Хочу Advanced или как преодолеть эффект плато и вывести язык на новый уровень?
Всем привет! Меня зовут Ирина и я преподаю английский язык уже более 10 лет. Если Вы ищите способы разнообразить вашу рутину изучения иностранного языка и получить больше практики — Вам точно стоит это прочитать, а еще подписаться на мой канал в Telegram и Instagram.
Только всмотритесь в эту картинку. О чем она? Я уверена, что многим знакома такая ситуация, когда результат обучения становится менее заметен, куда двигаться дальше — тоже непонятно, пропадает мотивация изучать язык и хочется все бросить. Такое состояние называется эффект плато или Intermediate Plateau.
В своей преподавательской практике я выделила основные проблемы, с которыми сталкиваются изучающие английский язык и которые можно отнести к эффекту плато:
- Я постоянно делаю одни и те же ошибки
- Я говорю достаточно бегло, но моя речь звучит неестественно.
- Мне не хватает слов, чтобы выразить свою мысль.
- Я говорю бегло, но использую только простые слова.
- Я хорошо понимаю, когда читаю и слушаю, но сам сказать или написать это не могу.
Ниже я разберу эти проблемы и дам практичные советы, как побороть эффект плато и выйти на новый уровень, решив эти проблемы.
Я постоянно делаю одни и те же ошибки.
В английском языке есть термин fossilized errors — это те ошибки, который закрепились и устоялись в нашей речи, то есть мы делали их так часто, что теперь они стали для нас нормой. Например, забываем использовать окончания S для he/she/it в Present Simple или говорим I were в Past Simple. А теперь подумайте, какие у вас fossilized errors? Очень важно знать, какие ошибки сплывают именно у вас, чтобы их исправить.
- Запишите себя на аудио, где вы отвечаете на вопрос (ваш любимый фильм, книга, что вы недавно прочитали, делали).
- Определите, какие ошибки вы делаете чаще всего (если вам сложно определять ошибки самостоятельно, обратитесь к преподавателю или к человеку с более высокими уровнем).
- Исправляйте одну ошибку за один раз (повторите форму, правила).
- Запишите повторно свой монолог на тот же вопрос. Держу пари, этой ошибки уже нет :)
- Повторите те же действия для других ошибок.
По окончанию создайте error log со всеми вашими ошибками и периодически возвращайтесь к вашим записям.
Раскрою Вам секрет, fossilized errors исчезают по мере вашего прогресса. Продолжайте учиться дальше, и спустя некоторое время окончание S, формы was/were и многие другие ошибки, над которыми Вы работаете, будут исправляться Вами сразу же, а потом и исчезнут совсем.
Я говорю достаточно бегло, но моя речь звучит неестественно.
Давайте разбираться, что я вкладываю в значение звучать неестественно — когда изучающий знает значение слова, но употребляет его в неподходящем контексте. Например, использует формальные слова для обычных бытовых разговоров и наоборот, или когда используют фразы с низкой частотностью употребления (например, устаревшие слова).
Очень часто это происходит из-за социальных сетей (что? Социальные сети, спросите вы, а они тут причем?) Дело в том, что в социальных сетях существует изобилие контента в стиле «stop using basic words” или »замените эти слова на другие, чтобы звучать как носитель”, и многие люди гонятся за теми самыми fancy words, чтобы звучать более advanced. А в результате получается, что мы, зная только значение слова и не обращая внимание на стилевой регистр слова (формальный, неформальный, нейтральный) и частотность употребления, звучим неестественно.
От теории сразу к практике, как вы думаете что не так с фразой “I posses a cat”? — приглашаю вас обсудить это в комментариях.
На что же тогда стоит обращать внимание, чтобы звучать более естественно?
- изучение не отдельных слов, а целых фраз и словосочетаний. Во-первых, заучивание отдельных списков слов неэффективно, а изучение чанков (устоявшихся словосочетаний) может улучшить беглость речи. Для поиска таких устойчивых словосочетаний можете использовать, например, Ozdic. com.
- знать значения слова ≠ знать слово, необходимо использовать словари частотности и изучать контекст, где используется то или иное слово. Например, корпусный словарь WordNeigbours — отличный вариант, чтобы узнать как часто используется слово (Frequency), a раскрыв примеры (show results), можно ознакомиться не только с примерами в контексте, но в какой тематике был написан исходный текст.
Мне не хватает слов, чтобы выразить свою мысль.
Если Вы слишком часто используете одни и те же слова в разговоре, не знаете, как выразить свое мнение другими словами или донести свою мысль, тогда мои советы могут Вам помочь справиться с этой проблемой.
- изучение не отдельных слов, а целых фраз и словосочетаний. Я уже касалась этой мысли в предыдущем пункте. Используя словарь словосочетаний Ozdic. com, можете посмотреть, например, в каких чанках встречается слово practice — put into practice, in practice, get in practice. И это еще не весь список.
- изучение слов с разными оттенками в значениях, синонимы. Мало знать, чем они похожи, важно знать, чем они отличаются. (например, look-glare-stare).
- знать значения слова ≠ знать слово, необходимо использовать словари частотности и изучать контекст, где используется то или иное слово. Обратите внимание на корпусный словарь WordNeighbours.
Я говорю бегло, но использую только простые слова.
Возможно, не всем моя идея по поводу этой проблемы покажется подходящей, но я считаю, это нормально использовать простые предложения, если у вас получается доносить свою мысль.
Существует такое понятие, как linguistic economy principle, то есть стремление нашего мозга к минимизации усилий aka зачем напрягаться, что можно все сделать проще и не затрачивая при этом много сил?
Конечно, я не имею в виду, давайте остановимся на изучении языка и не будем стремиться к более высокому уровню. Моя мысль, заключается в том, что не стоит терзать себя перфекционизмом и судорожно учить слова, которые будут звучать более complex.
Но все-таки у меня есть совет, который поможет вам использовать более сложные конструкции. В устной речи данный совет не будет работать (если Вы, конечно, не хотите заставить вашего собеседника ждать), но на письме, где вы не ограничены по времени:
- дайте себе время на подумать при ответе, если есть возможность изучите тему и лексику, связанную с данной темой. Вы можете смело обращаться к источникам, находить для себя идеи и более сложную лексику, чтобы выразить свою мысль.
Я хорошо понимаю, когда читаю и слушаю, но сам сказать или написать это не могу.
Мне кажется, это одна из самых частых проблем, которая встречается у студентов. И это абсолютно нормально. Мы не можем запомнить всё то, что когда-то увидели или прочитали, и я думаю, многие уже могут догадаться, о чем будет мой совет. Конечно, практиковать новую лексику и выводить ее в речь. Но у меня для вас еще пара советов, которые помогут облегчить вывести лексику из пассива в актив:
- Навык noticing. Учимся замечать слова, фразы и выражения, которые вы знаете или уже встречали. Я сейчас буду Капитаном Очевидность, но умение замечать и обращать внимание на слова, которые вы уже встречали, помогает их запоминать. Чем больше Вы замечаете — тем лучше Вы запоминаете.
- Выводим слова в речь, например, составляя список из 3-5 выражений, которые вы хотите иметь в productive skills, и дриллим. Отвечаем на вопросы, использую данную лексику, если у Вас есть преподаватель, попросить отводить определенное время на отработку лексики. Я, например, использую телеграм канал, куда записываю лексику, которую хочу вывести в актив, использую формат “spoiler”, чтобы спрятать слово или фразу. Далее открывая телеграм канал, я пытаюсь вспомнить, что там спрятано и придумываю предложения с этой фразой.
Спасибо, что дочитали до конца, и обязательно делитесь своими историями, как Вам удалось преодолеть эффект плато и что Вам помогло.
Больше про изучение английского, практика, квизы и многое другое в моем Telegram канале.
Знаете, я со своим upper intermediate даже начать читать не смог. Для изучения языка нужна всего лишь самомотивация. И ее ничем не заменить.
Спасибо за ваш комментарий! Но, к сожалению, мотивация это не константа, она напрямую коррелирует с вашим ощущением прогресса. Когда мы говорим про эффект плато, нам кажется, что прогресса нет, соотвественно и мотивация падает. А вот нужно делать, чтобы прогресс был заметен и мотивация росла - написала в своей статье 😉
Отнюдь. Мотивация коррелирует в первую очередь со внешними стимулами или просто внутренней самодисциплиной. Именно поэтому прогресса добиваются в первую очередь или находящиеся под постоянным языковым давлением (эмигранты), или выработавшие у себя подход к самообразованию. Зубрилки с репетиторами или учащиеся специализированных учреждений идут в первую категорию вместе с эмигрантами.
А ощущение прогресса очень сильно завязано на дофамин. Сегодня у нас есть настроение и мы позанимаемся, а завтра у нас плохая погода, с кем-то поругались и "зачем мне вообще это нужно". С такими качелями 95-99% людей обучение бросает в период от недели до пары-тройки месяцев.
И нет, я это не к тому, что язык учить самостоятельно невозможно и не стоит пытаться. Но методология должна быть проще. Максимально приближенной к процессу погружения в среду носителей.
И, скажу честно, у вас очень тяжелый слог. Понимаю, что вы хотите передать важные с вашей точки зрения вещи формальным языком, но прочитав два абзаца, можно уже потеряться:
"Существует такое понятие, как linguistic economy principle, то есть стремление нашего мозга к минимизации усилий aka зачем напрягаться, что можно все сделать проще и не затрачивая при этом много сил?
Конечно, я не имею в виду, давайте остановимся на изучении языка и не будем стремиться к более высокому уровню. Моя мысль, заключается в том, что не стоит терзать себя перфекционизмом и судорожно учить слова, которые будут звучать более complex."
Все то, что вы описали резонно и тоже имеет место быть. Но это никак не противоречит упомянутой мной идее про связь мотивации и прогресса.
Про сложность слога - интересное наблюдение. Буду думать, как это можно исправить.
Комментарий недоступен
Да, точно! Спасибо вам, что указали на мою ошибку, я ее исправлю) если найдёте что-то еще, обязательно говорите 👏🏻