{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Тренды онлайн-обучения в 2020 году: инсайты с DevLearn

Сфера онлайн-обучения развивается очень стремительно. Наряду с уже привычными трендами — такими как микрообучение и геймификация — эксперты eLearning активно внедряют новинки из смежных областей: социальные сети, чатботы, проектирование пользовательского опыта (UX).

Осенью команда iSpring побывала на DevLearn — одной из крупнейших в мире конференций, посвященных дистанционному обучению. Мы расспросили с ведущих специалистов-практиков, каким они видят будущее сферы L&D (learning and development — обучение и развитие сотрудников).

От скучных курсов в СДО к единой системе развития с ориентацией на результат

Эксперты предсказывают, что в будущем обучение выйдет за рамки электронных курсов и станет неотъемлемой частью рабочего процесса сотрудников.

Кларк Квин, директор консалтинговой фирмы Quinnovation, эксперт в области технологий обучения, считает, что на смену скучным курсам и формальным тестам должна прийти осознанная практика в контексте профессиональной деятельности.

Для этого, по мнению Кларка, обучение должно выйти за рамки портала СДО и стать более социальным и неформальным.

Не нужно пытаться взять обучение под контроль. Организации должны создать сотрудникам благоприятные условия для обучения, чтобы те могли эффективно и сообща наращивать свои навыки

Кларк Квин, директор консалтинговой фирмы Quinnovation, эксперт в области технологий обучения

Стив Форман, глава консалтинговой фирмы InfoMedia Designs, тоже отметил, что обучение должно выйти за пределы отдельных курсов в СДО и стать важной частью рабочего процесса. По мнению Стива, в будущем оцениваться будут не знания и навыки сотрудников, а результаты их работы. Такой подход позволит связать метрики обучения с метриками бизнеса и оценить реальный эффект от обучения, а не просто подсчитывать пройденные курсы.

Задача L&D — поддерживать сотрудников на всех этапах их трудовой деятельности. А это предполагает не только курсы в СДО, но и практику на рабочем месте, управление талантами (talent management), профессиональное развитие сотрудников — и все, что в конечном счете способствует стратегическому развитию бизнеса

Стив Форман, глава консалтинговой фирмы InfoMedia Designs

Какой будет СДО будущего: от портала с курсами к экосистеме обучения

Системам дистанционного обучения также придется измениться, чтобы отвечать потребностям нового, более комплексного подхода к обучению и развитию сотрудников.

Интеграция в рабочие процессы

СДО должна будет органично вписаться в рабочие процессы сотрудников, чтобы они могли при необходимости получить своевременную, целевую помощь прямо на рабочем месте и тем самым повысить свои KPI.

По мнению Кларка Квина, это может быть даже не одна платформа, а несколько идеально интегрированных между собой инструментов, которые обеспечивают сотруднику индивидуальный пользовательский опыт.

СДО будущего — это больше чем просто система, наполненная курсами. Это целая экосистема комплексной поддержки сотрудников, глубоко интегрированная в рабочие процессы

Кларк Квин, директор консалтинговой фирмы Quinnovation, эксперт в области технологий обучения

Интуитивный интерфейс

Дэвид Паттерсон, eLearning консультант, эксперт в области технологий обучения, отметил, что плотной интеграции с рабочими процессами можно будет добиться за счет удобного, продуманного интерфейса СДО.

Карл Капп, профессор, эксперт в области педагогических технологий, упомянул, что СДО будущего должна быть настолько интуитивной, чтобы учащиеся даже не замечали процесса обучения и проверки знаний.

Кроме того, разработчикам СДО нужно уделить особое внимание проектированию опыта обучения (learning experience design). Эксперты отмечают, что у СДО, построенных вокруг опыта учащегося, а не вокруг контента, больше шансов на выживание.

Удобный поиск

Еще одним важным критерием качества СДО в будущем эксперты назвали функцию поиска — ведь от того, насколько быстро сотрудники смогут найти нужную информацию в системе обучения, будут зависеть результаты их работы. Количество контента постоянно растет, а по мере того, как СДО будут выходить за пределы курсов и трансформироваться в экосистемы обучения, искать информацию станет еще сложнее.

Удобный поиск — жизненно необходимая функция для СДО. Это особенно актуально для поколения, которое на любой вопрос отвечает “Погугли!”

Дэвид Паттерсон, eLearning консультант, эксперт в области технологий обучения

Гибкость и адаптивность

Мнения экспертов однозначно сходятся в одном: жизнеспособность современных СДО в будущем зависит от того, насколько они смогут адаптироваться к новым требованиям рынка.

К сожалению, в некоторых вопросах сфера L&D движется вперед очень медленно. К примеру, многие платформы все еще используют SCORM 1.2, хотя есть более продвинутые стандарты, вроде SCORM 2004, HTML5 и xAPI. Надеюсь, в будущем СДО будут более открыты новым технологиям — ведь нас ждет столько интересного: VR и AR, искусственный интеллект, интернет вещей и многое другое

Майкл Шияши, педагогический дизайнер и разработчик курсов

Гибкость и способность расти, изменяться и внедрять инновации со временем станет для СДО не менее важным фактором выживания, чем ориентация на пользователей и удобный интерфейс

Джеффри Далто, старший L&D специалист в Convergence Training

Современные СДО должны прислушиваться к потребностям пользователей и оперативно внедрять новые технологии, чтобы эффективно раскрывать потенциал сотрудников и приносить максимальную пользу бизнесу

Джей Ди Диллон, главный архитектор обучения в Axonify

Увлекательный контент для полного погружения в обучение: VR, AR, чатботы

Вместе с системами дистанционного обучения изменятся и сами учебные материалы. Скучные инструкции и презентации уже не работают. Как подчеркнул Кларк Квин, обучение — это не только умственный, но еще и эмоциональный процесс, поэтому очень важно создавать учебный контент, который будет вовлекать сотрудников в процесс обучения.

Ричард Горинг, глава eLearning агентства BrightCarbon, сообщил, что уже сейчас в сфере электронного обучения появляется все больше необычных, интерактивных учебных материалов.

Клиенты начинают понимать, что обучение через заучивание фактов и цифр уже не работает — учащихся нужно вовлекать в процесс изучения. От этого выигрывают не только учащиеся, но в первую очередь бизнес

Ричард Горинг, глава eLearning агентства BrightCarbon

Дэвид Паттерсон отметил, что популярность набирают VR-видео — ролики, снятые с углом обзора 360°, которые можно смотреть через очки виртуальной реальности. Такое обучение с эффектом погружения увлекает учащихся гораздо больше, чем привычные презентации и лекции.

Пример обучающего 360° VR-видео

Джо Ганчи, eLearning консультант, основатель тренинговой компании eLearningJoe, рассказал об интересных способах применения дополненной реальности:

Дополненная реальность может работать не только на уровне визуальных образов, но и на уровне ощущений. Например, перчатки дополненной реальности, которые имитируют прикосновение и позволяют слабовидящим посетителям музея не только слышать описание экскурсовода, но и действительно пощупать экспонаты

Джо Ганчи, eLearning консультант, основатель тренинговой компании eLearningJoe
Как работают AR/VR перчатки

Еще один тренд в обучении, который активно набирает популярность — это чатботы. Чатботы уже давно используются в маркетинге, продажах, социальных сетях, CRM-системах, но совсем недавно стали применяться в сфере eLearning.

У чатботов огромный потенциал в электронном обучении. Их можно использовать не только для имитации взаимодействия с инструктором или автором курса, но и для создания ролевых игр внутри электронных курсов: например, диалог с пациентом или клиентом интернет магазина

Джо Ганчи, eLearning консультант, основатель тренинговой компании eLearningJoe

Тренды eLearning в 2020 году: основные выводы

  • Обучение сотрудников будет плотно интегрировано в рабочие процессы и напрямую связано с ключевыми показателями эффективности.
  • Системы дистанционного обучения по-прежнему будут использоваться компаниями, но не для формального обучения и проверки знаний, а в качестве инструмента поддержки сотрудников на рабочем месте.
  • Учебный контент станет более разнообразным и увлекательным — ведь уже сегодня большинству компаний очевидно, что эффективность обучения напрямую зависит от степени вовлеченности сотрудников.

Остается вопрос: как педагогическому дизайнеру понять, какие идеи стоит внедрять уже сегодня, а к каким пока просто присмотреться? Какие из существующих подходов к работе сохранить, а от чего избавиться? В следующей статье мы поделимся подборкой навыков, которыми, по мнению экспертов DevLearn, должен обладать педагогический дизайнер будущего.

0
1 комментарий
Алексей Егоров

Интересно было прочитать, что говорят зарубежные эксперты.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда