{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Устойчивое развитие в неустойчивой среде — это не парадокс, а норма

Ирина Ивашковская, профессор факультета экономических наук, руководитель школы финансов, академический руководитель онлайн-программы «Магистр аналитики бизнеса», рассказала, зачем в эпоху новой экономической нормальности изучать актуальные концепции и методы анализа бизнеса.

iStock

Онлайн-программа Master of business analytics готовит финансовых лидеров и отвечает новым запросам компаний и финансового сектора на разворот бизнес-моделей в область достижения целей ООН по устойчивому развитию. Магистратура сфокусирована на концепции стейкхолдерского капитализма, или инклюзивного экономического роста, который делает акцент на нефинансовых ресурсах компаний — человеческом, клиентском, структурном, цифровом, социальном и природном капиталах. Концепция программы учитывает новые аналитические разработки по включению нефинансовых капиталов в оценку и проектирование будущих финансовых результатов. Программа сконцентрирована вокруг новых профессиональных треков ближайшего будущего, студентам предлагаются две специализации: «Аналитика бизнес-решений на основе стоимости» и «Стратегическая отчетность бизнеса». Кроме того, программа имеет глобальную ориентацию. Виртуальные проектные лаборатории, которые ведут международные специалисты из Европы и Азии, дают доступ к лидерским практикам. Проектные семинары под руководством бизнес-экспертов из отраслей и консалтинга становятся инструментами для организации творческой работы малых команд студентов над проектными темами внутри специализаций.

Отдельное внимание на программе уделено новым концепциям риск-менеджмента, интегрирующего анализ и управление новыми типами рисков, связанных с нефинансовыми ресурсами и растущей волатильностью среды, а также методам риск-ориентированного бюджетирования.

— Ирина Васильевна, согласны ли вы с утверждением, что в связи с депрессивной ситуацией на финансовых рынках теряют актуальность концепции устойчивого развития и зеленого финансирования?

— Устойчивое развитие в неустойчивой среде — это не парадокс, а в принципе практически норма. Почему я так думаю? Прежде всего потому, что рыночная среда всегда обладает неустойчивостью и неопределенностью для бизнеса, а проблема «озеленения финансов» как раз в том и состоит, чтобы снизить новые нефинансовые мощные факторы рисков, вызванные экологическими и социальными процессами. Если этими проблемами прямо сейчас не заниматься, то выживание бизнеса весьма условно.

Во-вторых, озеленение финансов — это не мода и не прихоть. Парное понятие — инклюзивность как включенность разных групп стейкхолдеров в бизнес-процессы и трансформация в ответственную компанию. Сохранить клиентуру, которой нужно качество продукции и в срок, доли на рынке, которые требуют наращения уникальности от компании, невозможно, если отвернуться от этих объективных процессов борьбы за устойчивость.

Наконец, возьмем идеи новой глобализации, разворота в Азию, в неевропейские и неамериканскую экономики. Все бизнес-исследования показывают, что эти другие, новые партнеры раньше нас втянулись в процессы борьбы за устойчивость и уже гораздо глубже вошли в них. Об этом говорит нормативная база, фактическая картина их практик. Поэтому именно в условиях санкционного «наезда» на экономику в поисках партнеров на новых территориях компаниям придется помнить, что эти новые партнеры будут проверять российские бизнесы в части «степени приверженности устойчивости». Все очень просто: им нельзя признать себя компанией, внедрившей принципы устойчивого развития, если их старые и новые партнеры по бизнесу не являются такими же зелеными, ответственными, социально ориентированными. Потому что компания не просто на сайте красиво пишет об этом, а делает специальные нефинансовые отчеты, которые заверяют внешние аудиторы. Озеленение финансов, разворот в сторону более высокой ответственности перед стейкхолдерами не произойдут без верификации степени такой приверженности и заверения. Значит, поставщики, клиенты, контрагенты по бизнесу у компании должны быть чисто зелеными.

— Стоит ли получать образование в области финансирования и устойчивого развития сейчас, в условиях геополитического кризиса?

— Те, кто сегодня принимает решение об обучении магистерского уровня, по большому счету так же не могут позволить себе «мимолетную слабость», ведь такое образование не получают каждый год. Это не короткие курсы известных профессиональных ассоциаций или школ бизнеса. Это фундаментальная полоса в жизни студента, когда из куколки превращаются в красавицу бабочку. Скажу жестче: будущее уже здесь, но только оно неравномерно распределено. Это очень глубокий тезис. Задача любого из нас в профессии — вовремя попасть в эти ячейки будущего, которое уже вокруг нас, но не всем очевидно. При любой новой геополитической конфигурации молодому человеку лучше внедриться в новые тренды в профессии, чем твердить о том, что якобы не время для инноваций.

— Программа синтезирует традиционные метрики и новые критерии оценки успешности организации. Каковы эти критерии?

— Я позволю себе сформулировать так. Это программа о новых корпоративных финансах. Во-первых, это метрики и аналитические методики, выведенные из фундаментальной стоимости компании, не из финансовой отчетности. Наша авторская школа опирается на доходности, компенсирующие риски, и отсюда вырастает первый класс методик.

Во-вторых, мы соединяем класс методик, увязанных со стоимостью компании, с требованиями как раз устойчивого развития. Мы ставим перед студентами задачу увязать названный выше класс методик и нефинансовые ресурсы, нефинансовые капиталы компании, денежные и вовсе не-денежные метрики в одном флаконе. Конечно, мы предлагаем на наших курсах и проектных семинарах подходы, решения.

Удивительно умные и красивые работы выполнили студенты 1-го курса нашей новой программы на данных реальных компаний, решая эти задачи, и презентовали на завершающей конференции Project Lab в самом конце учебного года. Я и мои коллеги теперь, не побоюсь сказать, ожидаем с предвкушением творческого счастья нового витка успеха в Project Lab на 2-м курсе. Преподавательская работа ведь дает неповторимые возможности не просто наблюдать-созерцать прогресс учеников, но и лепить красивые фигуры из их способностей. Безумно интересно ощущать, что команда программы выступает в роли скульптора, и как раз потому, что мы ухватили эти неравномерно распределенные частицы будущего и отстроили программу вокруг них.

— Магистерская программа обычно является фундаментальным продуктом, построена на методологии определенной области знаний. А «Магистр аналитики бизнеса» заявлена как проектно-ориентированная. Как это устроено?

— Без суперметодологической базы нет нормальной магистратуры. Когда команда имеет вкус к глубине, методологии, ориентируется во всех новых ее течениях, она в состоянии понимать, куда эти течения ведут, кто в них уже плывет и как к ним адаптироваться. Кстати, мы смогли различить эти частицы будущего потому, что академическая часть команды втянута в исследования, регулярно участвует в международных дальних конференциях и не как гости-наблюдатели, а как авторы докладов.

И очень важно, что весь наш опыт многолетней работы в финансовых магистратурах — а я создала три магистерские программы по финансам в ВШЭ за последние 20 лет — говорит о необходимости активного включения экспертов — носителей интересных бизнес-практик во все полотно учебного процесса. Много экспертов записали темы в видеокурсах (лекции). Они введены в проектные работы в Project Lab, где как раз эксперты — главные ведущие. От этого союза колоссальный выигрыш у всех. Практический зоркий надзор над ходом проекта, нестандартные аргументы «от жизни бизнеса», оригинальные взгляды на происходящее в отраслях, много нюансов вносится как раз из экспертизы. Кроме того, несмотря на онлайн, якобы отстраненность, изолированность студентов, на самом деле программа дает им объемное пространство возможностей прямого диалога с экспертами, не говоря уже об академической части команды и общения «студент — студент».

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда