{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Оценка на двоих», или почему мы открыли лицей для старшеклассников на семейной форме обучения

Эта статья будет полезна для тех, кто мечтает открыть свой образовательный центр и ищет свободную нишу на достаточно насыщенном рынке образования.

Как подростку перейти на следующий уровень.

В 2017 году, когда я решил изменить направление своего бизнеса, выбор для меня был очевиден - образование для подростков. Я часто сталкивался с подростками, которым требовался наставник. Это были дети моих знакомых и друзей, которые проходили "трудный путь" взросления. В этот период все родители хотят помочь им, но не все знают, как это сделать. Иногда методы, которые родители используют, подростки полностью отвергают.

Наблюдая за этим противостоянием со стороны, я понял, что корень проблемы почти всегда один и тот же - родители и подростки переживают о своем будущем после школы, но каждый по-своему. Если родители надеются, что подросток проявит ответственность, сделает "осознанный выбор" и постарается поступить в университет и сдать ЕГЭ, то подростки видят эту же ситуацию иначе. Неопределенность и неуверенность в будущем, плюс огромное количество возможностей, пугают тех, кто не знает, чего хочет достичь в жизни и куда идти. Они боятся сделать неправильный выбор и потратить годы на то, что им не нравится. К тому же, они не видят поддержки в развитии своих индивидуальных интересов и способностей и не всегда знают, к кому обратиться за помощью. В итоге, ЕГЭ для них - это лишь формальность, которую нужно пройти, чтобы получить диплом, и они не видят связи между учебой и их будущей профессией. В результате подростки оказываются в состоянии "анабиоза", когда считают, что все само собой образуется и найдется правильное решение.

И вот тут надо уточнить о каких подростках мы говорим

Портреты учеников.

Представьте себе стандартный 8, 9 или 10 класс в обычной школе. Обычно всех учеников можно разделить на несколько групп.

1. С одной стороны, это отличники и активные ученики. Они составляют 10-20% от общего числа учеников. Они знают, куда идут, и школа помогает им, потому что она заинтересована в них. У них достаточно мотивации, и им скорее всего нужен наставник, который, как правило, находится в самой школе.

2. С другой стороны, это "троечники" и "двоечники", которые составляют около 30%. Здесь все гораздо сложнее. У них зачастую отсутствуют базовые знания из начальной школы, есть вопросы в семье и вопросы в воспитании. Им также нужен наставник, но скорее из числа неформальных лидеров.

3. И, наконец, "хорошисты", которых мы называем "три с плюсом и четыре с минусом". Их больше всего, около 50-60%. У них хорошие когнитивные способности и отличные знания по некоторым предметам, но им не хватает мотивации. Если бы они нашли мотивацию, они могли бы стать отличниками.

Эти ученики в первую очередь нуждаются в поддержке. Родители верят в них и понимают, что как только они найдут мотивацию, они станут более ответственными и взрослыми. Но родители ожидают, что ученики найдут эту мотивацию сами, а, как мы уже обсуждали, это сложно. И, несмотря на все уважение к нашей школе, для нее также трудно справиться с этой задачей из-за кадровых проблем, большого числа учеников в классе и множества других причин.

Три с плюсом и четыре с минусом

Вот для таких учеников мы и открыли свой первый Мобиус Класс в 2017 году. Это было небольшое пространство для подготовки к поступлению с профориентацией и подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ. Мы верили, что сможем (читай, должны) найти мотивацию у каждого ученика, и наши комбинированные программы будут нарасхват.

Но оказалось, что это не всем нужно. Вернее, оказалось, что трудозатраты на такую работу с учеником оказались достаточно высокими. Помимо подготовки к экзаменам, требовалась регулярная индивидуальная работа с профориентологом и наставником, что отразилось на стоимости такой услуги. Она была гораздо выше рынка, который предлагал просто подготовку к ЕГЭ. Наша ошибка была в том, что мы предложили этот продукт сразу широкой аудитории. В итоге всего 20 учеников прошли у нас такой курс в несколько месяцев и потом мы отменили комплексную индивидуальную работу. Оставили только ЕГЭ и ОГЭ, так как это понятный продукт с высоким спросом. Да и цена наших курсов подготовки к экзаменам была равна средней цене по рынку.

Но тут идею нам подсказал сам потребитель. К нам начали обращаться родители тех самых 20 учеников. Они увидели, что у ученика после курса появилась мотивация, и он "загорелся", но через 2-3 месяца запал кончился. Мотивация имеет срок годности, и поэтому надо было запускать такой курс для них заново. Но для этого им надо было перейти на семейную форму обучения, так как успеть все в школе и у нас не представлялось возможным. Уровень дохода этих родителей был “средним” и “выше среднего”, и они могли позволить себе более высокий чек.

И вот тут мы задумались о том, каким должно быть идеальное место для старшеклассников, которое поможет им найти мотивацию и перейти на свой следующий уровень

Идеальное образовательное пространство

Мы пересмотрели подход к школьному обучению в 9-11 классах, сфокусировавшись на подготовке к поступлению. Идея заключалась в создании образовательного пространства по аналогии с коворкингом, которое мы назвали co-learning. Однако, для упрощения восприятия родителями, мы решили назвать его лицеем. Это пространство должно быть ориентировано на индивидуальные потребности учеников, предлагать разнообразные возможности для изучения профессиональных направлений и обеспечивать необходимую поддержку. Вот основные компоненты нашего лицея:

1. Профориентационные программы: Наш лицей должен предлагать различные возможности для изучения профессиональных направлений, чтобы подростки могли экспериментировать и изучать свои интересы, и найти то, что их вдохновляет.

2. Индивидуальный подход: Лицей должен учитывать индивидуальные потребности и способности каждого ученика, предлагая индивидуальные консультации с психологами или профориентологами.

3. Практическая ориентация: Лицей должен помогать подросткам увидеть связь между учебой и будущей профессией, предлагая проекты и практические задания.

4. Поддержка и руководство: Лицей должен предоставлять поддержку и руководство в выборе профессии и подготовке к экзаменам.

5. Мотивационная атмосфера: В лицее должна быть создана атмосфера, в которой подростки будут чувствовать себя поддержанными и вдохновленными.

Для реализации этой концепции мы объединили учеников в небольшие классы по10-12 человек, по аналогии с семейными детскими школами. Каждому классу был назначен наставник и профориентолог. Время для обучения осталось таким же, как и в школе - с 8.30 до 15.30.

Это также позволило нам оптимизировать бизнес, так как в отличие от центров подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, работающих с 16 до 20 часов, наши центры работали в две смены, что значительно увеличило их рентабельность. В 2019 году первые 20 учеников начали обучение у нас 1 сентября, а через год мы открыли уже второй центр с лицеем и всеми курсами для подготовки к экзаменам и школьным предметам.

Мы сделали сложное простым

В течение 3 лет мы работали над нашим продуктом: уточняли все бизнес-процессы, разрабатывали рабочие программы, обучающие планы и структуры взаимодействия. Проделали большой объем работы, который потребовал много сил и ресурсов. Параллельно мы разрабатывали приложение для индивидуальной оценки качества знаний, которое теперь дорабатываем до полноценной платформы для персонализации обучения.

Теперь мы можем уверенно заявить, что наша идея оказалась успешной. Сейчас у нас более 80 выпускников лицея и более 2000 учеников, подготовившихся к ЕГЭ и ОГЭ. В этом учебном году в лицее учится 64 ученика, и предстоит пятый юбилейный выпуск. Наш годовой оборот более 25 млн. ₽

В прошлом году мы начали получать предложения открыть "Мобиус Класс" по франшизе. Для этого мы создали управляющую компанию и уже рассматриваем несколько городов для расширения, ведя переговоры с потенциальными партнерами. Существует утверждение, что если что-то сработало в маленьком городе, то в большом городе это будет работать еще эффективнее. Действительно, рассматривая города партнеров с населением от 500 тыс. до 1,5 млн. мы видим высокую потребность в наших центрах.

Частные школы для подростков это ниша или большой рынок?

Бум открытия частных (семейных) школ для младших классов начался 3-4 года назад. Скорость открытия семейных школ в регионах достаточно высока. Ученики и родители привыкают к этому формату обучения. Ежегодно около 10% учеников переходят на семейное обучение. Это создает ситуацию с высоким спросом и низким предложением. Те, кто начал обучение в 2020 году в 3-4 классах, сейчас уже переходят в 7-8 класс, но семейных школ для подростков нет. Школы, в которых они обучались, специализируются на учениках 7-12 лет, а для подростков должно быть абсолютно другое пространство. Более современное, креативное и вдохновляющее.
И мы видим здесь потенциальный рынок.
А вы?

0
2 комментария
Марк Бутовский

Интересно

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Побежук
Автор

Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда