{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как научить преподавателей ВУЗов оформлять слайды

Эта статья про онлайн-курс, который мы запустили в одном региональном ВУЗе в начале пандемии коронавируса. Весной 2020 года университет перешел на «дистант», и даже те преподаватели, кто раньше избегал делать презентации, столкнулись с необходимостью оформлять слайды для лекций и семинаров.

Как мы создавали и проводили курс и что из этого вышло — дальше в статье.

Спойлер: получилось круто!

Как пришла идея

Я тогда работала в студенческом бизнес-инкубаторе. В общем чате коллега скинула презентацию одного из преподавателей ВУЗа. Полотна текста и фон слайдов в виде театральной портьеры — всё как обычно. В ответ мы покидали забавных стикеров, а потом решили: было бы полезно сделать курс по презентациям для наших преподавателей.

Сказано — сделано!

Как мы проектировали курс

Скажу сразу: мы не проводили интервью с преподавателями, чтобы выяснить их потребности. Конечно, это неправильно, но мы поступили как типичные начинающие стартаперы: выкатили курс, надеясь на лучшее.

Каждый день в течение одной недели в 10:00 участники получали ссылку на видео. Видео шло 15-30 минут. Участники выполняли задание: 1 слайд за 1 день , — и сдавали на проверку.

Программу курса мы сделали такой:

  • Занятие 1. Введение в оформление презентаций для образовательного процесса — тут я рассказывала, что оформлять презентации в стиле «копипаста» нельзя, если вы хотите транслировать знание. Но мы показали, что понимаем преподавателя: да, времени мало, надо еще как-то привыкнуть к дистанту, и всё так неудобно и так не хочется перестраиваться. Благодаря этому никакого внутреннего сопротивления у преподавателей не возникло.
  • Занятие 2. Оформление текстовых слайдов — я рассказывала, как сокращать текст, избегать канцеляризмов, дробить текст на тезисы и оформлять, чтобы было симпатично.
  • Занятие 3. Оформление схем — показывала, как работать с геометрическими фигурами и управлять вниманием зрителя, если схема огромная, но сократить ее нельзя.
  • Занятие 4. Оформление изображений и формул — рассказывала, что стоковые изображения с белыми человечками мы не используем и всегда следим за пропорциями изображения, а формулы оформляем в рамку и тут же внизу подписываем переменные.
  • Занятие 5. Оформление диаграмм — показывала, как из диаграммы-Франкенштейна сделать привлекательную диаграмму, по которой сразу можно понять главную мысль.
  • Занятие 6. Оформление таблиц — давала рекомендации о том, от каких лишних элементов в таблицах стоит избавляться и как сделать таблицы симпатичными.
  • Занятие 7. Чек-лист для оценки созданной презентации — рассказывала, как понять, что презентация готова, и доработать ее: проставить номера слайдов, скорректировать цветовую палитру, сконвертировать презентацию в PDF.
Я бы сейчас записала все по-другому, но почти 3 года назад получилось тоже хорошо :)

Техническая сторона вопроса

Для записи курса и коммуникации с участниками использовали самые простые инструменты:

  • скринкаст с моими голосовыми комментариями записывали в Zoom,
  • видео публиковали на YouTube с доступом по ссылке,
  • анонс видео публиковали в 10:00 каждый день в единый канал в Viber (он существовал и до нас как единый информационный канал для сотрудников ВУЗа),
  • участники выполняли задания на своих компьютерах в PowerPoint и отправляли по корпоративной почте,
  • я проверяла каждое задание и давала развернутую обратную связь в ответном письме по почте.

Все инструменты были привычны для участников курса, вопросов по технической стороне не было.

Результаты и секретный ингредиент

Результаты оказались просто потрясающими: из 36 преподавателей, которые зашли на курс, 30 человек выполнили абсолютно все задания! Эти люди сдавали задание каждый день в течение недели. И потом писали отзывы.

Вот некоторые отзывы:

  • «Курс необходим профессорско-преподавательскому составу. Будет полезен не только студентам в процессе освоения образовательной программы, но и в профессиональной деятельности выпускника. Такой курс можно включить в качестве факультатива во все образовательные программы.»
  • «Было неверятно интересно всю неделю. Хотелось поскорее попробовать все новые приемы и способы.»
  • «Все существующие презентации буду перерабатывать в ближайшее время.»

Два последних отзыва — самые ценные для меня. Мы добились того, что у преподавателей появилось вдохновение и желание делать презентации лучше!

На мой взгляд, такой результат появился благодаря обратной связи, которую я давала на каждое домашнее задание. Писала по принципу гамбургера: хвалила за хорошие элементы, рекомендовала скорректировать неправильно оформленные, заканчивала на позитивной ноте.

Точки роста

С первого раза не все получилось идеально. Вот что я бы сейчас сделала по-другому:

  • Провела бы несколько интервью с преподавателями, чтобы узнать, какие темы интереснее им в первую очередь.
  • Описала бы рекомендации по исходному уровню пользования PowerPoint. Были преподаватели, кто совсем не разбирался, — им было сложно. Были те, кому было просто и скучно. И были другие, кому в самый раз.
  • Порекомендовала бы конкретную версию PowerPoint или убедилась бы, что работаю на видео в той же версии программы, что и у преподавателей. У некоторых был PowerPoint из прошлого столетия, и конечно им не подходили мои инструкции, которые я давала для PowerPoint 2016.

От себя добавлю

С одной стороны, я помню те скучнейшие лекции, на которых преподаватель открывает презентацию (на самом деле — копипасту с методички) и зачитывает вслух текст со слайда. Лента в ВКонтакте для меня была гораздо более интересной.

С другой стороны, я понимаю сопротивление преподавателей: дизайнить слайды — это совсем не их задача, и они этого не умеют.

Поэтому мы старались выдержать баланс: не учить преподавателей дизайну, а помочь им оформить слайды так, чтобы студентам было интереснее, и они лучше понимали материал. Где-то для этого нужно было удалить половину текста, где-то разбить текст на список тезисов, а где-то — оформить симпатичную таблицу.

Но при этом мы хотели сохранить ресурсы преподавателя, чтобы он не проводил за оформлением презентаций половину своего рабочего времени.

Для первого раза результат превосходный!

Как вы думаете, нужно учить преподавателей оформлять слайды?
Нет, зачем?
Да!
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
4 комментария
Ильдар Набиуллин

Некоторые преподы в универе делали презентации на 100-200 слайдов со скриншотами текстов из учебников. Это была боль

Ответить
Развернуть ветку
Майя Андреева
Автор

Я с таким не сталкивалась, скрины учебников — это какой-то новый уровень)

Ответить
Развернуть ветку
Наиль Исмагилов

Учить нужно. Правда как и всегда - учить будут либо те, кто «горит» донесением знаний, либо кого замотивировали.

Ответить
Развернуть ветку
Майя Андреева
Автор

Наиль, добрый день! Согласна с вами, но и тут можно найти разные способы замотивировать тех, кто может учить — например, подать на грант, чтобы оплатить работу преподавателя, но чтобы для участников это было бесплатно. Либо заходить через корпоративные тренинги.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда