Финансы Павел Евдокимов
1 365

Бизнесь-модель, которая должна работать

Для чего нужно видеть свою бизнес-модель?

В закладки

Для того, чтобы видеть откуда деньги приходят и куда они уходят.

Бизнес-модель любой компании состоит из 9 базовых компонентов в которых происходят свои бизнес-процессы. Бывает так, что 1 из компонентов создают иллюзию неработоспособности всей модели, а бывает так, что во всей модели всего 1 компонент действительно является эффективным. Для того, чтобы ваша бизнес-модель была максимально конкурентоспособной в настоящих условиях, рекомендуется разбирать каждую ячейку отдельно и проверять её на исправность.

Порядок компонентов в данной статье не имеет никакого отношения к градации по важности, здесь каждая звено является неотъемлемой частью.

1) ЦА — целевая аудитория.

ЦА — портрет (фактический и потенциальный) вашего клиента. Чем подробнее описана ЦА, тем эффективнее работают КС и УТП. Основные критерии, по которым нужно формировать ЦА: Пол, возраст, географическое расположение, семейное положение, уровень платежеспособности, уровень образования, отрасль, хобби. Всегда надо чётко понимать и видеть свою ЦА, разделять массовый рынок от нешивого.

2) УТП — уникальное торговое предложение.

Простыми словами УТП — почему потребитель должен купить у вас, а не у конкурентов. То есть УТП должно чётко отражать 2 момент: какую проблему решает и какую ценность в себе несёт. И эта ценность, должна быть выше установленной рыночной цены.

3) КС — каналы сбыта.

Под КС мы понимаем те инструменты и механизмы, используемые для реализации нашей продукции. Пример: социальные сети, баннеры, холодные звонки, сайт, шоурум и так далее. Нужно всегда мониторить и видеть, какие каналы сбыта являются самыми эффективными с точки зрения ROI, соответствуют ли выбранные каналы сбыта нашей ЦА. А также должна быть категория — на что внимание не обращают вообще, то есть совершенно не рабочие.

4) ТК -технологическая карта.

ТК может быть не только в общепите и промышленности, а точнее она должна быть в каждой компании. ТК — своего рода дорожная карта, которая содержит в себе все элементы и процессы для создания нашего конечного продукта. Очень важно смотреть, как каждый компонент и процесс влияет на себестоимость вашего продукта.

5) КР — ключевые ресурсы.

КР делятся на 4 основных типа: интеллектуальные, человеческие, финансовые и инфраструктурные. Каждый из этих типов играют одинаковой важности роли. Основной вопрос, который здесь нужно решить — каких ресурсов не хватает в вашей модели и почему?

6) СР — структура расходов.

СР — то, куда уходят деньги. Сюда мы относим: бюджетирование и финансовый план, ключевые затраты (аренда, ФОТ, реклама). Здесь нужно всегда смотреть какие ресурсы самые дорогие и почему? А также, какие виды деятельности обходится дороже всего? Задача этого пункта — сокращение текущих расходов.

7) СД — структура доходов.

Если СР показывает нам куда уходят деньги, то СД откуда приходят. То есть от каких сегментов ЦА, рассматриваем какие сегменты ЦА наиболее выгодны и саму цепочку монетизации. Насколько она актуально и как её можно дополнить.

8) ПП -партнёрская программа.

Под партнерами мы понимает не только партнёров по рекламе, но и всех внешних объектов, которые обеспечивают хозяйственную деятельность компании. Это поставщики и контрагенты, одних и вторых нужно всегда анализировать, скорее даже не их самих, а те условия, которые они предлагают нашей компании. ПП всегда может быть выгоднее чем сегодня.

9) КСК — коммуникация с клиентами.

С помощью чего выстраивается общение с вашими клиентами (телефон, почты, социальные сети, живые встречи, письма). КСК нужно для того, чтобы отвечать на 2 вопроса: какие ожидания у вашего клиента? оправданы данные ожидания или нет? Если нет коммуникации с клиентами, то о каких продаж говорите?

Задача этой статьи — познакомить вас с понятием БМ и её составляющими, так как отсутствие чёткого понимания и видения модели влечет за собой непредвиденные и нежеланные издержки.

Поэтому раз в квартал или хотя бы год, пересматривайте свою бизнес-модель на предмет актуальности, ведь это деньги и конкурентоспособность вашей компании.

Здесь находится опрос. Но он пока не работает в приложении.

А в вашей компании проводится аудит бизнес-модели?

Проголосовать
Переголосовать
Показать результаты

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Павел Евдокимов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 22, "likes": 20, "favorites": 120, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 50810, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 13 Nov 2018 20:35:04 +0300" }
{ "id": 50810, "author_id": 158594, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/50810\/get","add":"\/comments\/50810\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/50810"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199119, "possessions": [] }

22 комментария 22 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
1

цаутпксткБМкрппксксдср
Я всё.

Ответить
0

Спасибо, очень интересное мнение.

Ответить
4

тут не любят аббревиатуру БМ

Ответить
0

Просто в нашем случае БМ - бизнес-модель, как и во многой бизнес литературе. Но спасибо за пояснение)

Ответить
0

Арбузники без этого справляются: не платят налоги, занимают самые выгодные места у развязок и проходных точек.

Ответить
0

Так и ларёк с пирожками у вокзала справляется без разбора бизнес-модели. Мы говорим про бизнес, который нацелен на рост и развитие. А не про тот бизнес, для которого 1 млн. рублей уже большие деньги.

Ответить
0

Про финансовую составляющую модели - совершенно не внятно. СР/СД намекает на Бюджет доходов-расходов, но фин модель должна учитывать также ещё и кэш флоу как минимум. В итоге - два бюджета (бдр и бддс - доходы расходы и Движение денежных средств) плюс прогнозный Баланс - вот они описывают финансы компании как в плане, так и по факту.

Желательно также четко понятные инвестиционные проекты: как и зачем вы вкладываете деньги в основные средства.

Ответить
0

Денис, полностью согласен с Вами, это Вы уже детализируете СР/СД. Допустим у меня в компании у каждой составляющей бизнес-модели есть еще по 10 подпунктов. Задача данной статьи - просто показать руководителям и собственникам компании структуру любого бизнеса. Работая над БМ можно не только сократить издержки, но и увеличить доходы. Всё просто.

Но при инвестиционных проектах происходит инвестирование не только в основные средства, надо это помнить. А денежный поток сам по себе находится в доходной части.

Ответить
0

Несколько возражений: БДДС и БДР - это не детализация финансов, это их разные измерения. Начисление доходов и расходов и ликвидность компании. Можно быть прибыльным с точки зрения доходов и расходов, но банкротом с точки зрения ликвидности (например, в бизнесе с большими подрядами и расчетами заказчиком с отсрочкой платежа от факта завершения этапа/сдачи объекта). Так что - нет, я не детализирую СР/СД.

Инвестиционные проекты имеют другую экономическую природу, чем операционная деятельность: это изменение/развитие работы компании, но эти проекты можно вести - можно не вести. Опционально. Операционная же деятельность носит регулярный характер. Поэтому требуется разделять эти потоки ликвидности - чтобы значительные инвестиции не "убили" операционную деятельность.

Про важность пропаганды комплексного взгляда на бизнес для руководства - согласен.

Ответить
0

Соглашусь. Вспомнился небольшой анекдот, думаю, что очень в тему будет.

Решил заяц заняться бизнесом, долго думал, что бы такое сделать и придумал - менять 1 рубль на 1 рубль 20 копеек. Нашёл начальный капитал, расклеил листовки по лесу и ждёт клиентов. Приходит Лиса и спрашивает: "Заяц, увидела, что ты меняешь 1 рубль на 1 рубль 20 копеек." Заяц отвечает: "Да, всё верно." Лиса протянула 2 рубля, а заяц ей 2 рубля 40 копеек. Лиса деньги проверила, все настоящие и довольная ушла. Естественно, по лесу быстро разошелся слух о такой компании и к зайцу пошли многие жители леса. И вот настал день, когда Медведь узнал об этой компании (у медведя уже налаженное производство и сбыт мёда).
Приходит медведь к зайцу и говорит: "Косой, слышал, что ты меняешь 1 рубль на 1 рубль 20 копеек".
Заяц: "Да, всё верно".
М: "Деньги настоящие?".
З: "Конечно".
Медведь протягивает рубль, а заяц ему отдает 1 рубль 20 копеек.
М: "Да, деньги настоящие, косой, а скажи, ты рентабельность считал?"
З: "А зачем? Ты посмотри какие у меня обороты"

Ответить
0

Именно)) Поэтому только совокупность управления операционного и ликвидностью!

Ответить
0

Полностью согласен и к этому всегда всех призываю!

Ответить
0

- (промахнулся с ответом) -

Ответить
0

Спасибо за модель. У меня пока только задействована: Информация - Платформа - Продвижение - Монетизация. Слабенько, но буду стремиться к вашей

Ответить
0

Рад, что Вам пригодилось. Если нужна будет помощь, постараюсь помочь.

Ответить
0

БизнесМ....

Ответить
0

Борис, это что значит?

Ответить
0

что, никто никогда не слышал о Business Canvas? А как же вы в YC подаваться то будете?

Ответить
0

Давайте назовем это так, если Вы внимательно читали статью, там есть её задача. Но спасибо за дополнительную информацию для читателей.

Ответить
0

вы изобретаете велосипед. BC стандартная вещь, которую пишет любой стартап. Любой инкубатор ожидает ее увидеть в стандартном виде. Но не в вашем

Ответить
0

Велосипед бывает разный, прогулочный, спортивный, детский или ретро. Поэтому каждый использует тот, который ему ближе. Я не призываю использовать мой вариант. Но данный вариант помог 11 компаниям. Поэтому я с ним и поделился.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }