2

Неравная степень доступности технологий

Согласно данным РАЭК почти 1/3 жителей России не располагает доступом в Интернет или просто не использует его. Ситуация осложняется неразвитостью инфраструктуры. Громкую огласку получила ситуация, когда школьники из отдаленных сел Большого Сочи на удаленке в связи с пандемией получали школьные задания через обычный почтовый ящик. Всему виной отсутствие интернета. Даже в столице далеко не у каждого ученика есть собственный компьютер. А что тогда сказать о малообеспеченных многодетных семьях? На самом деле подобная проблема актуальна не только для России, но и для всего мира. Просто на нее обратили внимание лишь в условиях пандемии и перехода детей на дистанционное обучение.

Также к барьерам можно отнести силу привычки или боязнь нового. Человека интуитивно пугает неизвестность. Если текущее состояние не очень хорошо, но очень понятно, то пусть остается без изменений. Образованием и его результатами недовольны практически все участники классического рынка, но перемены ещё страшнее. Знаете, кто в карантин оказался самым консервативным участником удаленки? Родители. Не учителя, и тем более не дети, а наши с вами ровесники, считающие, что образование, это только то, что в классе и у доски. Это поменяется только с течением времени, когда основным клиентом EdTech сервисов станут те, которым уже сейчас вполне комфортен онлайн.

Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор Edtech-акселератора Ed2

Лживые обещания

Пользователи еще не могут распознать некачественный продукт. Они свято верят пустым обещаниям хитрых предпринимателей, которые обещают колоссальный успех всего за 1 семинар. Как известно, бесплатный сыр бывает в мышеловке. Профессиональный эксперт не будет обещать золотые горы, он наглядно продемонстрирует свой бэкграунд. Это не только практический опыт, но и набор необходимых компетенций для развития навыков учеников.

Офлайн vc онлайн

Развитию отрасли также мешает и недоверие пользователей к самому формату онлайн-обучения. Люди всю жизнь получали образование в офлайне, поэтому они подсознательно тянутся к уже знакомому «старому» формату. Они уверены, что офлайн-образование качественнее. Жители дальних регионов порой вообще не знают, что в онлайне можно чему-то научиться. Здесь уже должен хорошо сработать маркетинг - проработать аудиторию и показать ценность продукта.

Офлайн пока вызывает доверие куда больше, чем онлайн. «А вдруг что не так, кому я морду в вашем онлайне бить буду? Нам понятно, когда пришёл, поговорил, заплатил. Чтобы можно было и с менеджером все обсудить, и директора образовательного центра позвать!» - говорили слушатели офлайн-курсов в регионе. Сложно, когда кроме сайта нет никакого ответственного контакта за услугу и отсутствует тот, с кого можно спросить за качество и результат.

Все мы знаем, что одна из ключевых функций образования — социализация. Важно понимать, что сейчас многие идут учиться не только ради контента, но и ради нетворкинга. В наше время это определяющий фактор. В онлайне заполучить профессиональные связи и контакты очень сложно, поскольку люди склонны больше доверять тем, кого они знают лично.

Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор Edtech-акселератора Ed2

Пользователи не хотят платить

Ну кто не любит халяву? Наверняка каждый гуглил новый фильм, желая сэкономить на платных сервисах. Так люди поступают и с образованием, наивно полагая, что этот же контент можно найти на просторах интернета. Бороться с этим можно только одним путем: демонстрировать ценность, качество и экспертизу своего продукта. Расскажите о конкретных результатах, которых можно добиться при прохождении курса.

Все вышеперечисленные факторы являются существенной преградой для развития отрасли в нашей стране. Не последнюю роль в этом играет и государство. Общая работа бизнес-сообщества и власти по минимизации проблем позволит существенно ускорить процесс становления Edtech в России.

0
2 комментария
Meyers Kimberly

еще я бы добавил, что существенная преграда в онлайн образовании - это сами люди со своей ленью, отсутствием самодисциплины и желанием к самообразованию

а в лайт-версии некоторым людям просто сложно, потому что они не могут адаптироваться к такому формату (здесь даже дело не в стереотипе, что офлайн = качество (все мы помним студенческие годы и знаем, что офлайн бывает разным)). просто в онлайне нет никакого давления, ты заплатил и должен сам себя заставлять 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Dalakishvili

Тут еще фактор предпринимательского нетворка играет важную роль. Недостаточно привлечь много денег чтобы запустить комплексный образовательный проект который останется актуальным через пару лет и будет уверенно масштабироваться. Нужны, что называется, smart money - это опытные эдвайзеры, профильные акселераторы. Фонды и акселераторы, которые помогают развивать образовательные проекты на российском рынке можно пересчитать по пальцам одной руки. Поэтому стартапы либо сразу ориентируются на внешний рынок, либо варятся в вакууме своих ошибок и локального опыта. А еще у нас чаще создают небольшие кратковременные проекты - онлайн-школы, курсы, гайды, которые можно запустить по отработанной схеме и немного заработать. Мало проектов с потенциалом для масштабирования

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда