{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Онлайн-обучение в фарме: тенденции 2022 года

Экономическая ситуация привела к тому, что с марта 2022 года рынок онлайн-образования стагнирует. Однако это не коснулось фармотрасли. Напротив, фармацевты отмечают существенный рост всех видов обучения, в том числе онлайн. Разбираемся с экспертами образовательной площадки Pharmedu, как сейчас учатся фармацевты и почему компании по-прежнему готовы вкладывать в профессиональное развитие сотрудников.

В фармацевтической отрасли обучение, причём непрерывное, это обязательное условие работы. На рынке появляются новые лекарственные препараты, меняются формы выпуска уже существующих, и фармацевты обязаны быть в курсе этих изменений, чтобы компетентно выполнять свою работу. Традиционно образованием фармацевтов занимаются работодатели, которые финансируют прохождение определённых курсов, очно и онлайн. Также обучающие программы, семинары и тренинги проводят производители лекарственных препаратов — они знакомят медицинское и фармакологическое сообщество с новинками, представляют механизмы действия препаратов, проводят презентации.

С наступлением пандемии всё обучение, в том числе и фармацевтическое, перешло в онлайн. Рынок онлайн-образования, в том числе профессионального и дополнительного, резко вырос в 2020-2021 году. Так, по данным РБК, в 2021 году рынок увеличился на 70% по сравнению в 2020. В нынешнем году компании, предлагающие образовательные услуги, ожидали роста как минимум ещё на 50% — это связано с тем, что всё больше людей видят в онлайн-образовании возможность получить новую специальность или дополнительные навыки, а компании охотно отправляют сотрудников на дистанционное обучение, повышая их квалификацию.

Однако кризисная ситуация спутала карты. Лидеры образовательного рынка сейчас не только не прогнозируют роста, а наоборот, ожидают стагнации или падения в 2022 году. Крупные игроки уверены: люди и компании не готовы идти на дополнительные расходы, стараются экономить, в том числе и на обучении. Планировать будущее стало сложнее, а потому менее популярными стали долгосрочные инвестиции в саморазвитие. Также на рынок сильно повлияла блокировка популярных соцсетей, перебои в работе банков, нарушение работы с иностранными партнёрами.

Эти сложности, разумеется, затронули все сферы онлайн-образования. Однако обучение в фарме идёт вразрез с общим трендом. Образовательная площадка Pharmedu провела опрос среди фармацевтов, в исследовании участвовало более полутора тысяч российских фармацевтов. Выяснилось, что 58% опрошенных отмечают существенный рост обучения.

При этом более 71% опрошенных отмечают, что структура обучения изменилась — появилось больше ученых программ, посвящённых российским и индийским препаратам (57,7%), а также собственным торговым маркам (12,3%). Только 1,2% участников опроса сообщили, что сейчас им и компаниям не до обучения, и они занимаются другими проблемами.

Март всегда был месяцем, когда обучение востребовано, а в этом году мы увидели рост запросов в два раза. Вероятно, это вызвано желанием занять освободившуюся нишу. Ни для кого не секрет, что цена возврата на рынок, особенно в фарме, высока, а конкуренция велика.

Татьяна Ходанович, Основатель Pharmedu

Занять свободные ниши можно, в том числе, быстро переориентируя специалистов на новые линейки препаратов. Те сети, которые первыми научатся работать с аналогами и освоят препараты компаний, не задействованных в санкциях, получат большое конкурентное преимущество.

В начале марта мы видели огромные очереди в аптеках, беспрецедентный ажиотажный спрос на товары массового потребления и на лекарственные средства. Но сейчас фармкомпании делают всё, чтоб лекарственные средства были в наличии и весь март отлаживали новые логистические цепочки и все что с этим связано. Им очень важно, чтобы специалисты, работающие в аптеках, понимали ситуацию, могли грамотно общаться с потребителями и быстро освоили новый материал, изучили огромный объём российских и индийских аналогов важных средств. Поэтому, конечно, они продолжают вкладывать в постоянное обучение сотрудников.

Татьяна Ходанович, Основатель Pharmedu

Сами сотрудники также стремятся учиться — это их конкурентное преимущество в глазах работодателя в ситуации, когда рынок труда оказался перенасыщен специалистами.

Фармотрасль сейчас привлекает пристальное внимание общества и государства. Так, на конференции «Фарма-2022: запуск стратегии развития фармацевтической промышленности до 2030 года» издательского дома «Коммерсантъ» лидеры индустрии и представители производства обсуждали будущее отрасли. Отмечалось, что необходима поддержка тех производителей, которые остались в России, а главное — расширять производство собственных препаратов и проводить курс на импортозамещение. «Необходимо, чтобы в России могли создавать новые инновационные лекарства, а не только переупаковывать уже готовые лекарственные формы», — подчеркнул Тимофей Петров, генеральный директор R&D-центра «НоваМедика Иннотех». В таких условиях обучение фармацевтов, очное и онлайн, будет по-прежнему крайне важным, и спрос на него продолжит расти.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда