«Яндекс» купил банк: какие услуги он может запустить и сможет ли конкурировать со «Сбером», «Тинькофф» и другими Статьи редакции
Аналитики оценивают перспективы компании на финтех-рынке.
29 апреля «Яндекс» объявил о покупке банка «Акрополь» у гендиректора «Связного» Евгения Давыдовича за 1,1 млрд рублей. Банк позволит компании развивать финтех-направление: запускать новые финансовые сервисы и услуги для пользователей и партнёров.
«Яндекс» решил развивать финансовые сервисы после того, как продал «Сбербанку» оставшуюся долю в «Яндекс.Деньгах» и освободился от ограничений. Компания планировала купить «Тинькофф», но переговоры закончились ничем.
Первые финансовые продукты «Яндекс» может запустить уже до конца 2021 года: управляющий директор компании Тигран Худавердян в ноябре 2020 года заявил в интервью РБК, что «12 месяцев — реалистичный срок, через который "Яндекс" условно сможет выдавать первые карточки и кредиты».
«Это точно будет полноценный онлайн-сервис для массового пользователя, насколько это позволяет регулирование», — говорил глава «Яндекса».
Зачем «Яндексу» банк и что он получит с покупкой «Акрополя»
«Акрополь» учреждён в 1994 году, в феврале 2020 года его купил Евгений Давыдович у предыдущего собственника — Ахмета Паланкоева — за сумму, равную одному капиталу банка, сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники.
На начало 2020 года эта сумма составляла 1,1 млрд рублей. На апрель 2021 года капитал «Акрополя» — чуть более 1 млрд рублей. Убыток по итогам 2020 года составил около 82 млн рублей, в апреле 2021 года — 29 млн рублей.
После согласования сделки с ЦБ к «Яндексу» перейдут брокерская, дилерская, депозитарная и универсальная банковские лицензии. Это позволит вести полноценный банковский бизнес: принимать вклады и выдавать кредиты, обслуживать счета, транзакции, покупать и продавать валюту, говорит аналитик компании «Финам» Леонид Делицын.
Банковских отделений у «Акрополя» нет — их не будет и у «Яндекса», заявлял Худавердян в разговоре с РБК. Сам «Акрополь», вероятно, переименуют во что-то более подходящее для экосистемы «Яндекса», считает генеральный директор Frank RG Юрий Грибанов.
Банковская карта, инвестиции и кредит на «Маркете»: какие финансовые сервисы ожидают аналитики
Опрошенные vc.ru эксперты выделили несколько возможных вариантов развития банковского направления.
Перевод платежей партнёров внутри «Яндекса» на свою банковскую систему
У экосистемы «Яндекса» большой оборот и много микроплатежей, в том числе за счёт рекламных инструментов, отмечает партнёр и директор департамента анализа акций инвесткомпании «Атон» Виктор Дима.
«Первый и самый очевидный шаг — замкнуть всю экосистему на себя, чтобы всем её участникам было выгодно рассчитываться через финансовый сервис "Яндекса"», — считает Дима.
Запуск банковской карты
Тигран Худавердян уже подтвердил планы выпускать платёжные карты. Они необходимы, так как это основной источник данных о транзакциях клиентов — «главная питательная среда экосистем», утверждает Леонид Делицын.
Привлечь пользователей компании поможет экосистема сервисов, которые станут точкой входа для перехода клиентов на карты «Яндекса», считает Виктор Дима.
У «Яндекса» есть логистическая инфраструктура в лице курьеров и такси — с её помощью компания сможет быстро доставлять пластиковые карты, считает Александр Магомедов. «Чуть ли не вместе с заказанным в "Лавке" утренним кофе», — отмечает председатель правления «Банка 131».
Кредиты на «Яндекс.Маркете» и «Авто.ру»
Кредитование — третье возможное направление банковского бизнеса, утверждают эксперты.
Например, это могут быть:
- «Лёгкие кредитные решения» на «Яндекс.Маркете» для крупных покупок или кредитование поставщиков.
