{"id":8545,"title":"\u041f\u043e\u043f\u0440\u043e\u0431\u0443\u0439\u0442\u0435 \u0437\u0430\u043a\u0443\u043f\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f \u0431\u0430\u0442\u0430\u0440\u0435\u0439\u043a\u0430\u043c\u0438 \u0438 \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0433\u043e\u0440\u0435\u0442\u044c","url":"\/redirect?component=advertising&id=8545&url=https:\/\/vc.ru\/special\/isource&placeBit=1&hash=2b5b7b247ca83e67628673cba216c312801b86af12a116e7df5c8ab9fae04e8c","isPaidAndBannersEnabled":false}
Финансы
ITSimplex

5 способов управления рисками в бизнесе

В одной из предыдущих статей мы рассуждали на тему значимых экономических показателей. Мы хотели упомянуть в них учёт рисков, но потом рассудили, что это тема достойна рассмотрения отдельной статьёй.

Понятие риска знакомо крупным компаниям, особенно в сфере финансовых услуг, но совершенно не используется малыми предприятиями. В принципе холодный интерес к данной теме обусловлен тем, что на первый план выходят более конкретные проблемы, например, со спросом, логистикой, рекламой и т.д.

В этом нет ничего необычного, так как проблема рисков требует более глубокого исследования экономики предприятия. Именно поэтому мы хотим поделиться с вами знаниями в этой области, и какой вклад мы в неё принесли.

Что такое риск?

Начнём с понятия риска. Многие допускают ошибку, думая, что риск – это только вероятность неблагоприятного события. Но понятие является более широким, включая в себя ещё и потенциальную величину убытка.

То есть риск – это неблагоприятное событие, которое может произойти и повлечь за собой потери, а значит оно имеет как вероятность происхождения, так и величину последствий в денежном или материальном выражении.

Почему так важно знать потенциальный объём потерь? Потому что не всегда предпринимателям выдаётся возможность просчитать вероятность исхода конкретного неблагоприятного события. При этом убыток посчитать гораздо легче, даже если нет представления о том, что именно его спровоцирует, а просто основываясь на закономерностях рынка.

Например, вы не знаете по какой причине могут закрыть ваш магазин на несколько дней, но если это произойдёт, то вы точно можете рассчитать убыток за каждый день простоя. Поэтому, формируя резерв в размере этого убытка, можно быть в безопасности независимо от степени риска.

И всё же, это не самый эффективный метод борьбы с рисками, и когда у предпринимателя есть возможность как-нибудь повлиять на неблагоприятные события, то встаёт закономерный вопрос: «а как это сделать?».

Идентификация риска

Тут-то предприниматель и входит в фазу управления риском, начиная с его идентификации. Под идентификацией риска понимается получение как можно большего и подробного объёма информации о событиях, которые могут вызвать неблагоприятное событие. Каковы причины, вероятность, потенциальный убыток?

Идентификацию часто проводят за счёт экспертной оценки, например, изучив организацию с точки зрения её внутренних документов и особенностей технологических процессов. А также можно провести аналитику, составив рейтинг рисков, присущий той отрасли экономики, в которой работает предприятие. После этого желательно провести анализ, из которого будет видно, какие действия повышают или понижают вероятность рисков.

Оценка риска

После идентификации необходимо провести оценку рисков или, другими словами – дать количественные характеристики тем неблагоприятным событиям, которые были выведены.

На самом деле, это является одной из самых сложных задач для малого бизнеса, то есть именно точная количественная характеристика опасностей, которая может подстерегать предприятие. И, учитывая невысокую доступность к информации на рынке, малому бизнесу лучше всего подойдёт сравнительный метод оценки. То есть поиск организации с похожей деятельностью и сравнение их процессов со своими, чтобы определить вероятность и объём неблагоприятных событий.

Сравнительный подход неприменим для инновационных предприятий, поэтому существуют сценарные методы, технологии имитационного моделирования и VaR, но об этом можно поговорить в другой статье, так как тема обширная и более сложная.

Карта рисков

(События обозначены точками, каждая точка имеет разное значение вероятности и размера потенциальных убытков)

Когда мы выявили события, которые могут произойти и понести за собой потери для нашей компании, важно отобразить их на бумаге. А ещё лучше на графике. Карта рисков как раз создана для этой задачи. Она сегментирует ваши события на 9 категорий, расставляя таким образом приоритетность их обработки. В центре образуется так называемая линия толерантности. Все события, находящиеся сверху от неё, требуют первоочерёдного вмешательства.

После того как была составлена карта или рейтинг рисков, необходимо продумать методы их управления. Существует несколько известных способов, которые лучше всего показали себя на практике риск-менеджмента организаций.

Способ №1. Избежание рисков

(Порой риски настолько высоки, что с ними лучше не связываться)

Это, наверное, самый простой и в большинстве случаев неактуальный для предпринимателей метод, так как он под собой подразумевает отказ от деятельности. То есть, либо отказ от запланированного рискованного проекта, либо продажа активов и уход с рынка, поскольку зачастую малые предприятия ограничиваются одним проектом.

Но иногда этот метод необходим, когда предприятие оказывается неконкурентоспособным, и легче быстрей всё продать, чем дальше терпеть убытки.

Способ №2. Удержание риска

(Сами риски никак не меняются, однако под них создаются материальные резервы, нацеленные на сохранение компании в случае происхождения этих событий)

Под удержанием риска понимается самострахование, то есть то, о чём мы говорили в начале – создание резервов для покрытия рисков. Только на этом этапе будет уже ясен объём самострахования, что необходимо для эффективного экономического планирования.

Способ №3. Передача риска

(Вероятность в данном случае не снижается, однако уменьшается возможный убыток на величину страховой компенсации)

В этом случае к управлению риска подключается второе лицо, которое может быть, например, страховщиком. Также может иметь место хеджирование рисков, то есть компенсации размера убытка за счёт прибыли от других операций, особенно распространено хеджирование на рынке деривативов.

Так или иначе, управление риском заключается в составлении договоров со вторыми лицами, которые могут косвенно или напрямую повлиять на снижение величины риска.

Способ №4. Снижение риска

(Снижается и вероятность события,  и его планируемый его ущерб)

Снижение риска является более комплексным мероприятием, в него может одновременно входить диверсификация риска – разделение капитала на отдельные составляющие и распределение этих частей на вложения, не связанные друг с другом, установка лимитов – указание предельных сумм на различные операции, например, продажи, закупки, оформление кредитов и т. д. И немаловажным является мониторинг, то есть установка качественного контроля за каждой цепочкой операционного процесса предприятия.

По сути, этот метод является самым выгодным, так как не привлекает дополнительные затраты, а требует лишь эффективного менеджмента, а значит наиболее подходит малым предприятиям, так как они зачастую находятся в условиях ресурсной ограниченности.

Перечисленные выше методы, в принципе, известны каждому предпринимателю, потому что почти все сталкивались с решением задач по снижению вероятности и объёма риска. Мы просто выделили эти знания в сжатой и концептуальной форме.

Способ №5. Изменение доли гарантированных продаж

Нашей командой был разработан отдельный показатель в ПО SimplexPlan – доля гарантированных продаж. И мы уверены, что управление долей гарантированных продаж поможет малым предприятиям более эффективно снижать свои риски.

Доля гарантированных продаж (далее ДГП) – это отношение гарантированного объёма выручки к фактическому.

Про показатели, из которых складывается ДГП мы рассказывали в нашей предыдущей статье.

Итак, каким образом работать с ДГП.

(Зеленая линия обозначает максимальную прибыль для каждого сценария, красная – минимальную. Доля гарантированных продаж заменяет параметр вероятность на сложность исполнения запланированного сценария) Программа SimplexPlan

В своей программе SimplexPlan мы разработали карту сценариев, которая, по сути, является картой рисков. Главное отличие заключается в том, что вместо точек неблагоприятных событий, используются точки сценариев. Сценарии обозначают набор товаров и услуг, которые необходимо произвести и продать, с целью получения конкретной прибыли.

По горизонтальной оси обозначена минимальная доля гарантированных продаж, минимальная она потому, что закреплена на точках вдоль оси, а по вертикальной оси – чистая прибыль.

Графиками обозначена гарантированная прибыль и максимальная. Чем выше доля гарантированных продаж, тем выше гарантированная прибыль. То есть логика заключается в том, что чем меньше риск, тем выше доля гарантированных продаж, а, следовательно, и выше гарантированная прибыль, но ниже максимальная прибыль, потому что, как известно, больше прибыли там, где больше рисков.

Под рисками в этом утверждении мы подразумеваем:

  • увеличение объёма поставки, из-за чего увеличиваются издержки, а следовательно, и потенциальный убыток;
  • увеличение цен на товары и услуги, из-за чего может уменьшиться на них спрос и увеличиться убыток.

В качестве управления ДГП можно понимать любые мероприятия, повышающие спрос на товары или услуги. Это может быть улучшение рекламной кампании, создание удобных веб-сервисов для обработки заказов, уменьшение издержек на низкомаржинальные позиции и т. п.

На наш взгляд, доля гарантированных продаж отлично подходит для малого и среднего бизнеса в работе с рисками, так как основана на натуральных показателях. Мы уже говорили о преимуществах натуральных показателей в малом бизнесе, и повторимся, что с ними проще работать в условиях малого количества номенклатур, оборотов и конъюнктуры российского рынка.

А какие методы работы с рисками знаете или применяете вы? Дополните материал нашей статьи в комментариях.

0
2 комментария
Популярные
По порядку

Отличный материал! Вроде очевидные вещи, которые никто не замечает, но здесь они вынесены и представлены как ясный день! Что довольно полезно, для встряски)

3

Алексей, благодарю за внимание к нашей статье! В экономике очень много ситуаций, с которыми мы сталкиваемся каждый день, но не знаем как с ними работать. Мы будем и дальше раскрывать их содержание. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи!

1
Читать все 2 комментария
Опыт возврата денег за обучение дизайну у Yakovlevv.com. Тварь я дрожащая или право имею?

В данной статье приведен мой личный опыт покупки данных курсов, мои оценочные суждения, а также сухие факты, в виде скриншотов и аудиозаписей из моей личной переписки с владельцем этих самых курсов, на тот момент исполняющего услуги как ИП Яковлев Виталий Борисович ( ОГРНИП: 319784700156839 ), сейчас же, работающего от лица ФОП Торб'як Тетяна…

Завод по производству идей. Как работают акселераторы, зачем они нужны стартапам и куда идти с идеей прямо сейчас

По данным Startup Genome, 9 из 10 стартапов терпят неудачу. Возможных причин «смерти» много: недостаточно протестированная гипотеза, неподтвержденная юнит-экономика, неверная стратегия или просто неудача в подходе к продажам.

Что Tele2 предлагает клиентам в «черную пятницу»

На главной распродаже года клиентов компании ждут сразу несколько интересных предложений: скидки на смартфоны, пакеты SMS и безлимитный трафик на YouTube, Яндекс.Карты, Яндекс.Навигатор.

Возник по просьбе бразильских банкиров и стал любимым напитком солдат во время Второй мировой: история Nescafe Статьи редакции

В 2021 году Nescafe — крупнейшее подразделение Nestle и бренд, который оценивается больше чем в $20 млрд. По собственным данным компании, в мире каждую секунду выпивают более 5000 чашек напитка.

Дегустация Nescafe National Museum
Как меня хейтили десятки тысяч человек. Взрывной PR, кому он нужен
Мы сделали бот, который печатает и отправляет ваши фото маме. В 2 клика
Катя со свежими фотками для родителей

Мы запустили Kind Bot — доброго бота, которому в 2 клика можно скинуть свои фотки. Он их напечатает и отправит по почте вашей маме. Или другому близкому человеку.

Из науки в IT: как создать свой стартап и стать преподавателем

Как перейти в IT из другой сферы? Как разработать курс, которому нет аналогов? Как студенту получить максимум пользы от занятий? Рассказывает преподаватель OTUS Сергей Окатов, руководитель курсов «Kotlin Backend Developer» и «Kotlin Developer. Basic».

Бизнес — как ребенок: как мамы совмещают свое дело с заботой о детях

Как совмещать бизнес и семью? Ко Дню матери своими историями поделились бизнесвумен, которые работают c ЮKassa и занимаются детьми. Читайте, как им удается сохранять жизненный баланс и добиваться успеха.

Как мы с двумя кошками из Москвы в Прагу летели

Данная статья будет полезна тем, кто собирается лететь из России в Чехию со своими пушистым в салоне самолета. Почему пишу именно такой маршрут? Потому что условия для всех стран очень разные.

Хочу кухню как у подруги: зачем в Циан сделали поиск квартир по фото

Рассказывает Юлия Зыкова, руководитель команды «Аудитория» в Циан.

Как у меня украли 600 тысяч с карты, а Тинькофф нарушает федеральный закон

Спойлер: я НЕ вводил никуда код, НЕ переходил по ссылкам и НЕ сообщал данные карты.

Я всегда считал себя финансово грамотным человеком, сам когда-то работал в банке, соблюдал цифровую гигиену, держал деньги на нескольких счетах, не привязывал основную карту в непонятных сервисах, в 90% оплат пользовался Google Pay. Когда родственники присылали…

null