К чему приводит деньгосмешение или как перестать путать деньги бизнеса и свои
Очень часто в нашей практике возникают ситуации, когда предприниматели начинают путать свои деньги с деньгами бизнеса. То для компании что-то купят из своего кошелька, то потом мебель себе на дачу напрямую с расчетного счета. Вроде бы ничего страшного — деньги есть, все равно себе выводить хотел, да и вообще чего привязались.
В статье постараемся разобраться, почему это работает только для совсем маленьких компаний и с ростом бизнеса приводит к проблемам.
Почему вообще так происходит
Вообще, есть несколько причин почему предприниматели начинают путать деньги и начинать тратить средства компании не на то, на что нужно.
Обычно корень проблемы чисто технический и характерен для ИПшек. Бизнесовые карты привязаны к расчетному счету, но внешне являются самыми обычными картами, которые и к Apple pay привязать можно, и просто расплатиться в кафе. Возникает ложное чувство, что вот они деньги - бери.
На личной карте денег нет, на бизнесовой есть - почему бы не потратить и потом вернуть... когда-нибудь... может быть... А потом в расходах бардак.
Бывает и обратная ситуация. Например, пытаемся убежать от налогов. Если заплатить сотруднику с РС - придется платить до кучи малы. А так переведу пока человеку с личной, а потом верну себе с бизнесовой. А потом в учете круглая неучтенная сумма, просто выведенная на вашу личную карту. Попробуй разобраться в конце месяца, что, на что и про что.
А иногда путаем личные расходы с представительскими. Это вот вообще любимая для многих история. "Я ведь был в командировке, ну и что что 3 дня жил, ел и веселился, а еще купил в дьюти фри жене духи и себе вискарь за счет компании?"
В общем, вариантов много. Давайте теперь разберемся, к чему это ведет.
Чем это грозит
Будем последовательными.
1. Деньги путаются, и в конце периода крайне сложно собрать факт
Представьте, что деньги вашего бизнеса и ваши собственные - левый и правый проводной наушник. Если не воспользоваться специальным разделителем и положить их в карман, то все мы знаем, что будет в итоге. Потом фиг разберешься.
Так же и с деньгами. Если слишком часто переливать их с одного счета на другой, или просто платить не оттуда и не за то, за что надо, то в конце месяца вам будет ооочень непросто разобраться, где что. А это критически важно, если мы хотим правильно управлять нашей компанией.
Про важность правильного учета движения денег можете прочитать в нашей статье о ДДС:
2. Повышается риск попасть в кассовый разрыв
Если мы не знаем, как на самом деле двигались деньги бизнеса и сколько их вообще осталось на самом деле, то не можем и нормально планировать будущее. А это напрямую ведет к кассовым разрывам.
Что-то не учли или переучли, начали опираться на цифры некорректно собранного периода, где вперемешку и траты компании, и личные, из-за этого неправильно построили платежный календарь, и вот прилетели.
Не поверите, насколько часто такое встречается, особенно в компаниях, где и так высок риск попадания в кассовые разрывы, если не считать цифры - в первую очередь производственных и оптовых.
3. Не понятен размер прибыли
Если не умеем считать деньги, то скорее всего косячим и в подсчете обязательств. А потом не можем посчитать свою реальную чистую прибыль.
А как ее посчитать, если бизнес платит и за себя, и за собственника? Или, наоборот, собственник постоянно несет расходы по своей карте. Половина операций теряется и нигде не учитывается. Чистую прибыль так не посчитаешь.
Понял, страшно. Как лечить?
Давайте теперь разберемся, как все таки правильно это все разделять.
Начнем с корня - чтобы не было соблазна снова заниматься деньгосмешением, надо чтобы личных денег нам хватало. А для этого сперва надо научиться правильно их себе платить. Давайте пройдемся кратко.
1. Платите себе зарплату
Да, даже если вы собственник, вы все равно как правило выполняете в компании какие-то функции. Чаще всего, директора. В таком случае правильный и важный шаг - узнать рыночную зарплату человека, чьи функции вы выполняете, и начать себе ее платить.
Таким образом вы и себе правильный постоянный доход обеспечите, и перестанете питать себя иллюзией, что чистая прибыль у вас ого-го. После выплаты зарплаты уже, может, и не ого-го.
2. Платите себе дивиденды
Помимо какой-то фактически занимаемой роли, за которую надо платить себе зп, собственник все таки остается собственником и должен получать свою законную долю чистой прибыли - дивиденды.
Как правильно платить себе дивиденды, мы разобрали в нашем посте в инстаграме. Когда-нибудь и статью отдельно напишем.
Итак, себе заплатили. И зарплату, и дивиденды. Больше нам компания ничего должна, все, что осталось - ее деньги.
Но есть еще несколько важных советов.
3. Разделяйте свои деньги и деньги бизнеса физически
Мы прекрасно понимаем, что далеко не всегда расходы или приходы бизнеса осуществляются через расчетный счет. Не привыкли еще работать в белую. Но ничего не мешает нам завести отдельную дебетовую карту для нужд бизнеса.
Таким образом в идеале картинка должна быть следующая - есть РС, есть карта с деньгами только бизнеса, и отдельно есть наша личная карта, куда мы платим себе зарплату и дивиденды.
Приучите себя правильно этим пользоваться и проблем не будет.
4. Нужно закинуть денег в компанию? Дайте ей в долг
Иногда бывает такое, что по той или иной причине денег бизнеса не хватает. Кассовый разрыв или еще что. Компанию надо спасать и докинуть из своих.
Но и это следует делать правильно.
Если уж приходится заводить деньги с личного счета в бизнес, то в учете это должно проходить как займ. Да, займ компании от вас. Теперь она вам должна. Тогда не будет никакой путаницы и будет четко понятно, где что. А когда волны утихнут - этот займ мы себе возвращаем.
И наоборот - если вдруг резко понадобились деньги на новую машину, то можем взять в долг уже у своего бизнеса. Не забудьте только вернуть.
Выводы
Собственно, на этом все. Если будете придерживаться этих на самом деле не сложных правил, то сильно облегчите жизнь себе и своему финансисту. Сэкономите кучу нервов... и денег.
По традиции, в конце статьи делимся с вами полезностями. Держите шаблон отчета ДДС, где и нужно правильно вести деньги компании.
А если все таки хочется найти себе специалиста-волшебника, который придет, все посчитает, разделит деньги и скажет, что надо делать - записывайтесь к нам на консультацию. Она бесплатна и полезна. Успехов!
Ваш Финвед
Всё по делу написано, хорошие привычки «на вырост».
По-моему, самый важный совет – платить себе зарплату, и тем самым смотреть правде в глаза касательно прибыльности бизнеса.
И не переплачивать себе. Работать больше всех в компании
1. Ип на усн "доходы" может спокойно тратить деньги используя бизнес-карту на свои нужды. Они собственно для этого и выпускались многими банками, что б снизить риски блокировки за переводы физлицам, в том числе и себе. На этой системе ваши расходы никого не интересуют, а все купленное принадлежит вам, как физ лицу.
2. Совет с зарплатой ну тоже так себе. На практике от 150 зп налогов 75000 рублей.
По году 900.000 ( лень точно считать, но порядок цифр таков.) Вы точно хотите платить себе себе зарплату?)))
Так а кто говорит платить «официально». Если ты ИП, просто переводишь на личный счёт «зарплату», а все доходы больше этой суммы оставляешь на бизнес-счете - деньги бизнеса.
Мы тут не совсем про бухгалтерию :)
1. Да, может. В этом одновременно и удобство, и корень проблемы, как мы постарались донести в статье. С бизнес-карты вы спокойно можете покупать что угодно для своих нужд. Вопрос в том, что таким образом вы смешиваете фактически деньги компании и свои, и вам потом для самого себя сложно понять, сколько же по факту компания заработала и сколько денег у нее осталось.
Чисто гипотетически представьте, что компания - ваша жена, которая работает и делает деньги, а вы сидите дома. Чуть перевернем историю))
У вас с ней один на двоих счет, но расходы могут быть у каждого свои, и она вам ежемесячно выделяет некую сумму на личные траты. А если потратите лишнего из "общего" счета, то потом придется отчитываться перед ней, за что. Здесь история примерно такая. Компания зарабатывает деньги, платит вам зарплату и дивиденды, а остальное - ее.
2. Мы ведь говорим про выплату зарплаты себе как технически про простой перевод с бизнесовой карты на личную, привязанную к счету и не облагаемую налогом)
Опять же, история не про бухгалтерию, а про логику разделения денег на ваши личные и на те, что должны остаться компании на ее развитие.
стало понятнее о чем вы..
мой опыт проще.
Ип решает что его зарплата пусть 100000, и тратит все с бизнес карты, приберегая наличку и лимит переводов физ лицам для других случаев.
Каждые 1-2 дня просто по выписке в течении 5 минут раскидываем расходы по статьям, в том числе и себе.
Просто получается не разовая выплата себе, а растянутая в месяц, главное контроль.
Но это только мой личный опыт)
Да, можно и так, но как показывает наша практика, в итоге все равно начинается путаница)
Т.е. работает, только если реально получается держать контроль.
Хотите ли вы платить такому гос.
Комментарий недоступен
13% включены в оклад, а 22%+5,1%+2,9% считаются сверху полного оклада. Их нельзя так тупо в лоб суммировать. Простой расчет: оклад 100к, на руки 100-13%=87, а взносы 100*30%=30. Итого ФОТ 100+30=130. 130/87=1,49425, то есть относительно суммы "на руки" без учета льгот получается 49,425% налогов и взносов. Но для малого бизнеса есть скидка: все взносы свыше МРОТ составляют 15%, а так же взносы уменьшают сумму УСН. То есть реальную нагрузку рассчитать не возможно без конкретного примера бизнеса. Так что вывод у вас правильный, что взносы не сказать чтобы огромные, но посчитано криво.
Комментарий недоступен
Ну так-то 49% от 130к это без малого 64к (63,7к, если точнее). И на руки остаётся 66,3к а никак не 87.
P.s. налоги у нас в стране, конечно, не маленькие, но... давайте так люто округлять и издеваться над математикой тоже не будем.
Вы в курсе как работают проценты? Знали, что если к чему-то не нулевому прибавить 49%, а потом от результата вычесть 49%, то исходное значение ни как не получится?
Я знаю, что если из 130 отдается 43, а остаётся 87, то эти 43 приблизительно равняется 33% от 130. А это даже не близко к 49%.
То что Вы написали про "сначала прибавить 49%, потом отнять 49%" очень даже верное высказывание, только не очень ясно к чему оно в данной ситуации.
49% взялось не с потолка, а из соотношения 87к+Х%=130к, а вы от 130к зачем-то начали считать 49%, которые изначально от 87к получены. Или вам работодатель так же заливает, и при заявленном окладе 100к вам на руки платит только 63400?
Хм. Кажется я понял, о чем Во. Но есть один нюанс.
Есть 130к. Из них 87к (67%) - на руки, а 43к (33%) - налог.
То, о чем Вы сначала Написали - отношение общей суммы поделить на ту, что на руки... И зачем-то отнять единицу. А в предыдущем сообщении пишете про 87 + Х%.
Х вы от чего берете? Если от 130к, то это 33%.
Как я понимаю, Вы Х% берете как соотношение "налог/на руки". Но что показывает данное соотношение?
Повторюсь, когда есть 130к и мы их делим на 87к (67%) и 43к (33%) мне понятно. А в вашем случае что?
Все так. Только в итоге, сколько у вас получилось налогов от 150 тыс "на руки"? ~75тыс, об этом автор поста и пишет.
Комментарий недоступен
Может то может. Но должен ли?
И вот почему то мне кажется - "платить зарплату себе" в данном случае для ИП - не имелось ввиду - "официально проводить по бухгалтерии и выплачивать все налоги" а чисто для учета.
А у меня денег нет. Всё в бизнесе 😎
Так тоже не надо)
Бизнес все таки нужен в том числе и для зарабатывания денег собственнику. Иначе какой ему интерес будет им заниматься. Платить себе надо самому первому, но правильно ;)
Лет за 5 подрастет... Работаем на компанию которая существует с 15 века. хочется надолго дело строить. Пусть и медленно 🤓
Или - "бизнес - моя жизнь)"
Парадокс бизнеса: когда деньги нужны - их нет, а когда не нужны...их тоже нет
Что за бред я только что не дочитал….