(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(95436373, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(95436373, 'hit', window.location.href);

Ценообразование бухгалтерских услуг. Рассказываем про внутреннюю кухню

Объясняем логику расчета стоимости бухгалтерских услуг и какие будут последствия, если накосячить с расчетом. А в конце статьи вы найдете интересные цифры по отрасли: маржу, прибыль и стоимость клиента.

Результаты конкурентной разведки: цены отличаются в 2-3 раза

Мы постоянно совершенствуем свою систему расчета стоимости услуг. И сравниваем, как это делают наши коллеги по цеху. Разброс цены для
1 компании может быть очень значительным.

Недавно мы проводили исследование для ООО с годовым оборотом 70 млн рублей, которое занимается оптовой торговлей и применяет ОСН. Ежемесячно компания обрабатывает 50 документов реализации, 50 документов поступлений и 50 платежей. Бухгалтерия готовит документы по реализации и платежам, а поступления вводит в 1С. В компании работает 9 сотрудников по трудовым договорам.

Мы собрали 19 коммерческих предложений (КП) от разных компаний. Диапазон цен на комплексное бухгалтерское обслуживание составил от 17 до 70 тысяч рублей в месяц. Очень любопытный разброс.

Мы отбросили 5 КП с крайними значениями (диапазон чеков 17-27 тысяч рублей и 60-70 тысяч рублей) и получили среднюю стоимость по рынку порядка 42 тысяч рублей. У остальных компаний (14 из 19) стоимость отличалась от средней в пределах 10-15%.

Поэтому, когда будете выбирать аутсорсинговую компанию, лучше сравнивать стоимость между 5 компаниями.

Как рассчитывается стоимость бухгалтерских услуг?

Стоимость проектов обычно рассчитывают по обороту клиента, по количеству операций или количеству документов. Расскажем про особенности каждого метода.

Расчет стоимости проекта по обороту компании

Принцип этого способа — чем больше оборот, тем дороже услуги. Таким методом сложно определить объем работы бухгалтера. Например, если у компании маленький оборот и много операций, то бухгалтер будет тратить много времени на обработку документов. Т.е. фактическая себестоимость проекта может оказаться выше его стоимости.

А может быть и наоборот: выручка компании составляет миллиарды рублей, но всего проходит несколько сделок по 500 млн рублей каждая. В этом случае стоимость проекта для клиента будет необоснованно завышенной, но очень маржинальной для аутсорсера, т.к. у бухгалтера небольшой объем работы в несколько сделок.

Чтобы корректно применять этот метод расчета, надо иметь большую базу данных по разным компаниям. На основе этих данных можно составить для каждого вида компаний прогнозную модель по объективным трудозатратам.

Это доступно только крупным аутсорсерам, у которых не меньше тысячи клиентов. Но в любом случае модель будет усредненная и не будет учитывать индивидуальность каждой отдельной компании.

Этот метод используют, чтобы упростить расчет стоимости и сделать вход на бухгалтерское обслуживание более простым и понятным для клиента.

Такой логики придерживаются компании, которые работают на потоке и хотят занять большую долю рынка бухгалтерских услуг за счет удобной тарификации и невысоких цен. Компании при небольшой марже, но большом объеме клиентов будут получать хорошую прибыль. Также они будут получать прибыль от продажи дополнительных услуг — налогового консалтинга, аудита, восстановления бухучета, доработки 1С.

Плюс при таком методе клиентам удобно прогнозировать свои расходы. Например, они будут точно знать, что если вырастут по обороту до 5 млн рублей в месяц, то услуги бухгалтера будут 50 тысяч рублей (условно), а если до 10 млн рублей, то 100 тысяч рублей.

Расчет стоимости проекта по операциям

Также можно считать стоимость проекта по количеству операций из журнала 1С. Здесь работает принцип — чем больше операций, тем больше стоимость проекта. В журнале фиксируются все хозяйственные операции: платежные поручения, счета на оплату, банковские выписки, счета-фактуры полученные и выставленные, товарные накладные.

Такой метод ближе к истине, но и у него есть подводные камни. Например, торговая компания получает в месяц 3 накладные. Для 1С — это 3 операции.

В каждой накладной может быть по 500 позиций номенклатуры, которые бухгалтер должен внести в базу 1С. Т.е. трудозатраты будут больше, чем для выполнения 3-х операций из 3-х документов, в каждом из которых 10-15 позиций номенклатуры.

Кроме того, в журнале 1С отражаются операции, которые происходят автоматически при закрытии месяца (такие операции, с помощью которых рассчитываются налоги). Бухгалтер не тратит на них время, но в расчете тарифа эти операции будут учтены.

Способ расчета стоимости проекта по количеству операций более точный, чем по выручке, но тоже неидеальный.

Расчет стоимости проекта по документам

Самая корректная методика расчета стоимости — по количеству документов и сотрудников в компании. Логика простая — если есть документы и сотрудники, значит есть работа для бухгалтерии. Если нет документов и сотрудников, значит нет работы (не считая нулевую отчетность).

По этим данным можно более точно рассчитать трудозатраты бухгалтера, а значит и стоимость проекта. При таком методе можно учитывать документы с большим количеством номенклатуры. Например, 3 документа, в которых по 500 позиций номенклатуры, можно разделить на 150-300 документов, в которых будет по 5-10 позиций. Также можно исключать из расчета автоматические операции, на которые бухгалтер не тратит время.

Что влияет на стоимость бухгалтерских услуг?

Рассчитывать стоимость услуг можно разными методами: по количеству проведенных операций или документов, выручке компании, численности сотрудников.

Но все методики сводятся в конечном итоге к простой формуле:

  • Стоимость проекта = часовая ставка х время на ведение проекта

Проведем аналогию стоимости бухгалтерских услуг со стоимостью изготовления, например, стула. Для производства стула нужна древесина — это аналог времени бухгалтера. Для простого стула нужно 5 кг древесины, а для дизайнерского — 10 кг. Т.е. в зависимости от сложности изготовления необходим разный объем древесины. Так и в бухгалтерии: чем сложнее и объемнее задача, тем больше времени нужно на ее выполнение.

Для изготовления простого стула нам достаточно сосны стоимостью 1 тысяча рублей за кг (условно), а для дизайнерского стула нужен канадский кедр за 3 тысячи рублей. Материал — аналог часовой ставки. Чем качественнее древесина, тем она дороже. Также с бухгалтерскими услугами: чем выше часовая ставка, тем выше уровень компетенций компании (выше зарплата специалистов и т.п.).

В бухгалтерских услугах время на один и тот же проект может значительно отличаться у разных компаний. Т.к. разные аутсорсеры имеют разные нормативы по выполнению задач и разную часовую ставку.

Одна компания может брать на работу бухгалтера из региона с зарплатой 35 000 рублей, а другая может платить бухгалтеру 150 000 рублей в Москве.

Кто-то может закладывать много времени, чтобы не перегружать сотрудников, кто-то закладывает слишком мало времени и перегружает сотрудников, а кто-то вообще не рассчитывает нагрузку и определяет ее на глазок.

Из-за проблем в ресурсном планировании (прогнозировании времени работы бухгалтера на проект) возникают частые ошибки, характерные для аутсорсинга: игнорирование клиента, забывание задач, непогруженность в процессы, невнимательность.

Ниже расскажем от чего зависит часовая ставка и время на ведение проекта.

Часовая ставка

В часовую ставку закладывают зарплату сотрудников, косвенные расходы компании (аренда офиса, коммунальные платежи, маркетинговые исследования, реклама, расходы на IT-системы и пр.), прибыль и налоги.

Чем сложнее оказываемые услуги (зависит от налогового режима, формы собственности), тем более квалифицированных специалистов нужно привлекать на проект.

Вспоминаем пример со стоимостью 1 кг древесины: в эту стоимость деревообрабатывающая компания закладывает все прямые и косвенные издержки (стоимость сырья, амортизацию оборудования, зарплату персонала, содержание помещений и т.п.), а также норму прибыли и налоги.

Команда

Ведение бухгалтерского проекта можно разбить на отдельные участки: общение с клиентом, внесение первички в 1С, расчет зарплаты и налогов, подготовка отчетов.

Некоторые аутсорсинговые компании навешивают ведение всех участков работы на одного человека. В таком случае внимание бухгалтера будет расфокусировано на разный функционал: он то общается с клиентом, то возвращается к расчету налогов. Так часто возникают ошибки.

Поэтому некоторые аутсорсеры собирают команду узких специалистов на каждый участок. Так внимание каждого члена команды будет сфокусировано только на одной задаче. Соответственно уменьшается количество ошибок, повышается качество и скорость работы.

Это принцип конвейера, который применяют производственные компании. Конвейер позволяет стандартизировать процессы и качество, а также увеличить производительность.

Например, наша стандартная текущая модель предполагает деление каждого участка бухгалтерии по функциям:

  • главный бухгалтер — отчетность и налоги;
  • бухгалтер по первичке — ввод документов;
  • клиентские менеджеры — аккаунтинг и подготовка документов;
  • казначей — платежи;
  • бухгалтер по зарплате — начисление зарплаты;
  • аудитор — аудит;
  • кадровик — подготовка кадровых документов;
  • методолог — логика отражения операций и логика работы в 1С;
  • специализированный юрист — налоговый консалтинг;
  • руководитель проектов — управление всей командой.

Дополнительные специалисты (аудиторы, методологи, налоговые консультанты, руководители проектов, программисты 1С, сисадмины) повышают расходы компании, которые нужно будет компенсировать часовой ставкой. Чем больше узких специалистов, тем выше часовая ставка. Чем выше их квалификация, тем выше зарплата и тем выше часовая ставка.

Нужны ли дополнительные специалисты, если они поднимают стоимость? Это палка о двух концах. С одной стороны, возрастают расходы для компании, а с другой — улучшается производительность и качество услуги.

Бухгалтерия такая сфера, где 3 года все может быть нормально, а потом приходит налоговая и доначисляет 10 млн рублей, т.к. 2 года назад бухгалтер где-то накосячил. Поэтому аутсорсеры делают системы аудита, нанимают крутых штатных консультантов, чтобы решать сложные задачи, которые могут возникать в процессе ведения проекта и стараются улучшить качество услуг.

Сложность услуг

Для ведения бухгалтерии компании с простой деятельностью и небольшим оборотом не всегда нужны крутые спецы. Например, для ведения ИП из сферы услуг с годовым оборотом 10 млн рублей в год достаточно бухгалтера низкой/средней квалификации. А если это ИП на патенте или УСН 6%, то можно вообще обойтись без бухгалтера.

Но если у вас ООО с годовым оборотом в 1 млрд рублей, то у вас совсем другие требования к ведению бухгалтерского учета, а значит нужно включать в работу более квалифицированных сотрудников: толкового главного бухгалтера, методолога, аудитора, налогового консультанта. Зарплата таких специалистов высокая, значит часовая ставка будет выше, чем для ведения ИП с оборотом 10 млн рублей в год.

