Эффективный аутсорсинг 1С: какие задачи передавать и когда?
Можно ли сократить бюджеты и повысить эффективность организации с помощью аутсорсинга 1С? Или никто не справится с задачами лучше, чем штатные сотрудники? Разбираемся вместе с Аллой Высоковой, руководителем отдела сопровождения компании «Внедренцы и Программисты».
Доля 1С на рынке ИТ-систем неуклонно увеличивается. Вместе с тем растёт спрос на соответствующих специалистов — программистов и аналитиков. Из-за этого многие компании сталкиваются с дефицитом кадров и завышенными требованиями к оплате труда. Одно из возможных решений в такой ситуации — аутсорсинг, передача определённых (чаще непрофильных) задач подрядчикам, которые на них специализируются.
Кому нужен аутсорсинг?
Франчайзи 1С. Компании, которые сами внедряют 1С. и имеют соответствующий статус. Бывает, что франчайзи получил крупные заказы, и ему не хватает рабочих рук. Задачи надо выполнить в течение одного-двух месяцев. Найти за этот срок программиста или аналитика, оформить его в штат, погрузить в процессы — тяжело. А спустя время, когда наплыв задач спадёт, новый сотрудник может оказаться бесполезен. Поэтому проще взять готовых спецов на стороне. Первоначально это будет дороже (штатный программист стоит 200-250 тыс. руб. в месяц, а на аутсорсинг можно потратить в 1,5 раза больше). Но быстро окупится с учётом того, что человек нужен именно под проект.
Интеграторы. Компании, которые внедряют и объединяют в единую систему ПО на разных языках программирования, в том числе 1С. Своего отдела 1С у них может не быть, но потребность в специалистах периодически возникает. Например, при внедрении какого-либо решения вскрывается стопор, и ясно, что без 1С не обойтись. Или же интегратор построил отношения с клиентами таким образом, что те могут обращаться к нему за любой помощью. Чтобы не терять проекты и заказчиков, компания срочно ищет команду.
Крупный бизнес. Большие предприятия, которые пока не готовы вкладываться в формирование собственного ИТ-отдела, приходят к подрядчикам за комплексным сопровождением 1С. А если же в штате уже есть свои специалисты, аутсорсинг может стать временным подкреплением на сложных этапах автоматизации.
Средний и малый бизнес. Небольшим организациям невыгодно нанимать специалистов, тем самым увеличивая кадровую нагрузку. Чаще всего у них не слишком интенсивный поток задач, немного АРМ и ограниченный бюджет. Возможное решение — услуги сопровождения 1С.
Виды аутсорсинга
Ресурсный
Подрядчик предоставляет необходимых исполнителей. Постановка задач и контроль — на клиенте.
Для кого. Франчайзи и интеграторы, которым требуется усиление для текущего проекта. Конечные клиенты, у которых есть собственный ИТ-отдел или штатный руководитель проекта автоматизации (РП).
Плюсы. Можно взять специалистов нужного профиля, в том числе на неполную ставку (0,5, 0,3 и т.д.), чтобы не переплачивать за часы простоя. Это позволит точечно, с минимальными затратами решать насущные задачи. Ресурсный аутсорсинг актуален, и когда у франчайзи/интегратора есть команда, но для нового проекта ей не хватает отраслевой экспертизы.
Минусы. Нужны сильные управленческие компетенции внутри компании заказчика. Как минимум РП, который сможет и участвовать в формировании стратегического видения автоматизации, и ставить понятные ТЗ программистам. Иначе есть риск, что задачи будут выполнены не так, как хотелось заказчику, или же автоматизированные участки не выстроятся в слаженную систему. Также, если передаваемые на аутсорс задачи предполагают тесное взаимодействие с внутренней командой, неизбежен период «притирки» между специалистами.
Функциональный
Заказчик передаёт подрядчику отдельные блоки задач по обслуживанию и доработке программы. Тот сам решает, какие ресурсы привлекать (специалистов/команду).
Для кого. Конечные клиенты, у которых есть собственный ИТ-отдел или линия поддержки, сформированная из пользователей, под руководством РП.
Плюсы. Можно воспользоваться гибридной моделью организации труда. Простые и рутинные задачи решаются силами внутреннего специалиста или пользователей (обычно это первая-вторая линия поддержки из активно участвовавших во внедрении сотрудников). А подрядчику поручаются те направления, для которых нужна глубокая экспертиза. Часто это оптимальный компромисс между экономией и эффективностью.
Минусы. Как и в предыдущем варианте, крайне желательно иметь в штате РП, который сможет грамотно распределить задачи и наладить коммуникацию с аутсорсером.
Комплексный (сопровождение)
Заказчик передаёт подрядчику весь комплекс работ по поддержанию работоспособности и развитию 1С. Подрядчик выделяет под клиента полноценную команду.
Для кого. Конечные клиенты без собственных специалистов 1С, пока не планирующие развивать внутри ИТ-направление.
Плюсы. Аутсорсер фактически становится для заказчика партнёром. Он не просто предоставляет готовый продукт или функцию, а исполняет обязанности ИТ-подразделения: сам формулирует задачи и ищет способы их реализации «под ключ». Клиенту не нужно вникать в ИТ-процессы, он может брать и работать в адаптированной под него системе.
Минусы. Дороже чем обычный аутсорсинг (но всё ещё выгоднее, чем свой отдел; к тому же клиент может обозначить комфортные ему рамки бюджета). Кроме того, сопровождение, в отличие от локальных задач, требует более тесного знакомства с процессами компании — на погружение уйдёт время.
Что спросить у себя, прежде чем искать подрядчика?
Конечно, техподдержка типовой конфигурации обойдётся дешевле, чем разработка дополнительного модуля «1С:ERP». С простой настройкой и обновлением редакции справится начинающий специалист, а во втором случае понадобится команда миддл-программистов и аналитиков. Франчайзи и интеграторы могут оценить сложность проекта сами. Конечным клиентам лучше собрать несколько независимых мнений на консультациях с исполнителями.
Одна из главных мотиваций заказчиков — стремление сократить кадровые расходы. В среднем аутсорсинг минимум на 10% дешевле, чем наём сотрудников. Но, чтобы «математика сошлась», необходимо придерживаться заранее установленных границ бюджета.
Контроль над работой аутсорсера — «серая зона». С одной стороны, исполнитель — самостоятельная единица, на которую нельзя оказать такого давления, как в модели «работодатель — подчинённый. С другой стороны, клиента не ограничивают положения ТК: гораздо проще не оплатить договор в срок, если задача не решена, или вообще разорвать отношения. Этот механизм регуляции действует эффективно, если согласованная стоимость работ соответствует рыночной, и исполнителю невыгодно нарушать договоренности.
Важно правильно спрогнозировать развитие бизнеса. Если интегратор начал получать крупные проекты 1С и планирует дальше разрабатывать это направление, есть смысл задуматься о расширении штата или заключить партнёрство с коллегами по цеху. Во втором случае компания сможет в любой момент обращаться к партнёру за кадровыми ресурсами и договориться о специальных тарифах. То же касается конечных клиентов: если на горизонте маячит масштабная автоматизация, лучше или брать РП и программистов инхаус, или искать сильную команду (а не отдельных спецов) для постоянного сотрудничества.
#1c #1с #аутсорс #аутсорсинг #техподдержка #техподдержка1с #1стехподдержка #разработка #разработка1с #1сразработка #1cпрограммист #программист1с #1сразработчик #разработчик1с