Инвестиционные приложения: как брокеры теряют клиентов

Несмотря на усилия государства и брокеров по повышению финансовой грамотности, девять из десяти открытых на Московской бирже счетов неактивны.

Первое, с чем сталкиваются люди, открывшие брокерский счёт — инвест-приложения. Но кажется, они не помогают людям стать инвесторами. Изучили несколько мобильных приложений брокеров и рассказываем, что с ними не так.

О каких ошибках брокеров расскажем в статье?

Мы в Surf делаем мобильные приложения, а перед этим изучаем аудиторию. Иногда во время таких исследований у нас случаются инсайты, напрямую не связанные с продуктом. Погружаясь в тему финтеха, мы обнаружили, что банки-брокеры в погоне за новыми инвесторами не слышат своих клиентов. Они пытаются их удержать активным вовлечением в торговлю и играют на желании получить прибыль. А тем временем большинство клиентов не хочет становиться активными трейдерами и ищет на бирже инструменты для долгосрочных инвестиций. Мы выяснили, что не так в брокерских приложениях, и как это можно исправить.

Проблема 1: Определяют личную склонность к риску вместо выяснения цели инвестирования

Некоторые брокеры заботятся о клиенте и помогают им составить портфель. Клиент отвечает на вопросы о личных предпочтениях, а брокер ему сообщает, какие инструменты подходят для инвестиций.

Клиент: Я ищу альтернативу депозиту, но биржа — это казино. Я приду и потеряю весь свой будущий взнос на ипотеку.

Брокер: Не бойся, я тебе помогу. Давай определим твой риск-профиль, ответь на несколько вопросов.

Что не так? Брокер выясняет, насколько человек готов рисковать своими деньгами на бирже и исходя из этого рекомендует ценные бумаги. Но личная склонность к риску не имеет никакого отношения к целям инвестора, ведь их может быть несколько. Например, найти замену депозиту и инвестировать в облигации и одновременно спекулировать акциями. Предположим, клиенту определили умеренный профиль риска и предлагают купить самые популярные акции крупных компаний. У этого инвестора нет опыта торговли, он покупает предложенные брокером акции, а они падают в цене. Денег на счёте становится меньше — клиент понимает, что это не то, что ему нужно, и, разочарованный, уходит с фондового рынка. Его страхи подтвердились.

Что делать? Такой подход невыгоден брокеру в долгосрочной перспективе. Чтобы новички становились лояльными клиентами, повышали свою финансовую грамотность, а со временем совершали больше сделок, им с самого начала нужно предложить то, что они хотят. Для этого вместо склонности к риску лучше выяснить цели клиента. Их может быть много. Например, одна часть капитала — накопления на пенсию, другая — для экспериментов с акциями и IPO.

Проблема 2: Один портфель на все случаи жизни вместо нескольких раздельных

Все покупки в приложении отображаются вместе. Пользователь видит, сколько денег на счëте и какие у него есть бумаги.

Клиент: Вообще я хочу разделить капитал для инвестиций. Часть на пенсию, часть копилка, а вот на эти деньги попробую активно торговать.

Брокер: Отлично, но брокерский счëт-то один. Запиши куда-нибудь в заметки, что у тебя куда.

Что не так? У инвестора бывает несколько целей и стратегии под каждую из них. Одна и та же бумага может быть в разных пропорциях в нескольких портфелях. Например, в одном портфеле акции Сбербанка для долгосрочной инвестиции, а в другом — краткосрочная покупка на ожидании выхода новостей. Чтобы не путаться, клиенту приходится пользоваться сторонними ресурсами или собственноручно вести таблицы. Это отнимает время и создаëт ощущение, что инвестировать — сложно.

Что делать? Переход инвестора на сторонние ресурсы — опасность его ухода к конкурентам, которые предложат удобный сервис. Чтобы этого избежать, можно разделить счёт на виртуальные портфели. Пользователь сможет дать им названия и видеть, как обстоят дела в каждом.

Проблема 3: Ручные сделки вместо автоматических

Инвестор сам составляет портфель, следит за его наполнением и совершает сделки вручную.

Клиент: А можно я скину на вас часть заботы? Буду раз в месяц переводить деньги и давать согласие на сделку, а вы будете пополнять мой портфель по рыночной цене?

Брокер: Нет, ты должен чаще заходить в приложение и становиться лудоманом (зачёркнуто) финансово грамотным.

Что не так? Начинающие инвесторы далеки от финансовых рынков. В большинстве случаев они хотят получить смесь самостоятельных решений и доверительного управления. Частично эту задачу решают биржевые инвестиционные фонды, которые предлагают купить часть готового портфеля. Но инвестору такой формат не всегда подходит: у него могут быть другие цели.

Что делать? Брокер может предложить готовый портфель из инструментов, соответствующих цели клиента и его капиталу. Пользователь может согласиться, отказаться или поменять в нëм ценные бумаги. Портфель может собираться автоматически. Например, клиент переводит раз в месяц часть зарплаты, а брокер предлагает ему купить ценные бумаги из списка, который пользователь подтвердил заранее. Одно нажатие — сделки по списку совершены.

Проблема 4: Повышение тревожности вместо того, чтобы успокоить

Графики и котировки на базовых экранах вовлекают пользователя и повышают engagement rate. Но это неправильные входы: вместо получения комфорта у пользователя повышается тревога.

Клиент: Я не хочу бояться и следить за котировками. Я хочу заходить в приложение один раз в месяц или год смотреть, как дела на счёте.

Брокер: Смотри, какие графики, стрелочки: красные, зелёные. Завораживает, правда? С портфелем всë хорошо. Правда, эти ребята упали на 10%, а эти выросли на 15%, зато остальные на месте!

Что не так? Возможно, клиент совершит несколько необдуманных сделок и принесëт брокеру комиссию. Но если приложение будет ассоциироваться с неприятным волнением, пользователь скоро не захочет в него возвращаться.

Как исправить? Выход — позволить инвестору самому настраивать интерфейс. Например, убрать с главного экрана графики и дать человеку возможность отключать в настройках стрелочки «рост-падение» в списке ценных бумаг.

Привлечение новых инвесторов на биржу в России идëт быстро. В декабре 2008 года количество уникальных клиентов физических лиц на Мосбирже — около 2 млн, а в марте 2021 — уже около 11 млн. Кажется, у банков ещё много клиентов, которые могут открыть брокерский счёт. Но такое экстенсивное развитие не будет длиться вечно. Мы в Surf считаем, что на дистанции победит тот, кто обратит свой взгляд на боли пользователя и сумеет грамотно их совместить со своими задачами и выгодой. Мы попробовали это сделать: собрали все инсайты в концепт приложения, которое будет компромиссом между желаниями брокера и его клиентов.

Посмотреть концепт инвестиционного приложения от Surf можно здесь.

Мы верим, что мир инвестиций должен стать ближе к людям. А что будет на самом деле — как всегда покажет время.

Что полезно поменять в инвестприложениях в первую очередь?
Общий подход к выяснению целей
Добавить разделение на портфели
Автоматизировать сделки
Снизить информационный шум
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

А вам нравятся инвестиционные приложения банков?

0
61 комментарий
Написать комментарий...
Oleg Soluyanov

На кого рассчитана эта лажа с профилями целями и прочим самом? На модников которые хотят тыкать в приложу обвешанную инфошумом, потому что их друзья уж тыкают? Человек должен сам определиться, изучить вопрос в Гугле, хотя бы на сайте мосбиржи а не в куче говнотелег. Сам принимать решения и тестировать их. Web Quik, в мобильной версии и investing достаточно, ну и нормальной системы учёта вроде intelinvest или подобных, которые нормально считают доходность и прочие вещи. Скамидеи, псевдосигналы, копипаста телег в пулсах всяких, столько инфошума на голову. "Наборы" говнобумаг под "профиль", говноготовые портфели. "Профиль" который абсолютно почему то далеек от реальности, составлен по тупейшим вопросам. Хз кому это все, лужоманам повтыкать приложух, по рассказывать свои успехи за полгода и проч. В реальности, если ты делаешь что-то не сам, ты платишь комсу дяде. Поэтому профиля два, ленивый и не ленивый. Но у нас сейчас модно инфошумом башку забивать пиплу через приложухи. Думают так "удобнее" , для брокера конечно. Но тут ничего не поделать, времена такие всем fun нужен, в вобщем то рядовой, рутинное операции как инвестирование. Но брокеров конечно грех винить, если валит толпа, как не соблазниться на ней заработать? Больше рюшечек, больше...

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Ширшов

А что плогохо в оказуаливании динозавров, торгующих через убогий квик? У тинька отличный терминал, который хоть и не дотягивает до инстурментов трейдинг вью, но с костылями в виде плагинов пантини вполне себе. Мобильное прилождение для быстрого мониторинга тоже супер. Пульс - это просто ноу-хау и шикарная тусовка, коммюнити, которое уже вышло в реал, у нас постоянно идут трейдерские сходки с настолками, покером и просто общением - это нетворкинг.

Ответить
Развернуть ветку
58 комментариев
Раскрывать всегда