{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Обучение закупкам: что выбрать начинающему поставщику?

Российский рынок государственного и корпоративного заказа стабильно развивается. За первые 8 месяцев 2021 г. общий объем начальных цен закупок, размещенных на официальном сайте Единой информационной системы, составил 19 трлн. рублей, а к концу года, по прогнозам, превысит 30 трлн. рублей. При этом все большее количество тендеров проходит в электронной форме, что существенно облегчает участие подрядчиков. Интерес к участию в закупках растет – победа в торгах гарантирует стабильную оплату, что особенно важно для малого и среднего бизнеса.
Тем не менее многие предприниматели смотрят на закупки с недоверием, прежде всего из-за устоявшихся стереотипов: тендеры могут казаться сложным, непрозрачным, слабо контролируемым процессом с неясными правилами проведения и постоянно меняющимся законодательным регулированием. Поэтому, с одной стороны, нам хочется участвовать в торгах, с другой стороны – непонятно, как именно выстроить работу с тендерами. Очевидное решение этой проблемы – пройти обучение закупкам. Обзор на существующие образовательные практики подготовил Александр Кузнецов, эксперт в сфере государственных и коммерческих закупок, автор и разработчик учебных программ в «ТЭК-Торг».

Можно ли обучаться самому?

Здесь сразу возникает вопрос: а можно не проходить никаких курсов и изучить все о закупках самостоятельно? Ответ: можно, но для этого от вас потребуется умение работать с источниками, внимательность, аналитические способности, базовые юридические и экономические познания и много свободного времени. Если вы обладаете всем указанным – обязательно попробуйте изучить закупки своими силами. Однако будьте готовы к тому, что придется потратить очень много времени, разбираясь в нормах законодательства, и особенно – в правоприменительной практике. Если же у вас нет свободных четырёх-пяти месяцев и непреодолимой тяги к самостоятельному познанию – лучше пройти обучение по готовой программе.

Решив пройти обучение, мы обнаружим огромное количество предложений на рынке по самой разнообразной цене: вебинары, семинары, конференции, видеокурсы, деловые игры и массу дополнительных видов образовательных и консультационных услуг, включая «тендерные карты» и различного рода «шпаргалки». Как не запутаться в таком обилии продолжений? Давайте разбираться.

Заказчики и поставщики

Прежде всего нужно понимать: обучение закупкам делится на обучение заказчиков и обучение поставщиков. Если мы поставщики, то не имеет большого смысла участвовать в обучении для заказчиков, и наоборот. Полезная информация в таком случае будет, но в процентном соотношении совсем незначительная: заказчиков учат таким вещам, как нормирование, планирование закупок, расчет различных квот, соблюдение требования по публикации различных документов, размещение отчетности. Для поставщиков это не представляет существенной практической ценности.

Важный нюанс: как правило, по окончании обучения заказчиков им выдается документ государственного образца. Есть ли в нем особая ценность?

Если заказчик работает по 44-ФЗ, то для работы контрактным управляющим, а также членом закупочной комиссии ему обязательно требуется свидетельство государственного образца о профессиональной переподготовке. Это свидетельство является подтверждением квалификации сотрудника в области планирования, организации закупок и формирования отчетности, а также понимания им пределов собственной ответственности на каждом этапе закупок. Для заказчиков по 223-ФЗ такая переподготовка обязательной не является, хотя в отдельных случаях она может считаться преимуществом для назначения в члены закупочной комиссии (на усмотрение руководства). Для остальных участников закупок нет никаких квалификационных требований по обучению – следовательно, поставщикам такой документ не может дать никаких преимуществ.

Итак, мы поняли, что нужно проходить обучение именно для поставщиков. Такое обучение предлагают сегодня вузы, электронные торговые площадки, образовательные онлайн-платформы, коммерческие учебные центры и различного рода «эффективные практики». Рассмотрим особенности.

Обучение в вузе

Плюсы: привычный, проверенный временем формат. Можно задавать вопросы лично лектору, можно пожать ему руку и сфотографироваться. Хорошо подойдет тем, кто предпочитает традиционный очный формат обучения: материальная база, парты, стулья, живое общение с сокурсниками.

Минусы: традиционный крен в теорию. Как правило, вузы специализируются на обучении заказчиков, но могут проводить и программы обучения поставщиков. При этом методисты программ часто включают в обучение много лишней теории, которая вам никогда не пригодится. А практических знаний, наоборот, может не хватать.

