{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Портрет московского стартапа: как бизнес справляется с трудностями 2022 года

В новом исследовании Агентство инноваций Москвы попыталось разобраться, как себя чувствуют столичные технологические предприниматели, сколько зарабатывают, какие плану строят на ближайшее будущее и планируют ли релокацию.

Сейчас в российской столице, по данным Агентства, работают более 4500 стартапов – это число примерно соответствует количеству компаний в Торонто и Берлине. Почти 97% из них – это микропредприятия.

Портрет стартапера выглядит так:

  • на рынке работает четыре года;
  • занимается научными исследованиями и разработками, либо IT и разработкой ПО (таких компаний в Москве 74%);
  • его продукт направлен на b2b-рынок (таких 75% от общего числа стартапов);
  • в его команде работают не более 15 человек (80% стартапов);
  • его бизнес находится на стадии раннего роста, т. е. имеет готовый продукт и продажи, хотя пока не очень большого объема

Совокупная выручка всех московских стартапов в 2021 году составила 317 млрд рублей. Средняя ежегодная выручка столичного стартапа – 107 млн рублей и растет ежегодно на 61%. Но в Агентстве инноваций отмечают, что уровень дохода «самых богатых» компаний может быть выше остальных в сотни и даже тысячи раз. Поэтому показательной является медианная выручка, которая составила в 2021 году 15,8 млн, то есть почти в семь раз меньше среднего значения.

Топ-10 рыночных ниш для стартапов в 2022 году

Агентство инноваций Москвы проанализировало рынки, на которых работают столичные стартаперы.

Большая часть из них заняты в сферах: медицины и здравоохранения (12%), промышленных технологий (11%), программного обеспечения для бизнеса (10%), транспорта и логистики (9%) и маркетинга и рекламы (7%), проектах в области образовательных технологий (6%), рекрутинга (5%), а также в ритейле и телекоммуникациях (4%).

Если говорить о медианной выручке компании, то здесь в ТОП-3 отраслей входят игровая индустрия, телекоммуникации и кибербезопасность. А по суммарному объему привлеченных инвестиции за последние четыре года лидируют проекты в области электронной коммерции, транспорта и логистики и ПО для бизнеса.

В Москве практически в любой сфере есть перспективные стартапы с высоким потенциалом роста. Аналитики выделили более 200 быстрорастущих компании (их выручка растет не менее чем на 20% в год в течение последних трех лет), способных в перспективе занять значимые позиции на мировом рынке. В их числе 130 стартапов, которые за последние три года привлекли инвестиции на сумму более $1 млн каждый.

Сложные времена, и как стартаперы с ними справляются

По данным исследования, почти 50% московских технологических компаний смогла адаптироваться к текущим экономическим условиям. Их положение не изменилось или улучшилось по сравнению с январем 2022 года.

Согласно исследованию, у 17% респондентов в период кризиса бизнес пошел в гору. Из них:

· 57% – расширили клиентскую базу;

· 55% – усилили команду;

· 45% – увеличили продажи.

Но предприниматели связывают свой успех не со снижением конкуренции из-за ухода иностранных компаний, а с собственными усилиями, направленными на доработку и развитие продуктов.

Текущий год все же внес свои коррективы в развитие бизнеса. Многие стартапы были вынуждены пересмотреть свою бизнес-модель и маркетинговую стратегию, переориентироваться на новые рынки сбыта.

Дефицит денег и снижение продаж – основные сложности компаний после февраля 2022 года. Однако «старые» проблемы никуда не исчезли (например, сложности взаимодействия с госзаказчиками, бюрократия и т. п.).

Перечень проблем, с которыми столкнулись стартапы в 2022 году:

Так что же сделали стартапы, чтобы остаться на плаву?

1. Сократили хотя бы одну категорию расходов весной 2022 года (76% опрошенных стартапов). В первую очередь предприниматели уменьшили затраты на содержание команды (56%), маркетинг и рекламу (56%), аренду офисов (47%) и исследования и разработки (47%).

2. Изменили бизнес-модель: внедрили новые маркетинговые инструменты, частично изменили продукт, целевую аудиторию, модель монетизации нашли новых поставщиков, расширили географию продаж, сделали пивот.

3. Многие прописали бизнес-планы наперед, последовав советам экспертов. У большинства стартапов есть план на более, чем полгода. Компании, пострадавшие от кризиса, значительно чаще планируют на короткую перспективу – менее двух месяцев.

Что будет со стартапами в Москве? Прогнозы и цели

Треть опрошенных фаундеров планирует в перспективе кратно увеличить бизнес-показатели, причем в два раза больше таких среди тех, кто и так вырос весной 2022 года. Компании, пострадавшие в кризис, также планируют расти, но менее амбициозны по темпам роста.

Большинство основателей московских стартапов заявили, что не планируют релоцировать свой бизнес. Почти 80% компаний рассчитывают, что основная часть их продаж в ближайший год будет приходиться на российский рынок.

Немногочисленные компании, которые все же настроены на переезд, рассчитывают на налоговые льготы (44%) и специальные визовые программы (33%) принимающей стороны. При этом в числе мест релокации предприниматели называют не только другие страны, но и российские города (например, Казань, Калининград, Новосибирск, Саратов, Таганрог).

0
1 комментарий
Алеоп

Попахивает годной аналитикой

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда