{"id":10776,"title":"\u0411\u043b\u0430\u0433\u043e\u0434\u0430\u0440\u044f \u044d\u0442\u043e\u043c\u0443 \u043a\u043e\u043c\u043f\u044c\u044e\u0442\u0435\u0440\u0443 \u0432 \u043e\u043a\u0435\u0430\u043d \u043f\u043e\u043f\u0430\u0434\u0451\u0442 \u043c\u0435\u043d\u044c\u0448\u0435 \u043f\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438\u043a\u0430","url":"\/redirect?component=advertising&id=10776&url=https:\/\/vc.ru\/acer_russia\/347915-acer-vypustila-pervyy-noutbuk-iz-pererabotannogo-plastika&placeBit=1&hash=368c351f012741e124bb4bc6c0b9b05d5e0f9033fab83ea5e301424877f73936","isPaidAndBannersEnabled":false}
Финансы
Markswebb

Вывод финтех-бизнеса в Азию: как устроен рынок и с кого брать пример

Финтех-рынок Азии — это миллиарды пользователей, которые высоко ценят удобные и доступные цифровые услуги. Чтобы создать для них ценный и конкурентный сервис, надо учитывать множество деталей: особенности географии и социального устройства, влияние регуляторов и других бизнесов.

Что нужно знать про азиатский финтех-рынок, как он устроен и каким требованиям должен соответствовать ваш цифровой сервис — рассказываем с опорой на карты рынков и лучших практик Индии и Китая, двух самых крупных экономик азиатского региона.

Что происходит на финтех-рынке Индии

Электронные кошельки в Индии значительно популярнее мобильных банков. Это связано с тем, что банки упустили момент, когда клиентам нужны были удобные платежные инструменты — эту нишу заняли цифровые платежные сервисы, которые быстро выросли и стали основным инструментом платежей в Индии.

В основе этих сервисов находится UPI ID — единый платежный интерфейс, который позволяет быстро привязать банковский счет к платежному сервису и платить с него. В итоге роль банка ограничивается открытием счета, для платежных операций клиенты выбирают именно кошельки.

У каждого жителя Индии сегодня есть как минимум два кошелька, с помощью которых оплачиваются услуги ЖКХ, интернет и штрафы (в некоторых регионах), а также покупаются товары и сервисы, не связанные напрямую с управлением финансами — подарочные купоны, ж/д и авиабилеты.

Платежных сервисов в Индии — очень много. Собственные кошельки имеют технологические лидеры — провайдеры Airtel и Jio, интернет-гиганты Amazon и Facebook.

Чтобы получить кредит, житель Индии также предпочтет обратиться не в банк, чья скоринг-система слишком требовательная, а в онлайн-сервис — аналог российских микрофинансовых организаций. Они быстро выдают кредиты онлайн без бумаг и визита в офис.

Таким образом, и кредитную нишу Индии банкам тоже приходится делить с цифровыми сервисами и кошельками (Freecharge и Mobikwik прямо в приложении предлагают небольшие займы)

А самая узкая аудитория финтех-сервисов Индии — это пользователи инвестиционных приложений пока очень узкая. Жители Индии в большинстве не имеют свободных средств для инвестиций, а те, кто готов инвестировать — предпочтут покупать простые инвестпродукты в банках и приложениях кошельков. Сложные инвестиции в Индии не популярны.

Что происходит на финтех-рынке Китая

В Китае банки также уступили рынок платежей другим игрокам. Основные платежные инструменты в этой стране — суперприложения Alipay и WeChat. Они раньше, чем банки, реализовали удобные платежи и переводы (в том числе офлайн), начали быстро расширять услуги и занимать ниши, которым банки исторически не уделяли должного внимания.

Поэтому даже бурный рост мобильных банков и их функциональное развитие не могут переманить аудиторию суперприложений. Другая часть аудитории, интересная банкам, остается в нишевых электронных кошельках Baidu, BestPay и платежных сервисах мессенджера QQ и системы UnionPay.

Сами суперприложения активно развиваются уже за рамками своих изначальных функций. Владелец WeChat, компания Тencent, развила свой мессенджер в платформу для разных поставщиков услуг, запустила еще один кошелек для аудитории мессенджера QQ, а также открыла digital-only банк WeBank. Alipay со временем вырос в мощную торговую платформу, начал предлагать свой овердрафт, микрокредитование и рассрочку на товары, а также стал маркетплейсом страховок.

Сами банки, упустив важные ниши финтех-рынка, стараются строить собственные суперприложения и предлагать доступные кредитные карты и рассрочки. Эти продукты рассматриваются жителями Китая, как доступные аналоги обычных кредитов.

Раньше эту нишу занимали p2p-сервисы, которые позволяли быстро и удобно брать небольшие займы, но они не пережили репутационный кризис, связанный с волной мошенничеств — и либо закрылись, либо смогли перепрофилировать сервисы.

За аудиторию потребителей кредитов китайским банкам приходится бороться с технологически развитыми компаниями других отраслей.

Онлайн-кредиты предлагают крупные цифровые банки Webank от Tencent и Ping An Pocket Bank. Свой цифровой сервис микрокредитования запустила компания JD.com — приложение JD Finance, в котором дополнительно можно купить страховые и инвестиционные продукты. Также микрокредиты предлагает и компания Xiaomi с приложением Xiaomi Finance.

Китайские страховые компании, как и банки, также упустили момент и не смогли предложить хорошие цифровые сервисы. Сейчас они выступают больше инфраструктурой страхования, а приобретение продукта происходит в других каналах — в суперприложениях (в том же Alipay) и цифровых сервисах (JD Finance).

Так же, как и в Индии, жители Китая инвестируют неохотно, предпочитая вкладывать в материальные ценности — чаще всего в недвижимость. Те пользователи, которые все-таки готовы инвестировать в рынок, покупают простые инвестиционные продукты в приложениях банков.

Где искать лучший UX в приложениях Азии

Одно из любопытных наблюдений, которое мы сделали в рамках исследования финтеха Азии — лидеры рынка по аудитории не всегда дают лучший пользовательский опыт. Это показывает и карта лучших практик, которую мы собрали в ходе изучения самых популярных финтех-приложений.

Несмотря на популярность кошельков и суперприложений, китайские мобильные банки предлагают больше ценных практик.

Это можно объяснить тем, что разработчики мобильных банков постоянно находятся в гонке с гигантами рынка, им крайне важно вовлечь клиента в свой продукт, максимально упрощая его задачи. Также хорошие практики решения задач кредитования предоставляют и банки и кредитные сервисы, опять же, не смотря на то, что на рынках Индии и Китая лидируют МФО-компании.

Меньше всего на карту попало практик из сервисов для инвестиций, кредитования и страхования. Это одно из немногих совпадений с рыночной ситуацией: на картах рынков эти сервисы не являются лидерами в собственных сегментах, больше интересных инсайтов по покупке инвестиционных и кредитных продуктов дают суперприложения, электронные кошельки и мобильные банки.

Чему учит опыт финтех-рынка Индии и Китая

Мобильные банки Индии и Китая в свое время упустили важные моменты развития своих цифровых сервисов, в результате сегодня им приходится конкурировать с новыми игроками, готовыми предложить доступные и удобные финансовые услуги населению. Банки Индии и Китае вынуждены делить с небанковскими организациями не только ниши платежей, но даже классические для себя сегменты кредитования.

Для любого финтех-стартапа, который запускается в условиях близких к азиатским (большие конкурентные рынки, определяющая роль регуляторов, неоднородное население) важно понимать возможности своей аудитории, продумывать путь клиента задолго до его обращения к функциям приложения и всегда давать ему альтернативные варианты решения задач, недоступные в других сервисах.

Доступность и удобство финансовых сервисов — критически важны в странах, где чрезвычайно сложная социальная стратификация и цифровое неравенство.

Важнейший ресурс развития для финтех-стартапов — дополнительные возможности для пользователей, не связанные напрямую с управлением финансами. Это может быть заказ услуг, товаров, государственная и социальная поддержка, оплата дополнительных сервисов.

Важно использовать любую возможность, чтобы узнать больше о клиенте, в том числе и в офлайн-каналах, и за счет этого дать ему сервис более высокого уровня и постоянно повышать его вовлеченность в продукт.

Изучить нашу методику отбора и исследования азиатских приложений, а также посмотреть скринкасты с самыми интересными реализациями — можно на странице Financial Services Review Asia 2020.

0
5 комментариев
Популярные
По порядку
Николай Черных

Осталось только понять, что индусы все хотят даром и закрыть для себя фантазии об Индии

Ответить
5
Развернуть ветку
евгений аношин

Почему не написали причину существования финтеха? Их клиенты просто не имели да и сейчас в массе своей не имеют денег для того чтобы пользоваться банковскими услугами и/или иметь пластиковые продукты. 
Структуры схожей с покрытием филиальной сети Сбербанка нет и не было ни в Китае ни в Индии. А поскольку затраты на ее создание были списаны одновременно со списанием СССР то и стоимость банковских услуг для пользователей внутри России была минимальной, а доступность - максимальной. Для новых клиентов в Индии и Китае - с их минимальными деньгами и доходами около нуля - строить филиальную сеть было не возможно. Так появились платежные системы пусть с высокой комиссией но хотя бы доступные для пользования. 

Ответить
5
Развернуть ветку
globalstocks

Юго-Восточную Азию забыли изучить. А это огромный рынок в 650 млн. человек. Очень динамично развивающийся регион, в том числе и в плане финтеха.

Ответить
2
Развернуть ветку
Markswebb

Пока решили сфокусироваться на Индии и Китае. Обязательно дойдем до других стран)

Ответить
2
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

Читаю такой заголовок "Вы входите в финтех бизнес в Азии" и на миг вдруг представил...

Ответить
2
Развернуть ветку
Читать все 5 комментариев
Зумеры и продажи в онлайне: почему инвесторы вложили $457 млн в бренды нижнего белья в 2021 году Статьи редакции

Новые компании, выходящие на рынок белья, не изобретают ничего принципиально нового, пишет Crunchbase. Но меняется формат продажи одежды: компании ориентируются на онлайн-покупателей и предлагают инструменты для выбора вещей в интернете.

Фото: PxHere
Очистка репутации застройщика, девелопера, объекта

Здравствуйте! Вы тут, потому что у вас есть проблемы с online-репутацией. Если это не так – не читайте дальше.

Тред: работники рассказывают, как сбегали в первый же день и не возвращались Статьи редакции

Часто такое встречается среди молодёжи и на неоплачиваемых стажировках.

В экосистеме «Своë» уже 1 млн пользователей. Что это такое и зачем Россельхозбанку цифровые сервисы для фермеров

Рассказываем, как за один год построить открытую экосистему для агробизнеса.

Говорит Москва: Yota определила самые общительные регионы России в 2021 году

Yota проанализировала количество и продолжительность телефонных звонков своих пользователей, а также объем использованного мобильного трафика за 2021 год в разных регионах страны. Таким образом мобильный оператор определил самые «звонящие» и «качающие» регионы.

Позитивные результаты Ericsson смогли повлиять на Nokia

Несмотря на потерю доли рынка в Китае, прибыль Ericsson за IV квартал 2021 года приятно удивила. Возросший спрос на поставку оборудования 5G в Европу, Северную и Латинскую Америку увеличили чистую прибыль компании на 40%, и она достигла $1,1 млрд. Фондовый рынок моментально отреагировал на новости от Ericsson – акции Nokia возросли на 1,46%.

Брокер нарастил число подписчиков в ТикТок в 8 раз за два месяца. Секрет успеха оказался прост

TikTok – не самый очевидный канал для инвестиционных компаний, но и среди них есть авантюристы, которые решили проверить эффективность этой платформы для продвижения своих услуг.

Что такое АДР и ГДР: чем отличаются от акций, что предпочесть инвестору
«Яндекс Go» заблокировал мой аккаунт, хотя я не нарушал правила пользования сервисом
Исследование: как бизнес преодолел кризис в 2021 году, часть первая

Мы провели исследование российского рынка и посмотрели, как чувствовал себя бизнес в 2021 году. Аналитики компании выяснили, что, благодаря смягчению коронавирусных ограничений, рынок стал постепенно восстанавливаться и выходить на докризисные показатели.

null