Как подготовить компанию к привлечению инвестиций
Каждый бизнес рано или поздно упрется в стену под названием - не хватает собственных ресурсов для роста. Даже если реинвестировать весь чистый денежный поток обратно в оборотный капитал, не получится обогнать больших дядек с денежными мешками. Топлива не хватит. А значит нужно думать откуда его брать.
Первое, что приходит на ум - инвестиции. Второе - какие? Долг или доля? На какой срок и под какую ставку доходности? Вопросов, которые задают себе предприниматели много, но один и как по мне ключевой они упускают - как мне быть привлекательным для инвестора?
И тут я говорю не о презентации, а о реальной оптимизации бизнеса, каждого процесса, чтобы когда деньги будут на счетах мы быстро начали расти, а не только в этот момент думать, как действовать дальше.
Для начала ответим на логичный вопрос - можно ли привлечь капитал в не готовую компанию? Да, можно. Но стоит ли? Допустим вы нашли требуемый для ростка капитал, провели переговоры с инвестором и получили деньги. Что дальше? Какие действия? Если они есть, то почему именно они? А выдержит ли система такого наплыва клиентов? А если нет, то как будете ее менять?Моя статья навеяна огромным кол-ом отсмотренных проектов и вопросами о подготовке своего бизнеса к долгожданным деньгам. Попытаюсь изложить свое видение данного вопроса. Поехали.
Конечно, растущий бизнес собирают по ходу движения, но отсутствие четко плана, который базируется на показателях распыляет усилия капитала на приумножения себя, а значит и доходность будет ниже, чем ожидал инвестор.
И здесь я хочу перейти к ключевым ошибкам, которые допускают предприниматели, а уже после перечислю на по моему опыту необходимые действия.
Базовые ошибки при подготовке к привлечению инвестиций:
- Нет сведённых цифр
Конечно на ранних этапах можно вести все на коленке, но когда оборот растёт, а цифры множатся, упустить важные показатели очень просто.
- Нет системной отчётности
Второе вытекает из первого. Если не сводим цифры, то не ведём отчетность, а значит не контролируем изменения в динамике. Нет управляемости бизнес-процесса.
- Нет управляемости бизнес-процесса
В любой компании есть функции создания прибыли и поддержания текущего. Первый набор действий самый важный, но если он не описан, то с ростом трафика превращается в дуршлаг.
- Нет плана реализации капитала
Куда и на что деньги? Почему на это и какой эффект даст вложение? Если нет ответов, то деньги будут разбазарены.
- Нет маржинальности по продуктам
Какой товар даёт больше всего прибыли? Какую долю он занимает в общей выручке? У каждого ли продукта сведена юнит-экономика? А то может оказаться, что один самый ходовой товар кормит убыточные, но вы качаете маркетинг на все, что съедает прибыль.
Факт за прошлые периоды
- Свести финансовую отчетность
Первым этапом нужно свести все данные в ОФР, ОДДС и Баланс. Берём все транзакции по счетам и наличностью, забиваем в Excel, считаем. По итогу вы получите реальные цифры по эффективности бизнеса (ОФР), по реальным деньгам на счетах (ОДДС), по активам и пассивам (Баланс). Во-первых это поможет увидеть изъяны в доходной и расходной части. Поймёте, где зарыты деньги и сколько по балансу стоит ваш бизнес.
- Посчитать юнит-экономику по продуктам
После мы смотрим на эффективность каждого продукта. Какой чек, какой LTV клиента, сколько стоит привлечение клиента, какая маржа по продукту. На этом этапе могут открыться глаза в плане того, что определенные продукты стоит убрать т.к они минусуют итоговый финансовый результат.
- Посчитать значения оборотного капитала
Вывести циклы оборачиваемости дебиторам, кредиторки, запасов (если есть). Так вы увидите чистое значение оборотного капитала и поймёте его изменение по периодам. Может оказаться, что денег в запасах слишком много, а цикл слишком долгий. Ведь NWC - это деньги акционеров зарытые на складах/покупателей, которые не заплатили. Это значение вам даст понимание, сколько денег нужно держать на счетах, чтобы бизнес функционировал.
- Свести маркетинговые воронки и воронки продаж
Берём отчёт из метрик, сайта, CRM и сводим в единую таблицу. Считаем ROMI по каналу и если заморочится, то и эффективность креативов. В общем вы должны знать, где и на каком этапе просадка. Ведь закачав деньги в эти битые воронки получите битый результат и упущенную прибыль.
- Оптимизация расходов
Из финансовой отчётности, а конкретно из ОФР вы увидите сколько постоянных и переменных расходов в бизнесе. Если постоянных много, а маржа не высокая, то вы отодвигаете свою точку безубыточности далеко. Значит нужно корректировать значения на уровне процессов. Например убрать оклады, снизить аренду и прочие действия. Задача как можно больше функций привязать к результату (марже, валовой, чистой прибыли)
- Описать ключевые бизнес-процессы
Задача увидеть на уровне действий кто и что делает и не делает ли кто-то бесполезную ерунду. Как я говорил выше, есть функции прибыли, вы должны четко понимать на сколько они эффективны, а это видно по воронкам. Спрогнозировать выработку сотрудника, что даст прогноз где может порваться система если клиентов станет больше.
Прогнозирование будущего
- Составить бюджет на месяц/квартал
На основе прошлых данных по маркетингу и продажам, стоимости заявки и конверсиям прогнозируем, сколько нужно бюджета и на что потратить, чтобы выйти на требуемый план по прибыли.
- Определить риск-факторы
На основе бизнес-процессов, а также структуре доходов и расходов сделать 3 сценария: негативный, оптимальный, позитивный. Сколько каждый сценарий даст прибыли и если такой случится, то как изменится доходность инвестора на капитал. Более того, нужно прописать действия, которые сгладят потери в случае негативного сценария.
- План/факт анализ
Определить какие метрики и когда вы будете смотреть, чтобы двигаться к прогнозной картине. Может получится так, что воронки изжили себя, а вы проверяете их раз в 2 недели. Значит вы теряете деньги. Или денег в кассе стало меньше т.к все в запасах, но об этом вы не знаете. Нужны 3-5 метрик в основе, ответственные по каждой метрике и дедлайны, когда данные буду на вашем столе для анализа.
- Построить финансовую модель
Все цифры прошлого периода с конверсиями и прочими данными вы заносите в модель на 1-3 года вперёд, смотрите что будет с бизнесом, когда получите деньги. Какую прибыль сделаете и сколько дивидендов заплатите инвестору. В дополнении прописываете на основе бизнес-процесса улучшение метрик, что ложатся на модель. В итоге полный прогноз будущего, который основан на текущем факте, а не домыслах.
И даже если получилось на мировых разойтись с инвестором закрыв компанию, то осадочек и подпорченная репутация остаётся, что кратно снижает последующий рейз нужной суммы.
Если полезно - лайк. Если появились вопросы - пишите в комментарии. Надеюсь было полезно.