- Сервисы рассрочки — по аналогии с зарубежными сервисами Affirm или Afterpay. Похожий сервис запустил «Тинькофф» в апреле 2021 года.
- Автокредиты на сервисе «Авто.ру», принадлежащем «Яндексу» — но шанс запуска такой услуги меньше.
«Теоретически, несколько тысяч кредитов на "Авто.ру" — это несколько сотен тысяч, а то и миллиардов рублей. Это возможный бизнес, вопрос в том, захотят ли его запускать», — считает Виктор Дима. У кредитования есть риски, но «банковский бизнес и заключается в том, чтобы этим риском управлять», говорит Юрий Грибанов.
- Ипотека маловероятна, но это тоже возможное направление, так как в экосистеме «Яндекса» есть сервис по продаже квартир — «Яндекс.Недвижимость», считает Грибанов.
Ипотека — нетипичное направление для финтех-компаний, привыкших к транзакционным и «коротким» услугам. Это «длинные» деньги, поэтому у «Яндекса» вряд ли появится подобный бизнес, рассуждает Виктор Дима.
Инвестиции
Это быстрорастущее направление, в котором у «Яндекса» уже есть совместный проект с ВТБ — «Яндекс.Инвестиции». Получение лицензии позволит со временем запустить самостоятельный сервис.
Например, «Яндекс» может создать «убийцу брокеров» наподобие Robinhood, говорит Леонид Делицын.
Сможет ли «Яндекс» конкурировать со «Сбером», «Альфа-банком», «Тинькофф» и другими банками
Аналитики считают, что основное преимущество «Яндекса» — это огромный объём данных о клиентах, которые тот собирает в интернете, при заказе услуг, навигации и в других сервисах. Банк же будет и вспомогательным инструментом для сервисов, и способом их монетизации, считает Леонид Делицын.
Одна из проблем, с которой может столкнуться «Яндекс» — поиск команды, так как банк был куплен только ради лицензии и развивать инфраструктуру и экспертизу придётся практически с нуля. Но для «Яндекса» это не выглядит нерешаемой проблемой, считают Юрий Грибанов и другие эксперты.
Ещё одна сложность для «Яндекса» — банковский рынок в России один из самых конкурентных и очень технологичный, указывает Юрий Грибанов. У «Яндекса» есть ресурсы, чтобы экспериментировать и делать новые продукты, но «одних денег недостаточно», заключает аналитик.
Сколько может потратить «Яндекс» на финтех-направление
На 31 марта 2021 года свободные денежные средства и их эквиваленты «Яндекса» составляли 231 млрд рублей или $3,05 млрд. Пока компания не объявляла, сколько планирует инвестировать в развитие банковского или финтех-направления.
Вот смотрю и понимаю, что Яндекс проделал длинный путь - от поисковика до целой системы, способной купить банк.
Это вызывает уважение. Было бы очень удобно, к примеру, написать статью на Яндекс.Дзене написать, получить энную прибыль, и расплатиться этими деньгами где-нибудь в Яндекс.Такси или Яндекс.Товарах.
Хотя все равно немного непонятно предназначение ( я не сильно разбираюсь в таких делах ) покупки банка. Это получается, будут те же Яндекс.Деньги? Кто-нибудь, объясните отличие для непосвящённых.
И шутка в конце
Яндекс: берёт кредит в банке в 2015 году на рекламу и развитие кампании.
Яндекс: скупает этот самый банк в 2021 году и не выплачивает кредит)
"Это вызывает уважение" - Это не вызывает уважение. Яндекс.Такси не вызывает уважение. Это только один пример.
Возможно.
Но я не про конкретную услугу. Я про рост и целеустремленность компании
"Я про рост и целеустремленность компании" - Они пытались. Пытались "закрепиться" в Турции. Тупо просрали бабло. Вне РФ этот тындекс нужен от слова "никому".
Внутри страны они справляются с поставленными задачами и в большинстве сервисов Яндекс предпочтительнее, чем Google.
Почему вы говорите "Тындекс"? Вас одолевают не самые теплые эмоции касательно компании? Может, вам ее политика не нравится?
Просто это дешевая попытка добавить обесценивание по отношению к топику.
"Почему вы говорите "Тындекс"?"
Как хочу, так и пишу. Могу написать "шмяндекс".
А вы можете прочитать слово "yandex" сзаду наперед.
в отличие от Яндекса, ты точно не вызываешь уважения
Комментарий удален модератором
Тьфу на вас, Алексей Навальный.
Причем тут Навальный, не догоняю вашего юмора
Ну такси вполне норм за пределами РФ работает. И не в одной стране.
Вообще-то, это не такси. Если на повозке написано "такси" - ищите маленькие буквы "мы не такси".
Это какое-то словобдудие. Ну называйте агрегатор такси. Какая разница-то?
Какая разница? - Заметная.
Например, на РФ написано "федерация".
Причем тут РФ то?)
"Причем тут РФ то?)" - Ты где-то видел здесь федерацию? - Я не видел.
Так что плохого в том, что Яндекс - агрегирует такси?:)
"Так что плохого в том, что Яндекс - агрегирует такси?:)" - Разве я написал про "что-то плохое"? Я написал, что контора с названием "яндекс такси" не является "такси".
Ну и что? А контора с названием apple не торгует яблоками.
Если ты перешел на уровень спора "я в детсадовской песочнице" - "велькам", тусуйся в песочнице один.
Лол, вот это аргумент.
Как вы это оцениваете? У вас же нет исходных данных по выручке, количеству машин и т.д. Условный inDriver, Cabify, Bolt покрывает куда больше рынков
Яндекс уникальная по своей скрытности компания. Она в своем сегменте не только не дает разбивки по рынкам, она даже гросс-букинг не показывает общий
Субъективно и по инсайдам.
Что ж, понятно, а вот объективно и по отчетности дела обстоят неважно, уже дошли до квартальных убытков
Вы же говорите у них отчёты не раскрывают нужную информацию. Как сами тогда такой вывод сделали?
Ну и как бы убытки - это нормальное дело,и когда захватываешь рынок:)
Отчеты не раскрывают детали, но общая картинка понятна:
Ну и как бы убытки - это нормальное дело,и когда захватываешь рыноку них самый большой чистый сальдированный убыток с момента, когда они вышли на биржу. Логично предположить, что этот убыток генерирует не поиск и портал (он его никогда не генерировал + у компаний из отрасли он тоже генерирует прибыль, а так же у него самый высокий показатель AD в отчетности)
Для стартапа да, но не такого холдинга, как Яндекс. Плюс экспансия Яндекса слишком медленная по сравнению с конкурентами. Соответственно, если ты уже опоздал, то остается жесткий демпинг, а это плодит убыток
Ну у тебя, друг мой, одно предположение другим погоняет:). В реальности же такси прибыльно:). В Яндексе есть множество внутренних стартапов на которые распределяются деньги.
Разные проекты Яндекса - это и есть стартапы, и ничего плохого в убыточности нет.
В реальности Такси убыточно. Еще раз советую обратить внимание на то, что компания не дает прибыли с разбивкой по сегментам. Невозможно перекрыть другими направлениями прибыль от Поиска, это может сделать только сегмент Такси. Тем более, все мы видим реальное положение дел в отрасли на примере того же Убера (у него, кстати, тоже по AE Такси прибыльно)
Нет, в реальности такси прибыльно, потому что я это знаю:). А ты пытаешься на своих предположениях строить какую-то картину, которая не соответствует действительности. Или ты имеешь ввиду последний отчет? За этот период да, такси дипнулось, но это из-за пандемии и оно восстановится. В нормальной ситуации оно прибыльно и тренд положительный.
У убера совершенно иная модель экспансии.
По отчету Такси выросло, AE выросла год к году
У убера совершенно иная модель экспансииКакая?
"По отчету Такси выросло, AE выросла год к году" - у тебя же данных нет говоришь:).
Убер старается зайти во множество стран сразу, Яндекс делает это точечно. Маленький тип - в яндекс.такси входит далеко не только такси так то:). Я говорю конкретно про сегмент такси.
Данных нет по сегментам и чистой прибыли, но по данным Ядекса скорректированная прибыль выросла. Но это не МСФО, а adjusted ebitda. С помощью этого показателя легко манипулировать консолидированной отчетностью, перенося расходы из одной статьи в другую. Так делает Убер, так делает Лифт. Вот только у них нет рентабельного Поиска и портала
Я спрашивал про модель заработка. Модель ничем не отличается. В финке, например, они устроили тотальный демпинг, предлагая цены почти в 2 раза дешевле и закидывая народ промокодами, так же делал Убер в РФ
В ЯТакси входит примерно тоже самое, что и в Убер:
Такси, Еда, Лавка и Драйв. Все то же самое есть у Убера, либо через бренд Убер, либо через компании, которые они купили, например, Careem. Кроме того, само ЯТакси почти на 40 % принадлежит Уберу
Тоесть различия в модели экспансии - это не различия? Ну ок.
А все твои выкладки основаны на предположении о манипуляциях:). Опять же, ну ок:).
Нет различий в моделях экспансии. Есть различия в скорости экспансии. Модель экспансии одна: зайти на рынок, сформировать лояльную публику с помощью демпинга и постараться перетянуть клиентскую базу
Все мои выкладки основаны на отчетностях аналогичных сервисов, у которых нет такого прибыльного актива, как "Поиск и портал"
А вот твои выкладки ни на чем не основаны, кроме попытки затроллить оппонента, который не разделяет твою точку зрения. Ты даже не в курсе динамики прибылей и убытков компании, о которой говоришь
Ок, босс, как скажешь, не нервничай только:)
Просто у Гугла больше денег и охват. А кто первый , того и тапки.
Комментарий недоступен
В Турции популярен только 1 навигатор - Гугл-мэпс. По детализации и количеству реально функционирующих объектов с ним рядом не стояло вообще ничего, особенно в крупных городах, в сегменте того, что бесплатно. Даже еврейский Moovit идет лесом, какой еще Яндекс?
Если ты сотрудник Яндекса, то зачем приходить на форум и дискредитировать компанию своим бредом?)
Комментарий недоступен
Может мне еще в маркетинговый отдел Яндекса зайти за статистикой, или ты там работаешь?)
Давно придумали рейтинги по загрузкам, в частности AppAnnie или SensorTower. Понятно, что в Сторе от Гугла нам не оценить, потому что Мэпс уже идет базовым аппом. Зато можем оценить в Аппсторе по топ-загрузкам за несколько месяцев
У Яндекса что аппы, что сотрудники 0_<
Комментарий недоступен
А ты мой прочитай)
Между Гуглом и Яндексом пропасть. Я тебе это наглядным образом продемонстрировал. Яндекс.Карты вообще присутствуют номинально. Это очевидно из данных по загрузкам.
Чисто по Яндекс.картам лучше вообще не смотреть статистику. Видимо, Нави они еще поддерживают после конфликта с Пердоганом, а на карты забили совсем, в целом как и в РФ, ситуация похожая. Слава GISy)
"Как минимум навигатор от Яндекс в Турции очень популярен." - 1-го апреля сравнивал гуглы и тындекс в районе Анталья-Кемер. Это не шутка.
И что, в рф меньше путей монетезации?
Как невостребованность в одной стране отражает Общий успех компании? Макдак тоже не везде взлетел, или ge money bank
Яндекс."любое слово" - не вызывает уважение
Уважение это конечно громко сказано, но лично у меня в целом нет претензий к Яндекс.Такси. Вероятно у вас претензии к частому "повышенному спросу"? Или к чему?
Допустим, к тому, что яндекс.такси - это не такси. Это некая безответственная информационная служба.