Например, часовая ставка главного бухгалтера для ведения ИП 1500 рублей, а для ведения ООО с оборотом в 1 млрд рублей — 2500 рублей. Возникает система грейдов, когда зарплата специалиста на одной и той же позиции зависит от сложности проекта и выполняемых функций.

Аналогия с древесиной: для простого стула нужна обычная дешевая древесина за 1000 рублей/кг, а для дизайнерского стула нужна древесина из Канады за 3000 рублей/кг.

Также часовая ставка зависит от выполняемой функции. Если это ввод первичной документации, то часовая ставка, конечно, будет ниже, чем для подготовки отчетности.

Например, часовая ставка бухгалтера по первичке может составлять 1000 рублей, а главного бухгалтера, который составляет отчетность — 1800 рублей. Средняя часовая ставка в Москве для ведения отчетности в рамках РСБУ (Российских стандартов бухучета) составляет 1500 рублей, а в рамках МСФО (международных стандартов финансовой отчетности) 3000 рублей.

На уровень часовой ставки может влиять бренд. Например, к известному игроку на рынке бухуслуг большой поток клиентов идет самостоятельно. Эта компания повышает часовую ставку, чтобы отбить инвестиции, вложенные в бренд. Либо просто завышает ценник, потому что может себе это позволить, и клиенты не откажутся от услуг.

В расходах на бухгалтерию нужно соблюдать баланс между профессионализмом и стоимостью услуг, т.к. бухгалтерия — это расходы для компании. Уровень компетенции специалиста влияет только на риски и расходы. Поэтому их нужно соотносить. Если риски высоки, то и расходы на бухгалтерию могут быть также высокими.

Время на ведение проекта

Время на проект — это самое важное для определения стоимости проекта, т.к. напрямую влияет на выручку и рентабельность бухгалтерской компании. Так же, как в любых услугах (IT, smm, digital, бьюти-сфера, клининг и т.п.) или на производстве, где персонал производит какую-либо продукцию.

Если время на проект необоснованно завысить, то стоимость может быть высокой для клиента, и он уйдет к конкурентам.

А если заложить меньше времени на проект, то цена для клиента может быть приемлемой, но тогда компания будет генерировать меньший уровень выручки и прибыли, либо уходить в минус.

Чтобы выполнять норму прибыли, компания может начать нагружать сотрудников так, что они просто физически не смогут качественно вести все проекты. Поэтому время на проект — важная составляющая не только для определения стоимости, но и грамотного распределения нагрузки на сотрудников.

На время ведения проекта влияют опыт, состав услуг, процессы, форма собственности и система налогообложения, количество бухгалтерских документов и операций, численность персонала компании-клиента.

Опыт

Опыт сотрудников и скорость их работы существенно влияют на время выполнения проекта. Опытный бухгалтер тратит меньше времени не только на решение рядовых задачи, но и на поиск нестандартных решений.

Аутсорсеры стремятся брать опытных сотрудников, которые дополнительно могут быстро работать, чтобы выполнять операции в нужные нормативные рамки.

Аутсорсинговая компания ведет множество проектов. Соответственно накапливает большой объем знаний. Если кто-то в компании сталкивается с нестандартным кейсом, то его фиксируют в базе знаний. Потом это решение можно применять на других проектах. Это повышает производительность сотрудников, т.к. уже не надо тратить время на поиск решения похожей задачи.

Процессы

Если вы думаете, что для бухгалтерского бизнеса достаточно нанять бухгалтеров, найти клиентов и ежемесячно просто получать денежку, то вы ошибаетесь. Это постоянная работа над улучшениями процессов.

Для повышения производительности и эффективности процессов бухгалтерию разделяют на участки: коммуникация с клиентами, ввод первички в 1С, расчет зарплаты, расчет налогов, проведение платежей.

На каждом участке работает специальный сотрудник. Когда сотрудник выполняет однотипные действия, то скорость его работы и внимательность значительно увеличиваются, т.к ему не надо переключать внимание на выполнение других операций.

Если весь функционал завязан на одном сотруднике, то это часто ведет к ошибкам и потери времени. Если у сотрудника несколько проектов, то в период отчетности работа может быть парализована: отвечать клиентам в мессенджерах и считать налоги очень сложно.

При разделении проекта на участки также нужно грамотно распределять нагрузку на сотрудников, чтобы плюсы конвейерной работы не превратились в минусы. Объясним на примере, что может произойти.

На ведение небольшого проекта нужно суммарно 10 часов в месяц всех сотрудников. Его ведут 5 человек, каждый из которых тратит на проект 2 часа в месяц.

Чтобы выполнять норму по нагрузке в часах и выручке (например, в нашей компании 130 часов в месяц — целевой показатель нагрузки) сотруднику накидывают еще проекты. И таких маленьких проектов у одного сотрудника может быть 40-60. О погружении в проект уже не может быть и речи.

Если учесть, что в бухгалтерии есть пики нагрузки в отчетный период, то одновременные запросы от 40 клиентов могут просто остановить работу. Сотрудник при такой нагрузке будет торопиться, ошибаться, забывать про клиентов. С такими «прелестями» аутсорсинга знакомы многие предприниматели.

40 клиентов на 1 сотрудника — это не миф, а реальная история, которая встречается у одного из наших конкурентов. Но зато там «приятные» тарифы обслуживания (ниже среднерыночных на 20-30%), которые зависят от выручки клиента.

В нашей компании нагрузка на каждого сотрудника не более 20 проектов, из которых активных 5-7. Т.е. на одном сотруднике завязана комбинация из крупных проектов с оборотами до сотен млн рублей и ряда небольших ООО или нулевых ИП.

Это позволяет сотруднику держать в голове контекст активных компаний, помнить про «нулевки» и все успевать даже в период отчетности. Быть в контексте 40 небольших компаний намного сложнее, чем 5 крупных компаний и 15 «нулевок». Такое распределение нагрузки помогает сотрудникам поддерживать высокий уровень качества и производительности даже в отчетные месяцы.

На рост производительности влияет снижение ручного труда бухгалтеров. Поэтому компании вкладывают ресурсы в автоматизацию процессов.

На рынке некоторые бухгалтерские компании говорят про искусственный интеллект, нейросети, rocket science в бухгалтерии, но эти автоматизации чаще всего заканчиваются на скрипторизации и алгоритмизации.

Например, на одном из проектов мы настроили интеграцию с банками, прописали правила разнесения банковской выписки и разносим выписку с помощью скрипта. Теперь сотрудник тратит на обработку выписок в 5 раз меньше времени — не более 10 часов (руками все равно приходится «подправлять»).

Также можно подключить сервис для распознавания первички (актов, накладных), чтобы не вводить ее руками. На рынке есть готовые решения. Например, entera pro. Мы тестировали этот сервис, но с учетом наших процессов он не дал значительного ускорения и улучшения качества учета. Руки бухгалтера + несколько доработок 1С справлялись не хуже, а иногда лучше.

С распространением ЭДО ручное вбивание данных в 1С вообще не нужно. Зачем нужны сложные нейросети и OCR для распознавания текста, когда достаточно загрузить xml файл с размеченными табличными данными? Мы и многие наши клиенты используют ЭДО.

Что касается автоматического расчета налогов с помощью машинного обучения, скриптов и "роботов". То это сомнительная перспектива. Так делают банки, но только для компаний и ИП на УСН 6%. Они просто берут банковскую выписку и умножают ее на 6%.

При этом не всегда все, что прошло по банку является налогооблагаемым доходом. Если вам перевели заем в 3 млн рублей, то банк может посчитать это вашим доходом и с этой суммы начислить 180 000 рублей налога. Так что нужно проверять.

Если говорить о компаниях и ИП на УСН 15% или ОСН, то здесь нейросетями и скриптами не решить проблему. В любом случае нужен глаз бухгалтера. Т.к. цена ошибки может быть велика. Дополнительно компании не всегда все показывают налоговой, а иногда включается бухгалтерская магия.

На системах налогообложения, где присутствует расходная часть можно частично заскриптовать расчет налога — облегчить работу бухгалтеру. Например, чтобы 1С самостоятельно подсказывала безопасный минимальный размер налогового вычета на основе предыдущих периодов или показывала какие документы нужно получить, чтобы уменьшить сумму налога до определенной суммы.

Говорить о полной автоматизации не приходится, т.к. для этого необходима стандартизированная система номенклатуры и обязательное и всеобщее ЭДО. Налоговая уже этим занимается, но мы считаем, что первые внедрения такой системы появятся не ранее 2025 года. Про будущее налоговой можете почитать в нашей статье.

На определение времени проекта также влияет и качество работы самой 1С. Поэтому окончательную стоимость проекта можно определить только после аудита базы 1С. Если у вас в каком-либо виде велся бухгалтерский учет (в 1С или другой программе), а аутсорсер предлагает заключить договор без аудита бухбазы, то это очень плохой знак и лучше не обращаться в эту компанию.

Хотя иногда и аудита недостаточно, т.к. непонятно как будет вести себя 1С при закрытии месяца. Если 1С дорабатывали и переписывали, то программа может выдавать некорректные отчеты, и тогда потребуются руки бухгалтера, чтобы найти ошибку и исправить вручную.

Например, ситуация с одним из наших клиентов. У торговой компании с оборотом около 50 млн рублей в год была старая доработанная 1С:УПП. Мы закладывали на процедуру закрытия месяца около 6 часов главного бухгалтера. В итоге бухгалтер тратил в 2 раза больше времени (измеряли с помощью таймшитов). Т.к. не было понятно, по какой логике 1С делает свои расчеты и приходилось вносить множество ручных корректировок/правок.

Состав услуг

Это основное, что влияет на время ведения проекта. Ведение бухгалтерии — комплексная услуга, которая включает в себя бухгалтерию «под ключ» или набор отдельных услуг:

  1. Ввод документов в 1С (актов, накладных и т.п.).
  2. Подготовку документов (актов, счетов, платежей контрагентам).
  3. Проведение регламентных операций в 1С, расчет налогов, подготовку отчетности.
  4. Ответы на требования госорганов.
  5. Расчет зарплаты и других начислений сотрудникам.
  6. Подготовку кадровых документов.

Некоторые аутсорсеры предлагают базу 1С на их сервере, которая уже входит в стоимость, проведение аудитов (например, мы проводим бесплатный аудит бухгалтерии наших клиентов каждые 6 месяцев штатным аудитором), восстановление учета и другой перечень услуг.

Чем больше перечень услуг, тем больше времени будут тратить сотрудники аутсорсера на ведение учета клиента и тем выше будет стоимость услуг. Сравнивать стоимость разных компаний можно только при равном составе услуг.

Некоторые аутсорсеры могут не полностью брать на себя учет, а только отдельные участки, например, расчет налогов и подготовку отчетности.

Они не будут отвечать на требования госов, вводить документы, пушить клиента, чтобы он предоставил недостающие документы и заплатил меньше налогов. Времени аутсорсеры будут тратить меньше, соответственно и стоимость услуг будет меньше.

Крупные компании часто пользуются частичным аутсорсингом, например, расчет налогов и подготовку отчетности передают аутсорсеру, а ввод документов оставляют у себя.

Особенно это актуально для торговых и производственных компаний, где есть материально ответственные лица, начальники смен, кладовщики, снабженцы и т.п. В учетной системе нужно оперативно отражать приходящие документы с товарами, материалами. Отдавать этот процесс на аутсорсинг будет дороже, чем иметь сотрудника в штате.

У нас есть клиенты, где мы взяли на себя функцию главбуха. Например, мы работаем в таком формате с Шефмаркет. С нашей стороны в проекте участвует главный бухгалтер, методолог и руководитель проектов, которые погружены в проект и ежедневно взаимодействуют с сотрудниками клиента.

Крупные компании из сферы услуг также оставляют у себя ввод документов в 1С. Компании поменьше обычно передают аутсорсеру ведение бухгалтерии «под ключ», в том числе документооборот, казначейство, расчет зарплаты и кадровый блок.

В общем, какие функции можно передать аутсорсеру зависит от процессов и нужд компании.

Форма собственности и налоговый режим

Также время на проект зависит от формы собственности — для ООО и ИП разные трудозатраты по времени.

Если у вас ИП, то вам не нужно сдавать бухгалтерский баланс, а если ООО, то нужно. Поэтому на ведение ООО тратят больше времени, чем на ИП.

Если у вас ИП на патенте или упрощенной системе налогообложения (УСН) 6%, то вам необходимо обрабатывать банковские выписки — разносить доходные и расходные операции по статьям доходов и расходов. Кроме этого, для ИП на УСН 6% придется раз в год сдавать отчетность по УСН 6%, а также рассчитывать и уплачивать авансовые платежи раз в квартал.

Для ООО и ИП на остальных системах налогообложения (УСН 6%, УСН 15%, ОСН) потребуется вести полноценный бухгалтерский учет и вводить документы в 1С.

Если у вас ИП или ООО на УСН 15%, то вам надо будет сдавать отчетность раз в год и раз в квартал рассчитывать авансовые платежи по УСН.

Если вы применяете ОСН, то надо ежеквартально сдавать налоговую декларацию и уплачивать НДС. Если у вас ООО, то еще ежеквартально вы сдаете декларацию и уплачиваете налог на прибыль. Если вы ИП, то также ежеквартально уплачиваете налог на прибыль и раз в год сдаете 3-НДФЛ (вместо декларации по налогу на прибыль).

Соответственно, чем сложнее учет, тем больше времени требуется на его ведение. К сложным проектам привлекают сотрудников с высокой квалификацией. Чем больше затраченное время и чем выше зарплата сотрудника, тем дороже услуги. ИП на патенте нужно меньше времени, т.к. бухгалтер практически не требуется. Для ведения ООО на ОСН уходит больше всего времени.

Если у вас есть сотрудники, то для бухгалтерии также возникает дополнительная отчетность и увеличиваются времязатраты: ежемесячно — сведения о застрахованных лицах (СЗВМ), ежеквартально — 3 дополнительных отчета, ежегодно — 1 отчет. Плюс при каждом кадровом движении (увольнение, приеме, переводе) в налоговую отправляется отчет СЗВ-ТД.

В общем, если есть сотрудники, то для бухгалтерии значительно увеличивается работа.

Самая сложная и дорогая работа — ООО на ОСН с сотрудниками.

Маржинальность и другие интересные цифры по отрасли

Бухгалтерские компании закладывают в часовую ставку
40-70% маржинальности.

  • Маржинальность = (выручка — прямая себестоимость) х 100% / выручку

Маржинальность может быть гибкой в зависимости от размера проекта, сложности услуги и позиции сотрудника.

В среднем маржинальность составляет 50%. Около 25% уходит на инфраструктурные расходы и 25% остается на прибыль и налоги.

Специфика расходов бухгалтерских компаний — стоимость привлечения клиента. Если компания хочет расти не только за счет рекомендаций, то стоимость привлечения клиента может составлять 6-10 месячных валовых прибылей с клиента (разница между выручкой и зарплатой сотрудников, ведущих проект).

Т.е. стоимость клиента может составлять ~60 тысяч рублей при среднем чеке 25 тысяч рублей. В этом случае компания окупит расходы на привлечение за 9 месяцев и выйдет по клиенту в ноль. И только на 10 месяц работы начнет получать прибыль.

В среднем по отрасли время жизни клиента закладывается на уровне 3-х лет. Если бухгалтерская компания делает некачественный продукт, то она не сможет расти за счет рекламных каналов, т.к. клиенты будут прощаться раньше, и компания будет уходить в минус.

Если бухгалтерская компания неверно оценит проект, заложит недостаточное количество часов специалистов и будет демпинговать, то проект вообще может не выйти на прибыльность, т.е. расходы на привлечение клиента не окупятся.

Итого

Стоимость бухгалтерских услуг фундаментально зависит от часовой ставки специалистов и времени, которое закладывается на ведение проекта. А бухгалтерские компании переводят эти показатели в косвенные: форму собственности, систему налогообложения, количество операций, документов или оборот.

Стоимость услуг аутсорсеров могут отличаться в разы.

Если стоимость низкая относительно конкурентов, то это звоночек: возможно аутсорсер заложил мало времени на проект или он крутой профессионал, работающий с космической скоростью, или у него есть нейросети, которые сами все делают.

Если высокая стоимость — это тоже плохо. Возможно аутсорсер сильно завысил часовую ставку или часы на проект.

В общем, нужно смотреть рынок и сравнивать не менее 5-и КП от компаний примерно одного уровня: где одинаковый состав команды, который будет вести проект, схожий опыт и ценовая политика находится в одном диапазоне.

С помощью нашего простого калькулятора на сайте вы можете узнать стоимость бухгалтерского обслуживания.

Наш Telegram канал про бухгалтерию, налоги и управленческий учет для предпринимателей на языке предпринимателей.

0
37 комментариев
Написать комментарий...
VLZ. CITY

Пфф! ИП на упрощенке 6% без работников. До31 декабря плачу оброк пенсионному фонду и соц.страху, а потом сдаю до 30 апреля декларацию, в которой сумму по кассе за год складываю с суммой поступивших денег на расчетный счет.  Декларацию делаю в программе Налогоплательщик ЮЛ. Сдаю через бесплатный сервис от налоговой - ВСЁ!
Как понимаю, еще год-два и даже декларацию не нужно будет сдавать -кровопийцы сами всё посчитают и начислят.

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Да, для ИП на УСН 6% без сотрудников бухгалтер практически не нужен. Налоговая в скором времени возьмет на себя расчет налога по УСН 6% по аналогии с самозанятыми.

Ответить
Развернуть ветку
Eugeniya Goncharova

Поделитесь, пожалуйста, опытом: 
— декларацию заполняете поквартально с уменьшением на взносы? На один 1% уменьшаете? 
— есть ли сложности с настройкой кассы, типа номенклатуры, признаков способов расчета, признак предмета расчета и т.п.? Чек на каждый вид расчета пробиваете (аванс, отгрузка, предоплата)? 

Ответить
Развернуть ветку
VLZ. CITY

Здесь я не советчик, потому как вообще из под палки её всё время сдаю. Мне сложно считать сколько я получил дохода, потому как периодически пишу письма организациям, что бы они положенные мне по договору деньги перечисляли на счет физ.лица... в 20 году я впервые сам заплатил в пенсионный и соц. страх, а декларацию сдал на глазок )) вон смс ка пришла, что на почте меня ждет письмо с налоговой - наверное возмущаются моему "на глазок". К слову, в прошлые года налоговики сами звонили и говорили, какая сумма должна быть. Я ставил и отсылал. За один год вообще умудрился не сдать декларацию, а они спохватились, когда уже три года прошло. Понимаю, что так нельзя, но таким образом, не платя в пенсионный я, когда путина последний раз выбирали, получил почти 50 тысяч - помните он долги списал на радостях, что выиграет)

Ответить
Развернуть ветку
Eugeniya Goncharova

Спасибо за ответ!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Можно вести только доходную часть. Бухгалтер сам решает, как делать. Если 1С заскриптована, то она автоматом раскидывает доходную и расходную часть. Бухгалтер только руками немного правит.

На патенте и УСН 6% книгу доходов чаще всего и не ведут, если не пользуются услугами бухгалтера.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

В статье рассказали от чего зависит стоимость услуг и рассказали про внутреннюю кухню. Клиенты вообще не разбираются в этом вопросе, поэтому хотим внести ясность.

По договору стоимость бухгалтерских услуг зависит от оборота, количества операций, документов и количества сотрудников - по этим параметрам тарифицируют большинство бухкомпаний.

В часы уже переводят бухгалтерские компании для внутреннего планирования, но это делают единицы.

Т.е.
Для клиента - он платит за единицу работы (документы, операции, оборот).
Для бухкомпании - клиент платит за часы сотрудников.

Клиентов мы не доим. Стоимость наших услуг зависит от количества документов и сотрудников. Цены находятся в среднем по рынку и мало отличаются от конкурентов +/- 10%.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Martynov

Странно что не отключили комментарии к этой очевидно рекламной статье

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Основная задача статьи - показать, как устроено ценообразование бухкомпаний и от чего зависит стоимость бухуслуг.

Вторичная - показать предпринимателям, как можно тарифицировать собственные услуги (все производство сводится к 2-м метрикам: часовой ставке/стоимости материалов и времени сотрудника/объему материалов).

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Новиков

Очень хорошая статья. Наверно некоторым конкурирующим субъектам не понравиться. Уж много секретиков рассказано. Хотелось бы узнать как на стоимость услуг влияет само поведение Клиента. Например есть такие клиенты которым надо по их желанию десять раз переделывать то накландные то счета и т.д, и все конечно задним числом. 

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Спасибо.

Если изначально обговорить процесс и знать, что будут такие согласования и переделывания, то можно заложить время сотрудников сверху. Это просчитывается, если обговаривается.

Однако не всегда клиент про это упоминает или предполагает, что так будет. Т.е. в большинстве случаев закладывается стандартное время и особенности взаимодействия вскрываются в процессе работы.

Клиенты-проекты с сложным взаимодействием значительно выходят за рамки прогнозной себестоимости, поэтому бухкомпании получают с них меньше валовой прибыли.

Тут 4 пути:
1. Бухкомпания поднимает стоимость до планируемого уровня, чтобы экономика сходилась и объективно ее обосновывает.
2. Бухкомпания оставляет все, как есть и работает с меньшей прибылью.
3. Бухкомпания меняет регламент работы с клиентом. Процессы перестраиваются таким образом, чтобы не было переделывания по несколько раз.
4. Бухкомпания и клиент прощаются, т.к. не клиент не хочет платить больше, а бухкомпания не хочет работать с меньшей нормой прибыли.

У нас на практике встречались все 4 пути.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Отличная статья!
Почему нет упоминания компании №1 на рынке бухгалтерии на аутсорсе - компании "Мако-бухгалтерия" ?

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Спасибо.

Интересно, когда данная компания стала №1 на рынке?

https://raex-a.ru/rankingtable/outsourcing/2020/main
Это независимый рейтинг бухгалтерских компаний на рынке РФ по выручке от бухгалтерских услуг. Топовые позиции занимают Интеркомп (нынешний СберРешения), BDO, 1C-Wiseadvice.

Стоимость услуг у них соответствующая. Например, для компании из примера в нашей статье стоимость по рынку была примерно 42 000 рублей. У топов рынка по выручке ~70 000 рублей в месяц. В основном они работают с крупными зарубежными компаниями.

Мы плотно консультировались с руководителем бухгалтерской практики Интеркомпа и частично переняли их опыт управления проектами: ресурсное планирование, деление на участки, проектные руководители.

Вообще рынок бухгалтерских услуг дико фрагментирован. По нашим оценкам самые крупные игроки занимают не более 2% от всего рынка. И таких игроков множество.

Поэтому вообще нельзя говорить, что на рынке есть топ-1 компания.

Ответить
Развернуть ветку
Larisa _

Ну, наверное, надо поискать! Есть специалисты, которые могут оптимизировать налоги... Но... Не умеют себя продавать))

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Обычно компании называют №1, 2 и т.д. по доле рынка, которую они занимают. 

Многие специалисты могут оптимизировать налоги. Мы в том числе)

Если бы на рынке было 10-100 игроков, то еще можно было назвать лидера. Но на рынке только Москвы действует около 3000 бухкомпаний. А сколько индивидуальных бухгалтеров? Рынок сильно фрагментирован.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey T

TL;DR

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Nikitenkov

"цены определяются соотношением спроса и предложения" нееее... не слышали. мы бухгалтеры, а не экономисты. очередной набор букв от дилетантов. 

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Вы когда финмодель составляете и юнит-экономику просчитываете тоже ориентируетесь только на цену на рынке?

Цена определяется сверху сегментом рынка и суммой, которую готов заплатить этот сегмент, а снизу себестоимостью и экономикой предприятия.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Nikitenkov

вы путаете модель, т.е. ваше представление о том, как это может быть, с тем, что есть на самом деле. а цена всегда определяется рынком.

если вы "на рынке", а ваша себестоимость выше цены на рынке, вы несете убытки.
т.к. нормальный покупатель не будет покупать что-либо по цене выше рынка и уйдет к другому поставщику.

если вы монополия, то ваша цена ограничена только вашей наглостью (см. цены яндекса и прочих сбербанков, ржд и т.п.). 

"Согласно выработанному неоклассической теорией подходу цена товара
определяется двумя принципами: предельной полезностью и издержками производства.
Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, обусловливается степенью
полезности товара. Цена, которую назначает продавец, имеет в своей основе издержки производства товара. Цены формируются не посредством их «усреднения», а в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продавцами как предельно допустимые со стороны спроса и со стороны предложения. Это два взаимодействующих между собой принципа цены. Маршалл писал: «Принцип «издержек производства» и принцип «конечной полезности», без сомнения, являются составными частями одного
всеобщего закона спроса и предложения, каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц».

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Вы не ответили на вопрос)

Когда вы составляете финмодель, то вы не обращаете внимания на себестоимость и юнит-экономику и не корректируете ее на основе рыночных исследований?

Давайте расскажем, как мы это делаем, если рынок понятен (уже есть игроки и есть продукты, которые удовлетворяют сформированный спрос):
1. К нам приходит клиент и говорит: хочу производить или продавать стул, хочу получать с этого 100 рублей прибыли в год.
2. Оценивается SAM, SOM (для теор.оценки, что хотелки достижимы) и стоимость соответствующих товарных позиций/услуг на этом рынке с помощью конкурентного анализа и/или анализа целевого сегмента покупателей (по-хорошему это должен делать маркетолог компании или предприниматель-клиент).
3. Начинается просчет финмодели: сколько тратить на материалы, сотрудников, привлечение клиента, административный комплекс, налоги, прибыль, оборудование, проценты, чтобы производить нужный стул с нужной прибылью.
4. Определяется ценовая стратегия: уход в высокие чеки, увод категории с средним/высоким чеком в категорию с средним/низким чеком, снижение цены в сегменте с низким чеком. Либо просто остаемся в "среднем по рынку".
5. Корректировка финмодели в соответствии с выбранной ценовой стратегией.

Т.е. в любом случае нужно просчитывать экономику предприятия, закладывать нужную прибыль или не закладывать. Далее смотреть, что там по рынку. Если модель не укладывается в нужный сегмент рынка по цене, то корректируем модель, либо выбираем другой сегмент, либо наоборот доводим цену до среднего по сегменту или сколько готов платить клиент (люкс, монополии) и получаем тыщи тыщ прибыли.

Рынок - накладывает граничное условие сверху.
Финмодель - накладывает граничное условие снизу.

Непонятно, зачем вы начали привлекать сюда рыночную оценку стоимости. Про это логично делать отдельный материал. А в статье мы рассказали уже практический опыт. Наш опыт и опыт коллег, которые уже провели исследования. Выяснили сколько готов платить клиент за услуги и сколько и чего нужно заложить в финмодели, чтобы работать с оптимальным размером прибыли.

Тем более в цитатах, которые вы привели уже написано то, что мы писали выше.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Nikitenkov

бесполезно... :( 

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Ок :)

Ответить
Развернуть ветку
Eugeniya Goncharova

Маршалл и прочие это все теории, мало имеющие отношение к реальности. Я вам больше скажу — не спрос определяет предложение, в современной экономике предложение определяет спрос. 
Клиент нередко готов платить выше рынка, если понимает что вы решите его задачу. Качественных услуг в этой области почти нет, поэтому тут если поставщик компетентный он и клиентов выбирает и цену назначает и условия работы. 
Я давно с порога говорю — работаю только так, на таких-то условиях и за такую-то оплату. Потому что я профессионал и лучше клиента знаю что делать, как и сколько это стоит. Конечно и клиент получает гарантии в этом случае. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Бухгалтерские компании возмещают только сумму штрафов и пени, которые возникли по их вине.

Также делаем и мы. Есть страховка и есть прописанная ответственность в договоре.

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Romanov

Вы бы ещё счёты вспомнили... (Про 1С).. Появилось достаточное количество облачных сервисов автоматизировавших ручной труд бухгалтеров в разных программах 1С. Теперь в том же СБИС или Моё Дело, которые не имеют ничего общего с брендом 1С, менеджер компании может выставлять счёт клиенту, и сам закрывать возвращённые УПД. А система автоматом посчитает прибыль, спишет товар со склада, и начислит менеджеру % к его ЗП. Передав отчётность по эффективности работы менеджера директору в управленческом учёте... Я не спорю что, знания бухгалтерские нужны... Но платить бухгалтерам за фактически работу машинописки... Это как то не современно.

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

В 1С также можно выполнять все операции, которые вы описали и можно делать это через облако.

На практике не видели, чтобы компании с оборотом ~100 млн в год вели бухучет в бухгалтерии, которая отлична от 1С. Т.к. облачные сервисы не допишешь и не автоматизируешь под себя.

Если у вас 2 операции в месяц, то можно пользоваться онлайн-сервисами от моего дела, СБИС и т.п. С точки зрения UX новые облачные сервисы удобнее. С этим согласны. Но для обьемной и тяжелой бухгалтерии они не подходят из-за своей негибкости и невозможности их автоматизировать.

Ответить
Развернуть ветку
Yuriy Romanov

Компании с оборотом ~100 млн в год найдут средства на штатного бухгалтера, и подсунут ему договор с пунктом об ответственности за разглашение конфиденциальных данных. А аутсорсинговые бухгалтерии, это источник данных для конкурентной разведки, не говоря уже про слив персональных данных о руководстве компании и её оборотах "службам безопасности банков" (если уж банки из ТОП-10 этим грешат, то аутсорсинговые бухгалтерии этот момент не отслеживаю вообще ни как). Так что тут - палка о двух концах. И если говорить о дописанных 1С - в каждой компании свои нюансы.... не видел ни одних аутсорсеров, чтобы они под каждую обслуживаемую компанию затачивали свою 1С. Да и косячат регулярно.... Одни мне балансовую стоимость увеличили на миллион рублей одним нажатием кнопки в своём 1С. Когда стали разбираться.... Обнаружился на складе пункт с названием "товар" стоимостью 998 тыс руб. и потом всё то же самое но разнесённое по пунктам.... суммарной стоимостью 998тыс.р. И привлечь некого... "красавица" накосячившая, уволилась к тому моменту уже 3 месяца как. Из-за такой текучки и возникает не пойми что. Но клиентам обычно, об этом аутсорсеры не рассказывают. Я не агитирую за облачные сервисы.... но там хотя бы стоимость услуг адекватная за этот "сервис"

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

1. Да, некоторые используют штатного бухгалтера. Некоторые уходят на аутсорсинг т.к. "наелись" с штатным бухгалтером. Среди компаний с обороткой 100+ млн в год чаще распространен штатный бухгалтер. Но в скором будущем картина поменяется.

2. Про конфиденциальность непонятно. Что помешает штатному сотруднику разгласить инфу? NDA и защита конфиденциальных данных слабо работает в России. Единственная защита - порядочность сотрудника и аутсорсинговой компании. Но ваши данные могут также слить банки и налоговая - чаще всего с них и получают данные по конкурентам.

3. Мы затачиваем. Для некоторых клиентов пишем индивидуальные доработки 1С. Под каждую компанию не имеет смысла, т.к. 1С имеет максимальный уровень автоматизации в базовой комплектации - только корректно вводите документы и 1С сама все рассчитает.

Вот когда объем документов большой, то тогда имеет в некоторых ситуациях писать доработки 1С, чтобы автоматизировать процесс корректного отражения операций и вылавливания ошибок.

4. Да, многие аутсорсеры косячат из-за непоставленных процессов, отсутствия систем контроля и низкоквалифицированных работников. Вход на рынок простой, а сделать качественный продукт сложно.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Шахов

Коллеги, спасибо за статью, много полезного почерпнул. Имею свой бизнес по внедрению 1С, планирую открывать направление по бухгалтерскому обслуживанию, т.к. эти сферы тесто связаны. Клиенты есть, ресурсы сейчас тоже имеются. Самое главное как в любом бизнесе себестоимость услуг понять, чтобы правильно цену определить, пока тут для меня это немного сложно, но разбираюсь.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Шахов

"С помощью нашего простого калькулятора на сайте вы можете узнать стоимость бухгалтерского обслуживания"
- коллеги, что то не увидел на сайте калькулятора, только форма обратной связи

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Kharlamov

Найти норм бухгалтера вообще проблема, перебрал штуки три и пока своего не нашел

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Приходите к нам. Может быть произойдет мэтч)
У нас в штате 25 бухгалтеров, среди них точно кто-то вам по душе подойдет

Ответить
Развернуть ветку
Ангелина Романова

Сейчас как-раз нахожусь в поиске бухгалтера. Но судя по написанной безграмотной шпортянке, честно, не вызвали доверия. 

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Желаем удачи в поисках.

А в чем безграмотность? Всегда рады конструктивной критике.

Ответить
Развернуть ветку
34 комментария
Раскрывать всегда