{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как финтехи зарабатывают на чужой карьере

Хорошее постдипломное образование ― особенно в IT ― всегда стоило дорого. Сделать его доступнее может такой альтернативный финансовый инструмент, как ISA.

Что это за концепция и почему растет ее популярность, рассказывают управляющий директор венчурного фонда Digital Horizon Влад Тропко и инвестиционный менеджер венчурного фонда Digital Horizon Александр Чепкин.

Это перевод статьи, оригинал которой был опубликован в Fintech Futures.

Два, три, четыре карьерных пути становятся нормой современного мира. В поисках самореализации люди охотно меняют не только место работы, но и профессиональную сферу. Под этот тренд подстраивается образовательная отрасль, предлагая все больше вариантов постдипломного образования. Новые возможности видит и финтех-индустрия, которая нашла способ зарабатывать на карьерных достижениях студентов: половина стартапов-выпускников Y Combinator прошлого года сделали ставку на ISA ― соглашение о долевом отчислении доходов.

ISA (англ. Income Share Agreement) ― форма финансирования обучения, когда студенты учатся бесплатно, а после выхода на работу отчисляют часть зарплаты в течение определенного периода или до достижения оговоренной суммы.

По сути, ISA ― это вариация концепции «купи сейчас, заплати потом», но в отношении услуг, а не товаров. Главная особенность такого соглашения в том, что выпускник начинает платить процент от зарплаты, только когда станет получать доход выше того, что он получал до прохождения обучения.

Учебные заведения, как правило, либо полностью, либо частично финансируют ISA, что, безусловно, повышает их ответственность за качество образовательных программ, а их интересы наконец-то совпадают с интересами учеников.

Активное распространение ISA может кардинально изменить подход к образованию и карьере, превратив личный профессиональный успех в такой же инвестиционный актив, как ценные бумаги компаний. Недавний ажиотаж вокруг Human IPO, который предлагал инвестировать во «время сотрудников» в надежде, что их ценность вырастет, а также другие примеры, когда стартапы предлагали вкладывать средства в потенциал людей (например, Fantex и Pando), лишь подтверждают интерес к сектору.

ISA: когда карьера имеет цену

Впервые концепция ISA была сформулирована в 1955 году американским экономистом Милтоном Фридманом, и с тех пор ее пытались внедрить неоднократно.

Так, в 1970-е гг. эксперимент поставил Йельский университет, но был вынужден закрыть программу через десятилетие. У нее был существенный недостаток: студенты распределялись по группам и должны были отчислять процент с зарплаты до тех пор, пока каждый участник не выплатит свою ссуду.

Уже в 2010-е американские стартапы Upstart и Pave хотели возродить концепцию ISA, но также не добились успеха. Обе компании прекратили заключать соглашения в 2014-2015 гг. из-за несовпадения ожиданий инвесторов и студентов, а также из-за неопределенности в законодательном регулировании этой сферы.

Впрочем, есть и более позитивные примеры.

В Германии благодаря ISA частные вузы стали успешнее конкурировать с государственными университетами, где студенты учатся бесплатно.

В свою очередь в Австралии похожая программа HECS предполагает, что студенты должны выплачивать правительству ссуды с момента, когда их заработок после окончания учебы достигнет определенного порога. Это делает дорогостоящее образование доступными практически для всех, кто имеет право учиться в университете.

Как правило, сегодня ISA имеют следующую конфигурацию:

  • процент отчислений от заработной платы ― не более 15-20%;
  • уровень заработной платы, с которого начинаются выплаты ― от 30 до 50 тысяч долларов. Если выпускник зарабатывает меньше, то не платит ничего;
  • срок выплат ― до 10 лет;
  • ограничение максимальной суммы: обычно предельная общая сумма выплат составляет 1,5-2,5 размера стоимости обучения. Таким образом, программы стараются не отталкивать самых успешных студентов, которые уверены в высоких заработках в будущем.

Концепция ISA переносит риски, связанные с карьерными достижениями студентов, на образовательные учреждения, которые отвечают за качество обучения. Чтобы помочь выпускникам преуспеть, в программы добавляют ранние стажировки, оказывают помощь в трудоустройстве. Для минимизации рисков образовательные учреждения при этом тщательно отбирают кандидатов, которым готовы предложить ISA.

Среди недостатков ISA для инвесторов ― высокая неопределенность в отношении графиков платежей, непрозрачный размер возврата инвестиций и отсутствие четкого регулирования.

Многие программы ISA в сфере высшего образования все еще финансируются за счет университетских эндаумент-фондов и партнерских благотворительных организаций. Инвесторы не хотят вкладываться в долгосрочные продукты для рынка, где законодательство может в будущем усложнить принудительное исполнение соглашений. Но сегодня мы видим новую волну распространения программ ISA ― в основном на американском рынке. Оказалось, что эта концепция идеально подходит для краткосрочных программ профессионального образования.

ISA образца 2020

Интерес к ISA как нестандартному финансовому инструменту растет благодаря буму спроса на IT-специалистов и постоянно увеличивающемуся числу буткэмпов, которые предлагают интенсивные программы обучения и переквалификации. Так, в 2019 году через кодинговые школы прошли почти 34 тысячи студентов, которые заплатили за обучение почти $0,5 млрд. Учитывая растущую конкуренцию в этом сегменте, доля ISA будет только расти: по данным Career Karma, до конца 2020 года 175 учебных заведений планируют заключить соглашения ISA на общую сумму $500 млн.

Короткие сроки, предсказуемый уровень дохода выпускников и финансовая заинтересованность образовательных учреждений в качестве своих программ привлекают инвесторов к формату ISA.

Чем быстрее растет осведомленность людей о концепции ISA, тем активнее образовательные учреждения начинают сотрудничать с финтех-стартапами. Технологичные компании берут на себя роль специализированных провайдеров финансовых услуг, которые формируют и обслуживают программы ISA. Они погружены в особенности рынка труда и делятся своими знаниями как с образовательными учреждениями, помогая корректировать программы и их стоимость, так и со студентами, оказывая карьерные консультации.

Так, например, Vemo Education является партнером школ General Assembly и Holberton School; платформа Meratas обслуживает ISA для Lambda School и Wyncode; Leif – школы Thinkful и NextGenT; испанский стартап StudentFinance сотрудничает с Ironhack, UXER и Neoland.

Расширяя инвестиционные границы

ISA становится новым отраслевым стандартом профессионального образования и стимулирует развитие финтех-проектов. Все больше учебных заведений по всему миру начинают рассматривать соглашение о долевом отчислении доходов как конкурентное преимущество. Расширяются и образовательные направления, в которые приходят ISA-провайдеры. Так, Demand Curve помогает освоить профессию growth-менеджера, а стартап Avenify финансирует обучение будущих медсестер. Огромный потенциал у ISA в сфере MBA.

ISA-маркетплейсы собирают обязательства студентов в пулы и предлагают инвесторам в них вложиться по аналогии с паевыми инвестиционными фондами.

Более того, внедрение ISA программ создает новый инструмент для инвестирования. Появляются ISA-маркетплейсы, которые собирают обязательства студентов в пулы и предлагают инвесторам в них вложиться по аналогии с паевыми инвестиционными фондами. Например, edly обещает возврат инвестиций в размере 8% или 14% в зависимости от выбранного «пакета».

Потребность в переквалификации сегодня высока как никогда. По данным исследования McKinsey, от 75 млн до 375 млн человек (до 14% работоспособного населения в мире) будут вынуждены переквалифицироваться и поменять профессию. Текущий тренд по автоматизации и замещению ручного труда, очевидно, будет только усиливаться, а часть сокращенных позиций на фоне пандемии уже никогда не будут восстановлены. В таких обстоятельствах ISA имеет все шансы стать серьезной альтернативой образовательным займам, а также удобным инструментом для развития или изменения карьеры не только в IT, но и других отраслях.

0
3 комментария
Максим Рачицкий

А есть образование по системе ISO в России?

Ответить
Развернуть ветку
Julia Zhaglenok

Максимум - льготный кредит на образование. Его студент выплачивает после окончания вуза + 3 месяца. Но выплатить нужно, конечно, полностью https://bankiros.ru/wiki/term/kak-poluchit-kredit-na-obrazovanie

Ответить
Развернуть ветку
Black Jack

Когда читаю "финтехи", приходит ассоциация со словом "первонахи".

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда