Недетский выбор: как мы помогли школьникам понять, куда пойти в ИТ
Привет, это Максим Павлов из KTS. Мы разрабатываем продукты в HRTech, EduTech и делаем кастомные IT-сервисы для бизнеса.
Недавно мы пригласили школьников в наш офис для того, чтобы показать им, что программирование — это не только про создание игр и работу сисадмином. В статье подробно рассказываю о том, как это было и какие выводы мы сделали.
Хотят ли дети работать в IT
Если коротко, то да — хотят. Если углубиться, то все, как всегда, сложнее.
Во-первых, не все дети интересуются компьютерами и программированием. Многие базово разбираются в школьной информатике, но глобально больше предпочитают другие виды деятельности, например, творчество или спорт.
Тем не менее по данным GeekBrains за 2023 год, программист — профессия, которая находится в топе популярных профессий среди школьников. Отчасти тенденция связана с ростом популярности онлайн-курсов, которые все как один говорят об успешном успехе и безоблачном будущем в IT. При этом, в большинстве случаев школьники не понимают, что на самом деле из себя представляет профессия разработчика.
Во-вторых, важно понимать, что работа в IT — это не только про разработку. Существует множество других профессий, связанных с этой сферой, про которые подростки не знают. Например, все школьники знают про разработку игр, но мало кто наслышан о работе тестировщиков, проджектов или аналитиков.
Я помню свои ощущения в 11 классе, когда нужно было срочно понять, куда пойти поступать. Выбор нужно было делать срочно, но я даже не понимал, куда я могу пойти. Такая проблема была не только у меня, многие мои знакомые пошли учиться в университет, опираясь только на красивое название будущей специальности. И я уверен, что сейчас ситуация не особо поменялась.
Итак, хотят ли дети в IT? Да, но с оговоркой на то, что они далеко не всегда понимают, из чего именно состоит работа в IT.
Что не так с выбором будущей профессии
Согласно опросу Maximum Education, 40% школьников в 11 классе ещё не определились с будущей профессией. Разбираемся, почему так происходит:
- Стереотипы о профессиях. У большинства людей сложилось ошибочное мнение, что область IT — это золотая жила, в которую легко попасть.
Многие не понимают, чем на самом деле занимаются разработчики. В голове предстает образ человека, который поздно встает, работает в кофейнях, а зимует на Бали. Как итог: многие выпускники идут работать в сферу технологий. Но не потому что они этим горят, а потому что им кажется, что это — билет в спокойную и безбедную жизнь.
- Система профориентации устарела. Часто тесты по профориентации предлагают ограниченный выбор профессий, который был актуален 10-15 лет назад.
- Школы не транслируют современные тенденции в профессиях. Например, В 9 классе я довольно поверхностно представлял, что такое IT. Мне нравилось «копаться» в компьютерах, но в моей голове все программисты были замкнутыми одиночками. Себя среди них я не видел. К счастью, я пошёл учиться на более широкую айтишную специальность, но информация об актуальных направлениях в сфере IT смогла бы сильно облегчить мой выбор.
Современные школы может и информируют учеников о нынешней ситуации на рынке труда, но делают они это крайне неуверенно. Нынешние десятиклассники скорее пойдут за знаниями на Youtube, чем станут расспрашивать своего учителя.
- Попасть на стажировку в подростковом возрасте практически нереально. Все мы хоть раз оказывались в ситуации, когда работодатель не берет без опыта даже на начальную позицию. Кажется, что конкуренция настолько бешеная, что поиск работы со временем превращается в бесконечный марафон попыток.
Как мы попробовали решить проблему поиска стажировки для школьников
Стажировка в области IT для школьников — это сложная, но выполнимая задача. Мы можем сколько угодно рассуждать на тему сложного входа в профессию, а можем попробовать сформулировать решение проблемы.
Мы в KTS хотим помочь подросткам с выбором будущей профессии в сфере IT. Вместе с образовательным бюро «Лёрнити» мы пригласили учеников старших классов в наш офис на экскурсию и постарались максимально детально рассказать и показать нашу работу.
Как прошла наша встреча со школьниками
Экскурсия проходила в формате мини-стажировки на базе нашего офиса. Мы хотели показать, чем занимаются разработчики без нудных презентаций и заученных лекций. Только практика и живое включение в процесс.
Мы разделили экскурсию на четыре части. Примерный план был следующий: знакомство, распределение задач, самостоятельная работа и финальная фидбек-сессия.
Ребята остались довольны своей стажировкой. За один день они смогли поработать с ботами, пообщались с командой и получили позитивный опыт работы в IT-компании, который, мы надеемся, пригодится им в будущем.
В мы получили такой фидбек от «Лёрнити»:
Вывод
Стажировки — это крутой опыт, который может помочь в будущем. Тот самый одиннадцатиклассник внутри меня ликует от радости, когда слышит, что мы в KTS можем помочь кому-то с выбором профессии без давления и шаблонных тестов по профориентации.
Есть ощущение, что мы нащупали важную проблему. Взрослые всегда твердят подросткам о важности высшего образования, но мало кто объясняет, зачем оно им. Популярная схема «окончить школу и поступить туда, куда хватило баллов» уже устарела. Ребята сейчас не хотят тратить годы жизни просто на корочку. Надеюсь, мы сможем и в будущем помогать подросткам делать выбор осознанно.
Если у вас идеи, как ещё можно помочь школьникам не потеряться при выборе профессии, то буду рад обсудить их в комментариях.
картинки кайф
если уровень профориентаций остался по типу выбора профессий: человек-человек, человек-машина и прочее, то печаль.
Как обычно хочешь жить умей найти правильный кружок по интересам)
В моем детстве ещё было что-то типа вам нравится работать с деревом? - если да, то ваша профессия столяр
А вы платите за стажировку?
За обычные стажировки мы конечно же платим, я рассказывал подробности в отдельной статье про то, как мы проводим курсы и после них набираем себе стажеров https://vc.ru/life/639896-kak-nanimat-razrabotchikov-cherez-shkolu-nashi-vyvody-za-6-let-obucheniya-2600-studentov-i-50-nanyatyh-stazherov
Но в случае со школьниками стажировка длилась 1 день и цель была не получить коммерческую пользу от игрового бота, которого они сделали в результате, а познакомить ребят с профессиями в IT и дать пощупать руками что-то максимально приближенное к реальной работе. Так что за участие в этой стажировке-экскурсии-профориентации мы ребятам не платили :)
Если вы не изобретали формат - то в чем ценность статьи? В том что вы опробовали чей-то формат, без ссылки на источник? В том что вы опробовали популярный формат? Или вы просто описываете проблему, не предлагая решений? Вы опять юлите и цепляетесь за слова, пытаясь то перевести тему на мою персону, то выхватывая фразу из контекста - фраза "и решилась какая-то проблема так как никто не решал" - неразделима - вы же ответили так как будто я сказал что вы не решали проблем. Единственная цель моего комментария - для того чтобы читающие люди и тот для чьей галочки эта статья-отчет написана - лишний раз обратили бы внимание что это просто раздутый на ровном месте отчет об экскурсии в духе "Работу выбрать трудно, ребята сходили, ребятам было полезно, ребятам понравилось" - и чтобы каждый задался вопросом - зачем так комично раздувать экскурсию до стажировки - и что вообще за проблема решается и почему она особенная - ведь если прямо посмотреть на сломанное повествование статьи - будет - цитирую -
"40% школьников в 11 классе ещё не определились с будущей профессией. Разбираемся, почему так происходит:"
и ответ на вопрос "почему 40 процентов не определились с будущей профессией" - вот такой:
"Стереотипы о профессиях. У большинства людей сложилось ошибочное мнение, что область IT — это золотая жила, в которую легко попасть"
Из повествования статьи - получается школьники не могут определиться с профессией потому что у большинства людей ошибочное мнение что айти - это золотая жила. А если люди перестанут "заблуждаться" в прибыльности айти или в том что туда легко попасть - школьники получается тут же все определятся с работой. Браво - в этом отчете просто каждое следующее предложение не имеет никакого отношения к предыдущему. Бессвязная отчетная вода с громкими словами - удалите, не позорьтесь.
Посоветовался с коллегами, стоит ли удалять статью из-за того что она не нравится Андрею и общим голосованием решили, что всё-таки лучше оставить
Но всё равно спасибо за ваш фидбек, он очень важен для нас!
Так вы неправильно поставили вопрос и соврали коллегам - я не говорил что не понравилась, мне статья очень понравилась - вон я сколько комментариев написал, это же отличный пример раздувания инфоповода из ничего, а удалить ее я предложил на случай если вам станет стыдно - хотя и догадывался, что не станет, но вы все таки задайте коллегам правильный вопрос - удалить ли эту статью потому что она плохо написана и не несет никакой смысловой нагрузки - вот интересно что они на это вам ответят
Одиннадцатиклассник внутри автора так ликовал что взял верх и написал эту статью. Какая-то статья-отчет для какой-то своей галочки - а внутри экскурсия с каким-то едва описанным интерактивом с какими-то ботами до такой степени пытается мимикрировать под стажировку - что в конце прям ей и называется)) А чего - дали бы им на экскурсии по мороженому и сказали бы что это оплачиваемая стажировка была))
Очень надеюсь что никто не подумает воспринимать эту статью всерьез, хотя что тут воспринимать - повествования просто нет - если совсем кратко говорить - автор изобрел ярмарку профессий с одной профессией и навязчивой мыслью что "Есть ощущение, что мы нащупали важную проблему" - мои глубочайшие поздравления, у меня ЕСТЬ ОЩУЩЕНИЕ что автор еще много важных проблем так себе найдет! Так же надеюсь что это не вымывание денег за чей нибудь счет - а хотя бы просто абсурд автора. Всем добра, а детям напоминание - что не все взрослые умные и их не всегда нужно слушать! Такие вот авторы вам чего угодно наговорить могут!
Здравствуйте, Андрей!
Рад, что вас на столько зацепила статья, что вы решили зарегистрироваться:)
Насчёт названия "стажировка" могло сложиться неправильное понимание, потому что все понимают под этим словом разное, но это название такого формата у нашего партнёра Лёрнити. В видео Наталья Гашкова подробно рассказывает о том, что именно входит в такую однодневную стажировку
Ну и справедливости ради, в статье не написано ничего про изобретение формата, потому что за формат отвечало именно бюро Лёрнити, которое организовало такие профориентационные стажировки, выходящие за рамки обычных экскурсий в несколько компаний из разных отраслей
Самое веселое конечно было прочитать подозрение на "ВЫМЫВАНИЕ денег за чей нибудь счет" :) Тут надо прям очень постараться, чтобы придумать схему "вымывания" денег.
Ну и напоследок. Неужели вокруг вас происходит на столько мало хорошего, чтобы в крутой инициативе застройщика по организации досуга и профориентации для школьников, которые живут в построенных этим застройщиком кварталах (и не только для них), а также в участии компании, занимающейся разработкой IT продуктов для корпораций усмотреть какое-то ВЫМЫВАНИЕ?
сказал про "ВЫМЫВАНИЕ" специально потому что не имел ввиду отмывание - а просто трату чьих-то денег, с негативным окрасом (да - не лучшее словечко выдумал - но то была поздняя ночь), рад что в ответе вышло докопаться только до этого слова, а мои тезисы остались почти нетронутыми - потому что поспорить с ними у вас едва ли получится. Кстати радует глаз то, как вы так и не ответили задействованы ли деньги или нет - похоже на пустую трату чьих-то денег. Переход на личность комментирующего, докопаться до отдельного слова - конечно, это проще, чем по делу отвечать на критику.
Хотя два тезиса косвенно затронуты - про "стажировку" - термин "стажировка" утвержден в Трудовом Кодексе РФ - его нельзя понять двояко, не путайте людей - и про изобретение формата - да - в статье не написано про прямое изобретение - в статье написано "Кажется нащупали важную проблему" - да и вся статья написана как будто произошло какое-то изобретательство и решилась какая-то проблема так как никто не решал - иначе в чем, простите, смысл статьи?
Неужели не очевидно, что застройщик занимается организацией досуга детей чтобы повысить ценность квартир в своих жк?
Любой термин можно понимать и двояко и трояко, если вы из этого нашего айти, то уверен что вы и сами это знаете. Но думать, что кто-то мог запутаться, прочитав статью и посмотрев видео это что-то из разряда фантастики:)
Ну и притянуть "кажется нащупали важную проблему" к изобретению формата это надо уметь, снимаю шляпу)
А вот насчёт того, что мы никакую проблему не решили, это вы не правы. У большинства ребят поменялось понимание того, чем занимаются программисты, а у одной девочки чётко выстроилось понимание более оптимального карьерного пути вместо девопс->бэкендер -> продакт менеджер
Так что да, на уровне страны мы проблему профориентации не решили, но тем ребятам, которые пришли в тот день к нам в офис, мы точно помогли определиться, куда точнее идти в IT
Ну и если смысл статьи вам не понятен, то возможно она просто написана не для вас, это абсолютно нормально)
Обычно в 16 лет вообще еще слабо понятно, чем ты там горишь. А желание получить билет в спокойную и безбедную жизнь у нас в России уже стало порицаться?
Я думаю что мечтающие о билете в спокойную и безбедную жизнь просто не готовы будут впахиваться.
И это плохо? Или я неверно понял мысль?
У меня нет ответа на этот вопрос.
в тексте вроде не порицается
просто это не спокойная жизнь по факту
смотрят через розовые очки, идут учиться, работать и понимают, что это нервы и куча сложностей, а поздно
В России любая работа в коммерческом найме - это нервы и куча сложностей. Только в айтишечке за это платят, в отличие от
но клево если можно попробовать и понять
в какой сфере сложности заряжают, а в какой демотивируют