Рекомендация: посмотрите, что будет в программе обучения и кто читает курс. Хорошо, если лекторов будет много и в их числе будут приглашенные эксперты, занимающиеся практикой.

Образовательные онлайн-платформы

Плюсы: современный сервис. Обучение на специализированных платформах дистанционного обучения с разнообразными активностями. Индивидуальный подход – можете заниматься, хоть ночью, хоть в выходные. Методисты онлайн-платформ для создания курсов привлекают предметных экспертов, которые хорошо разбираются в вопросах.

Минусы: информация может быть неактуальной. Сложно получить ответы на нетиповые вопросы. Эксперты могут записать курс и прекратить сотрудничество с платформой. Будет ли информация своевременно актуализироваться, кто именно и как быстро будет отвечать на вопросы слушателей – неизвестно. Методисты без экспертной поддержки не смогут оказать квалифицированной помощи.

Рекомендация: узнайте, когда курс был записан или поступил в продажу. Если прошло более полугода – без обновлений он мог серьезно устареть и потерять актуальность.

Электронные торговые площадки

Плюсы: сотрудники ЭТП точно знают, что нужно заказчикам и поставщикам, чтобы закупка успешно состоялась. Никто лучше них не объяснит особенности технических моментов и практику работы в личном кабинете – где и куда нажимать, чтобы все работало. Вам могут предоставить доступ на тестовую версию ЭТП, чтобы вы потренировались изнутри.

Минусы: вам объяснят все об электронных процедурах. Однако моменты, которые возникают вне ЭТП, – например, приемка продукции в офлайн или участие в бумажных процедурах – могут быть неизвестны специалистам площадки. Также площадка может ненавязчиво рекламировать вам дополнительные услуги – например, получение финансовых сервисов или электронной подписи.

Рекомендация: для участия в электронных закупках подойдет лучше всего. Уточните, кто именно является разработчиком курса и как можно получать ответы на возникающие вопросы.

Коммерческие учебные центры

Плюсы: очень широкий выбор. Коммерческих организаций, проводящих различного рода обучение, очень много – с большой долей вероятности вам удастся подобрать вариант, подходящий вам и по формату, и по программе, и по месту проведения. Здесь можно встретить очень доступные по стоимости курсы.

Минусы: как правило, те же, что и у вузов. Часто такие центры предлагают очень широкую линейку предметов и далеко не всегда могут качественно обучать по каждому из них. Ключевой вопрос – насколько хорошо преподаватели и методисты центра знают закупки. Услуги признанных экспертов в закупках стоят дорого.

Рекомендация: следует выбирать этот вариант, только если учебный центр имеет серьезную репутацию. Если важным моментом является необходимость экономии финансов, то целесообразно поискать другие варианты – например, ЭТП «ТЭК-Торг» позволяет пройти в том числе полностью бесплатное обучение.

«Эффективные практики»

Плюсы: вы получите опыт. Возможно, вас привлечет нестандартная подача материала.

Минусы: на рынке присутствует множество программ крайне низкого уровня или откровенно недобросовестных предложений. Если вам в соцсетях предлагают «уникальный опыт/секрет успеха от тендерного гуру», есть риск попасть к инфо-цыганам, получить спам и массу ненужной информации о вымышленных историях успеха. Хорошо еще, если не предложат вступать в какой-нибудь «закрытый клуб» или нести деньги в «пирамиду». Время настоящих экспертов в закупках стоит дорого, и подобным они не занимаются.

Рекомендация: строго не рекомендуем.

Форматы обучения

Сегодня учебные организации предлагают разнообразные форматы обучения на любой вкус: очные, заочные, дистанционные, смешанные виды обучения.

Получение знаний – это не всегда строгий формальный порядок. Можно встретить предложения о выездном обучении в неформальной обстановке, «бизнес-завтраки» и «бизнес-ужины», где поставщики получали ответы на вопросы представителей заказчиков и сотрудников контрольных органов.

Современное обучение может проходить в комфортной обстановке и приносить не только качественные знания, но и ценный опыт, полезные знакомства и приятные эмоции!

Чтобы результат обучения соответствовал ожиданиям, лучше изначально определить, что именно вы хотите вынести из него: требуется ли вам глубокое погружение в закупки или достаточно короткого курса для новичков, нужна ли вам практика, какой формат будет наиболее удобным. Ответив для себя на эти вопросы, можно выбрать то, что будет нужно именно вам. А если в ходе работы с закупками вы столкнетесь с аспектами, которых не было на обучении – можно обратиться на бесплатную консультацию.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда