Как мы вышли на территорию психологии: за полгода привлекли более 50 экспертов и создали 13 курсов

В августе 2021 года образовательная платформа Skillbox, лидер рынка российского дополнительного профессионального образования, запустила новое направление — “Психология”. Компания впервые отошла от профессионального обучения hard-скиллам в пользу метанавыков, которые помогают в профессиональном и личном развитии слушателей. Сейчас направление предлагает 13 курсов длительностью от 1 до 9 месяцев. Каждый из курсов затрагивает одну или несколько жизненных сфер: отношения с собой, партнером, детьми и работой.

В этой статье команда направления “Психология” рассказывает о том, как работает над продуктом и как ищет баланс между научным подходом и практичностью для каждого слушателя.

Этапы создания направления

Цели и задачи

Психологическим просвещением сегодня занимаются специалисты разного уровня подготовки. Пользуясь высоким спросом аудитории на личный рост и решение проблем, они захватывают все больше площадок. “Новой жизни с понедельника” учат не только эксперты с квалификацией, но и блогеры без психологического образования.

Сделать качественную оценку эксперта становится все сложнее, ведь количество подписчиков, лайков или проданных книг зачастую не соотносится с профессиональными заслугами, опорой в работе на современные научные и психотерапевтические подходы.

В совокупности эти факторы отразились на нашем подходе к созданию качественного психологического продукта. Так нашей целью стал синтез знаний и инструментов самопомощи от признанных экспертов разных психологических подходов и их применимая к жизни подача для слушателей без специальной подготовки. Важно отметить, что наши курсы не являются заменой терапии и не направлены на подготовку профессиональных кадров. Они ставят перед собой другие задачи:

  • погружение в психологические аспекты волнующей сферы жизни: родительство, работа, партнерские отношения и контакт с самим собой (в зависимости от выбранного курса);
  • проработка личных навыков: понимание и управление своими эмоциями, тревожностью и привычками, работа с самооценкой и выгоранием;
  • обретение практических психологических навыков, применимых в повседневной жизни и работе.

На протяжении многих месяцев над программой каждого курса работала опытная команда исследователей-аналитиков, преподавателей вузов, практикующих психологов. Мы стремились дать пользователям качественный образовательный продукт, который позволит им открыть для себя новые зоны личного и профессионального роста, обрести применимый к жизни психологический инструментарий.

Александра Нечаева, Руководитель направления “Психология” в Skillbox

Команда направления

Работа началась в марте 2021 года. В штатную команду собирали специалистов с психологическим образованием, — сегодня в нее входят руководитель, шесть продюсеров и три методиста. Продюсеры занимаются поиском внешних экспертов, коммуникацией и брифингом, сопровождают все этапы разработки программы, а также организовывают съемки. Методисты контролируют практическую пользу материалов, понятность и логичность структуры курса.

Внешние эксперты — это авторы и спикеры курсов, которые составляют программы, разрабатывают практические упражнения и итоговые задания для модулей, снимаются в записи лекций. Традиционно за каждым курсом закреплены кураторы, в данном случае — психологи-практики, которые дают обратную связь по практическим заданиям, отвечают на вопросы и общаются с участниками.

Поиск экспертов

Это один из самых сложных этапов. В каждой кандидатуре должно сойтись множество факторов: экспертиза, взаимный интерес, временной ресурс. Мы проводим предварительные встречи с потенциальными спикерами, изучаем их подход и опыт, посещаем отраслевые мероприятия и выступления. Отбор в среднем занимает около 2 месяцев.

Ищем экспертов, задающих психологическую повестку в профессиональной и научно-популярной среде, и открываем для широкой аудитории высококлассных специалистов и исследователей. Авторы наших курсов — преподаватели психологических факультетов МГУ и НИУ ВШЭ, а также других уважаемых университетов и психологических образовательных организаций. Но не менее важен и практический опыт в психотерапии и консультациях по работе с запросами клиентов по теме того или иного курса.

Со многими экспертами мы начинаем работать в качестве спикеров курсов. То есть приглашаем их спроектировать и снять с нами 1-2 тематических блока. Если контакт складывается, и нам нравится результат, мы предлагаем им стать авторами полноценных проектов. Случается и так, что уже в ходе работы над курсом мы понимаем, что эксперт не подойдет нашей аудитории. Нам важно выдержать качественную и в то же время применимую к реальной жизни тональность.

Интересное наблюдение. Благодаря сильному экспертному составу на наши курсы активно записываются практикующие психологи. Это стало для нас приятной неожиданностью.

Среди наших спикеров:

  • Наталья Кисельникова, кандидат психологических наук, популяризатор психологии
  • Екатерина Онокой, клинический психолог, основатель проекта «Когнитивная Академия», организатор фестиваля «ДокПсиФест»
  • Владимир Мохов, доцент кафедры общей психологии МГМСУ
  • Елена Станковская, психолог-консультант, кандидат психологических наук, доцент НИУ ВШЭ
  • Марина Травкова, системный семейный психотерапевт, автор книги «Неверность. Почему любимые изменяют, стоит ли прощать, можно ли избежать», преподаватель НИУ ВШЭ
  • Наталья Терещенко, врач-сексолог, автор книги «Бабочка в кулаке, или Неуловимый оргазм»
  • Вадим Петровский, доктор психологических наук, психолог-консультант, ординарный профессор НИУ ВШЭ
  • Полина Тур, клинический психолог, кандидат психологических наук, преподаватель МГУ
  • Александр Покрышкин, детский психолог, игровой и арт-терапевт, преподаватель НИУ ВШЭ, МИП, РГГУ
  • Вера Якупова, кандидат психологических наук, научный сотрудник факультета психологии МГУ, практикующий психотерапевт

Гипотезы и исследования

Мы предположили, что основные интересы и трудности наших слушателей лежат в базовых жизненных сферах: отношения с собой, партнером, детьми и работой. Их спецификация на курсы разрабатывается на основе исследований и анализа рынка. Мы провели три больших установочных опроса. Среди 448 студентов Skillbox, 24 тыс. внешних респондентов, а также интегрировали вопросы по психологии в общий опрос для всех, кто оставлял заявки на курсы платформы — более 270 тыс. респондентов.

Наиболее популярные направления психологии, в которых респондентам большого исследования хотелось бы развиваться, относятся к контакту с собой: более 60% респондентов выбрали работу с эмоциями, самооценку и уверенность, знание и принятие себя.

Если возвращаться к разделению направления на четыре базовых блока, то почти 79% опрошенных из 24 тыс. респондентов указали, что им нужна помощь в профессиональном развитии. В том числе, лучшем понимании возможностей реализации своего потенциала. Главной мотивацией выступает повышение качества жизни и желание стать лучшей версией.

Для проработки гипотез и проверки результатов количественных исследований мы тесно общаемся с экспертным сообществом и проводим качественные интервью с представителями целевой аудитории.

Большая цель курсов — не только помочь решить текущую проблему, но и найти долгосрочные решения. Поэтому на первом этапе разработки мы уделяем много внимания исследованиям. С одной стороны, это дает нам возможность дополнительно проверить рекомендации, которые дает эксперт, а с другой — быть уверенными, что именно эти решения, здесь и сейчас, подойдут для наших слушателей.

Екатерина Анисимова, Руководитель методистов направления “Психология”

Как проходит обучение?

Форматы обучения

На данный момент это стандартные для платформы форматы предзаписанных видео и онлайн-практикумов. Согласно проведенному исследованию, именно предзаписанные видео удовлетворяют наиболее удобному для респондентов подходу к обучению (более 55%). Формат позволяет делать паузы на спокойное размышление и ведение записей. Длительность большинства курсов разнится от 1 до 4 месяцев. Самый продолжительный курс — “Как наладить контакт с собой и миром” — потребует около 9 месяцев, но позволит охватить больше жизненных сфер. Слушатели выполняют практические задания, получают обратную связь от кураторов, могут общаться между собой и получать помощь в групповых чатах в Telegram с куратором. В будущем мы планируем проведение буткемпов.

Практические задания

Помимо теоретической информации в каждом из наших курсов есть практические задания. Это важная часть учебного процесса: с помощью заданий слушатели курса применяют полученные знания к себе. В силу специфики направления мы отказались от заданий на проверку знаний и сконцентрировались на проработке участниками собственного опыта.

Например, в курсах о родительстве мы просим проанализировать свое поведение в определенных ситуациях собственного детства. Так слушателю удается лучше понять, через что проходит его ребенок. А в курсе по партнерским отношениям просим составить необычное семейное древо с анализом восприятия романтической и семейной связи у родителей, бабушек и дедушек.

На одном из курсов есть модуль о внутреннем критике, перфекционисте и самозванце, — и мы направляем студентов провести честный внутренний диалог с ними. На других курсах предлагаем вести дневник саморефлексии с открытыми вопросами по заданному шаблону. Бывают и творческие задания, например, что-то нарисовать или визуализировать.

Особняком стоят домашние работы в курсах по управлению тревогой и эмоциями, которые направлены на выработку определенных навыков и паттернов в поведении. Например, в каждом задании курса “Справляемся с тревогой и беспокойством” единая последовательность выполняемых действий: наблюдение за своими ощущением, практика и рефлексия опыта. От модуля к модулю студент все больше углубляет знания о тревоге и ее проявлениях, способах реагирования и расширяет пул стратегий поведения, получая новый опыт взаимодействия с тревожными проявлениями и своими ценностями.

Наши кураторы — это практикующие психологи. Их задача не оценивать задания, а поддерживать, направлять вопросами, помогать разобраться и улучшить понимание ситуации и материалов занятий.

Например, в начале курса по партнерским отношениям мы предлагаем студенту сформулировать задачи в отношениях с трех позиций: собственных потребностей (вершина Я), потребностей партнера (вершина Ты) и потребностей пары (вершина Мы). Если в упражнении допущены ошибки (допустим, в вершине «Я» идут потребности «Мы»), наша задача — не критикуя, скорректировать это через вопросы. «Что ещё могли бы сказать ваши отношения по этому поводу? Если бы они были живым человеком, что бы они посоветовали вам в этой ситуации? Что могло бы их укрепить или ослабить?

Лилит Рдикян, Продюсер направления “Психология”

Мы даем возможность каждому слушателю самостоятельно определять комфортный для себя уровень откровенности при выполнении практических заданий. Например, он может делиться с куратором не описанием упражнения и личных наблюдений, а только своим эмоциональным откликом, уточняющими вопросами.

Во время обучения слушатели учатся менять свои стратегии мышления (установки, стереотипы, автоматические мысли) и поведения, отношение к себе, другим людям и значимым событиям. Результатом обучения становится понимание собственных зон роста, ресурсов и желаний и приобретение базового психологического инструментария. Когда человек завершает курс, он не прекращает развитие, а продолжает работать над собой. Для этого у него остаются необходимые гайды, доступ к занятиям и чату, рабочая тетрадь. Также мы рекомендуем участникам спустя некоторое время пересмотреть некоторые уроки, чтобы освежить информацию и увидеть для себя новые нюансы.

Дальше — больше

Работа по совершенствованию и наполнению направления не останавливается. Это относится к новым запускам, к улучшению текущего продукта и пользовательского опыта. До конца года мы планируем запустить курсы об эмоциональном выгорании и о первых годах родительства. Творческий процесс и живая обратная связь располагают команду к генерации новых идей к уже запущенным курсам. Одной из которых стала “Инструкция к курсам по психологии”, интегрированная в личные кабинеты пользователей в конце октября. Этот гайд призван помочь настроиться на прохождение курса, определить правила и границы. Инструкция станет особенно полезной для формулирования запроса, бережного отношения к себе в процессе изменений и преодоления сопротивления.

Мы стремимся к тому, чтобы на наших курсах участники чувствовали себя в безопасности, в теплой и поддерживающей атмосфере. Сейчас мы работаем над развитием групповых чатов в Telegram, организацией синхронных созвонов и бонусных вебинаров. Это позволяет мотивировать слушателей делиться своими переживаниями, наблюдениями и первыми успехами, общаться и задавать вопросы.

0
3 комментария
PiFagor

Вы лидеры рекламного спама, тут это без сомнений. Все остальное под сомнением.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Смирнова

большая работа! даешь качественную психологию в онлайн!

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Гайдученко

Качественная психология уже давно на https://edunote.ru 😊Приходите

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда