{"id":13643,"url":"\/distributions\/13643\/click?bit=1&hash=a8215ceddd252b2083ce5ad9aec744ff1eefa9bc3de1c4cbfdb18016cc439e99","title":"\u0412\u044b\u0431\u0435\u0440\u0438\u0442\u0435\u0441\u044c \u0438\u0437 \u043b\u043e\u0432\u0443\u0448\u043a\u0438 \u00ab\u043c\u043d\u043e\u0433\u043e\u0440\u0443\u043a\u043e\u0433\u043e \u0428\u0438\u0432\u044b\u00bb","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"6f999284-e19c-51a5-b74d-c3d432185ecb","isPaidAndBannersEnabled":false}

Приоритет 2030. Новый взгляд на образование

Прошлый год в России был ознаменован как год науки и технологий. Цифровая трансформация неизбежно входит в нашу жизнь, в том числе и в образовательную сферу. Так в 2021 году стартовала программа “Приоритет-2030” в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 312 декабря 2020 г. № 3697-р. Целью программы является формирование «широкой группы университетов, которые станут лидерами в создании нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу».

В основе программы “Приоритет-2030” лежит трансформация существующих подходов к высшему образованию их апробация и тиражирование для успешной конкуренции на мировом рынке образования, науки и технологий. Трансформация высшего образования невозможна без интеграции образовательного процесса с научно-исследовательской, технологической и инновационной деятельностью университета. Для обеспечения этой интеграции и формирования человекоцентричной экосистемы образования, создающей благоприятные условия для развития и успешной реализации личностного потенциала уже недостаточно просто цифровизации, а необходима цифровая трансформация, которая состоит не столько в использовании современного оборудования и востребованных цифровых технологий, сколько затрагивает существующие подходы в методике преподавания, а также коммуникативные связи различных стейкхолдеров трудовых отношений.

В связи с этим, мы говорим уже не о создании цифровых образовательных ресурсов и внедрении информационных систем, а о формировании единой экосистемы цифровых сервисов, позволяющей объединить всех стейкхолдеров трудовых и образовательных отношений. При этом центральным ядром этой экосистемы остается человек (индивид), как следствие ключевым направлением цифровой трансформации образования должен стать персонализированный подход к обучению, направленный на создание благоприятных условий для самореализации и повышения качества жизни.

Среди атрибутов персонализации и индивидуализации обучения выделяется способность и возможность выбора обучающимся отдельных аспектов образовательного процесса, что обуславливает выход на построение индивидуальных образовательных траекторий, предъявляющих определенные требования к цифровым сервисам, входящим в состав электронной информационной образовательной среды, как с точки зрения накопления, отражения и учета данных составляющих цифровой след, так и функциональное присутствие сервисов оценки компетенций и регистрации фактов прохождения обучения (действий пользователя в онлайн-среде обучения) для реализации механизмов запуска рекомендаций построения индивидуальных траекторий развития.

Для накопления этих данных, электронная информационная образовательная среда, являющаяся основой цифровой экосистемы, имеет возможность использования электронных ресурсов, которые позволят обучающимся, преподавателям и сотрудникам университета получать доступ к образовательным ресурсам, а также обмениваться данными в режиме реального времени. В рамках данной экосистемы обучающиеся получают возможность обучаться онлайн, получать доступ к электронной библиотеке, пользоваться сервисами онлайн-тестирования и дистанционной аттестации, использовать симуляторы, принимать участие в воркшопах, коммуницировать как с преподавателями и наставниками, так и между собой. Более того, цифровая среда позволяет обучающимся формировать свое цифровое портфолио, индивидуальные траектории развития и возвращаться к ранее сохраненным рекомендациям траекторий, ну и конечно видеть актуальную информацию по успеваемости, расписанию, по финансовым аспектам (оплата обучения, стипендии, гранты).

Электронная информационная образовательная среда позволяет преподавателям максимально эффективно использовать цифровые сервисы для апробации новых подходов в обучении. Это становится возможным благодаря тому, что помимо классических редакторов учебных материалов, преподаватели могут внедрять в образовательный процесс интерактивные упражнения, сервисы видеконференций, симуляторы и кейсы, организовывать проектную и групповую работу, использовать сервисы для автоматизированной проверки заданий. Кроме того, вся коммуникация с обучающимися происходит в рамках этой же единой цифровой экосистемы. Помимо образовательной составляющей, для преподавателя становится возможным оформление необходимой отчётной документации, отправление запросов и получение различных справок. При этом электронная информационная образовательная среда содержит в себе инструменты анализа и раннего прогнозирования на основании данных цифрового следа для своевременной поддержки обучающихся и повышения их вовлеченности в образовательный процесс. Включенные в состав цифровой экосистемы интеграционные решения с учетными системами образовательного учреждения позволяют обеспечить безбумажный документооборот и единое коммуникационное пространство по взаимодействию, в том числе сотрудников различных отделов.

Расширение коммуникационной среды образовательного учреждения на других стейкхолдеров образовательных и трудовых отношений, за счет их подключения к цифровой экосистеме обеспечивают практико-ориентированное формирование компетенций, востребованных работодателями, а также отработку запросов на профессии будущего, новые специальности и новые знания или компетенции в предметном приложении. Последнее в свою очередь позволит решить проблемы трудовой непрофессиональной занятости человека и гарантировать его трудоустройство при выпуске из образовательного учреждения.

Таким образом, использование подобной модели электронной информационной образовательной среды отвечает ключевым запросам цифровой экономики.

Уникальность описанной цифровой экосистемы заключается в том, что, обеспечивая открытое и оперативное предоставление необходимой информации пользователям, ресурс защищён от несанкционированного доступа. Кроме того, внедрение подобной цифровой системы позволяет решить задачу со сбором, обработкой и хранения данных. Важно отметить, что благодаря автоматизации этих процессов повышается качество формируемой аналитики.

Интегрируемость электронной информационной образовательной среды университета предоставляет непрерывность совершенствования сервиса.

Эффективное использование новейших технологий в высшем образовании снижает временные затраты на поиск информации, что в итоге приводит к более рациональному использованию времени и повышению качества и доступности образования.

Отметив главные преимущества использования цифровой экосистемы, вывод напрашивается сам по себе – внедрение системы качественно влияет на весь образовательный процесс и формирует устойчивость университета в современных условиях в целом, позволяя по-новому организовать образовательный процесс и коммуникационные отношения со стейкхолдерами образовательных и трудовых отношений. Только при правильном подходе использования технологий и разработок, а именно структурированном и всестороннем, можно решить задачи цифровой трансформации. В частности, вследствие, построения единой электронной образовательной среды, обучения, работы, повседневной деятельности человека, возможно активное и конкурентоспособное функционирование в условиях цифровой экономики, а также повышение качества жизни и создание благоприятных условий для самореализации.

Программа “Приоритет-2030” только стартовала, а некоторые университеты уже сейчас могут поделиться своим успешным опытом создания цифровой экосистемы на базе электронной информационной образовательной среды, например, Московский государственный областной университет, Ульяновский государственный университет и др.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null