{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

Как не попасть в руки «инфоцыган» и отличить образование от инфобиза + сравнительная таблица

Разбираем эту тему с Михаилом Уколовым, основателем SOHO.MBA, SOHO.LMS, Мегаплана и Ютинета. На рынке EdTech есть три разных сущности: онлайн-образование, инфобизнес и «инфоцыганство». В статье рассказываем, как их отличить и не попасться на рекламные уловки. Приводим конкретные параметры и примеры. Полезно для владельцев школ, маркетологов и продюсеров образовательных проектов.

Рынок онлайн-образования продолжает расти: по итогам 2022 года выручка 100 крупнейших EdTech-компаний составила 87 млрд рублей. Часть этого рынка — интенсивы, марафоны, мастер-классы, которые дают только теорию и не предполагают практики.

Работодатели противоречиво относятся к кандидатам с таким образованием — полученных знаний недостаточно для профессиональной деятельности.

Рассказываем, как создать качественный образовательный продукт и как выбрать хорошее обучение.

Эту статью мы подготовили вместе с Михаилом Уколовым. Михаил — сооснователь школы для малого и среднего бизнеса SOHO.MBA. Для своей школы сделал LMS-платформу, а затем выпустил SOHO.LMS на рынок. До этого создал несколько успешных бизнесов, таких как Ютинет и Мегаплан.

Онлайн-образование VS инфобизнес

Продукты на EdTech-рынке можно разделить на два типа: онлайн-образование и инфобизнес.

Инфобизнес — это продажа информационного продукта, проще говоря — информации. Это может быть книга, гайд, чек-лист, вебинар, видеокурс. Часто инфобизнес организует обучение просто в email-рассылке и даже Телеграм-чате, не используют специальные платформы, LMS (learning management system, cистема управления обучением).

Онлайн-образование — это системно выстроенный процесс обучения, в результате которого ученик приобретает определенный навык. Преподаватели дают знания с помощью видеоуроков, учебников, лекций, семинаров. Эти знания ученики закрепляют с помощью заданий, тестов и практики – и так формируют навыки.

Процессы в онлайн-образовании сложнее, чем в инфобизе: организовать такое обучение в чатах телеграмма невозможно. Нужна система управления обучением LMS: преподаватели, учебные модули и программы, интерактивные доски, сложные тесты и квизы, система рейтингов и оценок.

Также у инфобизнеса есть подвид, про который слышали уже все ― «инфоцыганство». Это некачественно сделанный инфопродукт: курс, вебинар, PDF-гайд. Цель такого бизнеса — сделать запуск, продать много копий инфопродукта, не улучшать продукт по обратной связи и в итоге ― получить на запуске максимальную прибыль.

Чтобы сделать как можно больше продаж, в «инфоцыганстве» используют определенные приемы в продвижении своих продуктов. Например, дают заведомо ложные обещания невероятного успеха, в соцсетях публикуют фото и видео красивой и дорогой жизни. Все мы видели рекламу, где нас уверяют, что заработать 100 млн рублей можно через неделю, скачав вот этот гайд.

Итак:

• инфобизнес — продажа информации;

• «инфоцыганство» — продажа нереалистичных обещаний;

• образование — процесс по приобретению не только знаний, но и реальных навыков.

Зачем понимать разницу:

  • Онлайн-школам: чтобы сделать качественный образовательный продукт и понимать, как отстроиться офферами от некачественного инфобиза.
  • Будущим студентам: чтобы получить реальные знания и навыки, которые помогут сменить профессию, выучить язык, открыть свое дело.

Как устроен учебный процесс: в образовании, инфобизе и «инфоцыганстве»

В инфобизнесе чаще всего не выстроен учебный процесс. Есть минимальная теоретическая база, которую можно освоить за пару часов с помощью YouTube

Ученики даже могут решать какие-то практические задачи и выполнять простые тесты, но этого недостаточно, чтобы применять навыки за пределами курса. Нет индивидуального трека обучения, возможности задавать вопросы, получать разностороннюю обратную связь.

Студенты платят за поверхностную информацию, которую можно найти бесплатно. Процессы упрощены, ведь задача инфобизнеса – просто дать информацию.

В некачественном инфобизнесе или «инфоцыганстве» и вовсе не планируют учебный процесс: деньги от учеников получены, цель бизнеса достигнута. Дается какой-то минимальный набор, например, «Освой профессию маркетолога за 3 дня», который скомпилирован из открытых источников.

В онлайн-образовании все иначе: нужны авторские программы, преподавательский состав, система контроля освоения материалов, система автоматизации, индивидуализация учебного трека, техники игровизации, сильные методологи.

В SOHO.LMS мы разделяем принципы качественного онлайн-образования и изначально создавали платформу для онлайн-школ, а не инфобизнеса. У нас все заточено именно под качество, и мы помогаем инфобизнесу расти в сторону качественного образования, становиться школами.

Для этого у нас предусмотрены сложные механики для проверки заданий, необходимость добавлять преподавателей, а не только кураторов, создавать учебные программы и модули.

Также у нас обязателен сплошной сбор отзывов учеников ― негативные и позитивные отзывы автоматически публикуются на сайте школы.

Как работают реклама и маркетинг

На рынке есть онлайн-школы с качественным образованием, преподавателями, домашними заданиями, но в своем маркетинге они используют приемы из мира «инфоцыганства».

Например, обещают заработок после курса сразу в 200 000 рублей,, уверяют, что каждый гарантированно найдет работу, при этом в договоре со школой такого пункта нет. Выполнить эти обещания на 100% не могут даже топовые онлайн-школы. Это просто манипуляции, чтобы получить больше лидов и оплат.

Это не значит, что в таких школах будет некачественное обучение, но полезно внимательно оценить программы обучения, посмотреть отзывы на разных ресурсах и узнать больше про преподавателей.

Как выбрать обучение

В рекламе часто обещают, что за пару недель можно освоить новую профессию. В результате студент думает, что усилия не нужны, он пройдет пару уроков – и можно устраиваться на работу. В реальности так, конечно, никогда не будет и человек получается негативный опыт обучения.

До покупки курса определитесь, зачем вы хотите учиться. Сформулируйте цель обучения. Кажется, что это банальный совет, но он работает.

Задайте себе несколько вопросов:

  • Зачем мне нужно учиться? Возможные ответы: «Я хочу уйти из офиса и работать удаленно маркетологом», «Я хочу повысить свой доход и перейти из тестирования в разработку».
  • Что я получу после обучения? Возможный ответ: «Короткий курс даст мне понять, смогу ли я работать маркетологом фултайм. Если мне понравится, то я продолжу учиться, чтобы сменить профессию».
  • Что произойдет, если я не буду учиться? Возможный ответ: «Продолжу работать в офисе на нелюбимой работе, это будет меня расстраивать и приведет к выгоранию».

Сформулируйте основные критерии. Например, вы хотите сменить работу, и вас интересует, как трудоустроиться после обучения. Тут решающими факторами могут стать диплом государственного образца и наличие карьерного центра. Или вы хотите научиться работать в команде, тогда стоит искать курсы, где есть формат отработки заданий группами.

Иногда критерии бывает сложно сформулировать сразу.

Подумайте: «Что может мне помешать закончить онлайн-курс?». Возможно, вам станет скучно на обучении, не понравится преподаватель, упадет мотивация.

Хорошая школа должна решать эти вопросы: перевести в другую группу с другим преподавателем, определить причины демотивации ― это личные проблемы студента, или это курс не выполняет свои задачи.

Чек-лист: как выбрать обучение

Качество и процесс обучения ― самое важное для оценки и выбора онлайн-обучения.

Подготовили чек-лист который поможет проверить качество образовательного продукта. Этот чек-лист полезен:

  • ученику: выбрать полезное и эффективное обучение;
  • бизнесу: найти слабые места и подумать, как их можно улучшить.

В общем, качественное онлайн-образование — это процесс, который организован так, словно вы учитесь в университете, со всеми сопутствующими признаками: преподаватели с опытом, учебные планы, семинары.

В некачественном образовании ситуация ровно противоположная. Опыт автора курса нельзя подтвердить, есть только слова самого автора. Академического опыта преподавания тоже нет, как и преподавателей на курсе. Есть только лицо курса и кураторы, которые в лучшем случае недавние выпускники курса.

Все учатся большим потоком, на одного куратора может быть от 100 до 1000 учеников. Контроля за усвоением материала нет, как и индивидуального подхода к учебному процессу ученика.

Например, если обучающийся легко справляется со стандартными заданиями, не дают более сложные задания , чтобы ученик продолжал расти. И наоборот ― отстающим ученикам не меняют траекторию обучения, не дают задания легче и больше уроков для повторения пройденной информации.

Продажи ― тут сложнее. Даже школы с качественным обучением могут использовать нечестные приемы, чтобы действовать на эмоции и увеличивать выручку.

Но чаще неэтичные методы используют «инфоцыганские» продукты.

И такие приемы ― это повод:

  • клиенту тщательнее посмотреть на суть обучения, а не на обещанную волшебную таблетку;
  • бизнесу не злоупотреблять такими приемами.

Это определенные репутационные риски для бизнеса ― волшебную таблетку не дадите, потому что ее нет, а негативные отзывы получите из-за неоправданных ожиданий (которые вы сами же и сформировали).

Чтобы сделать качественный образовательный продукт бизнесу стоит выстроить этичный процесс продаж.

И еще совет онлайн-школам, которые хотят реально учить людей и развивать продукт: проводите аудит своих курсов. Вы можете в качестве ученика пройти собственное обучение и выявить слабые места и точки роста.

Коротко о том, как оценить образовательный продукт:

  • Проанализировать рынок. Выяснить, что предлагают разные онлайн-школы, какая стоимость и чем она обоснована, какие дополнительные опции есть: карьерный трек, практика с реальными работодателями.
  • Проверить образовательную программу: насколько соответствует тому, что было в рекламе. Несоответствие ожиданий и реальности — тревожный звоночек.
  • Проверить экспертность преподавателей. У преподавателя должен быть опыт преподавания и практический опыт в дисциплине, которую он будет вести.
  • Проанализировать отзывы. Стоит читать отзывы на сторонних площадках. Часто выпускники курсов подробно рассказывают, почему курс хорош, или, напротив, чем не оправдал ожидания.

Если у вас онлайн-школа, то здесь можно подсмотреть, какой у LMS может быть функционал. Разница с курсом в телеграм-чате очевидна 🙂

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Олег Волков

Инфоцыгане, к сожалению, сплошь и рядом. Уже почти не осталось доверия к инфопродуктам

Ответить
Развернуть ветку
SOHO.LMS
Автор

Понимаем, мы сами этим обеспокоены и стараемся в SOHO.LMS делать так, чтобы на нашей платформе было удобно именно хорошим образовательным продуктам, онлайн-школам для детей, дополнительному образованию.

Ответить
Развернуть ветку
Андриан Кутасевич

могу рассказать вам, как перестать видеть везде инфоцыганство. Этим я делюсь на своём онлайн-курсе всего за 1000 р))))))))

Ответить
Развернуть ветку
SOHO.LMS
Автор

Интересно, но ощущается какой-то подвох...

Ответить
Развернуть ветку
Clash

Я беру, куда кидать кеш

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Бондаренко

А если я попаду в руки инфоцыган, я стану инфоцыганом?

Ответить
Развернуть ветку
SOHO.LMS
Автор

Все может быть, но даже если не станете, то деньги точно впустую потратите :)

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Антошина

Вы станете инфолошадью, которая будет на них бесплатно пахать, или инфоовцой, которую они будут бесплатно стричь:)

Ответить
Развернуть ветку
Рядовой Шутник

Скорее записывайтесь на мой курс успешного успеха !
http://uspeshniy-uspeh.tilda.ws/

Торопитесь! Осталось дохера мест!

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Антошина

В целом верно, но есть нюансы:)
"100 лет на рынке образования" и многолетний опыт иногда означают отставшие от практики и современности методики и контент. Для узких специалистов - это критично.
По-моему, лучший вариант оценить обучение - спросить практикующего эксперта в соответствующей профобласти, они обычно в курсе качества большинства курсов в их области:)

Ответить
Развернуть ветку
Travel

Спасибо за информацию. Интересно было прочитать и подумать...

Ответить
Развернуть ветку
SOHO.LMS
Автор

Спасибо за ваш комментарий :)

Ответить
Развернуть ветку
tolybaevich

Инфоцыгане кто не может продать свой инфоцыганский продукт, могу помочь увеличить продажи дабы вы окупили ваши вложения в покупку курса у другого инфоцыганина

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда