Как пережить крах доткомов и стать международным холдингом? История убыточной (но ставшей успешной) компании из 90-х
Привет! Меня зовут Иван Шестак, редактор сервиса управленческого учёта «Финансист». Мы говорим про деньги компаний простыми словами и даём пищу для ума предпринимателями и финансистам.
Сейчас многие называют банкротство Silicon Valley Bank началом гибели технологических стартапов. Выльется ли эта ситуация в кризис аналогичный краху доткомов? — оставим разбираться макроэкономистам.
Предлагаю окунуться в историю компании, которая во время краха доткомов по законам рынка выжить не должна была. Но она выжила. И стала всемирно известным холдингом. Речь про Priceline.com.
Priceline.com — типичный дотком. А что это вообще такое?
Доткомами называют интернет-компании, которые появились в последние годы XX века и стали первопроходцами в электронной коммерции. Такие компании давали масштабные обещания, имели огромный успех у инвесторов и тратили огромные деньги на рекламу — и всё это зачастую на фоне полного отсутствия прибыли.
К доткомам относился и сайт Priceline.com, который был запущен в 1998 году. Компания выкупала у авиаперевозчиков по сниженным ценам пустые места, которые оставались почти на каждом рейсе, и продавала их клиентам.
Авиакомпании это устраивало — лучше продать билет дешевле, чем запускать полупустые рейсы.
Как развивалась Priceline.com?
К 1999 году компания уже продавала по тысяче билетов в день и запускала другие направления, вроде бронирования отелей и аренды автомобилей. Параллельно Priceline.com потратили 20 млн долларов на рекламу, в том числе и с актёром Уильямом Шетнером, звездой проекта «Star Trek». Это принесло компании огромную известность на территории США.
В марте 99-го Priceline.com вышла на биржу — всего за день акции выросли более чем на 100%. Компания продолжила развиваться и начала предлагать ипотечные услуги, междугороднюю телефонную связь и возможность купить продукты, автомобили и даже бензин.
Однако кажущееся развитие бизнеса происходило на фоне больших убытков. Компания продавала клиентам авиабилеты ниже стоимости выкупа у авиакомпании и тратила слишком много денег на развитие новых направлений.
Таким было состояние Priceline.com, когда кризис доткомов достиг своего пика.
Что за кризис доткомов?
Кризис доткомов начал формироваться на фондовом рынке ещё в 1995 году. Тогда цены на акции интернет-компаний сильно взлетели, однако у большинства организаций не было соответствующего обеспечения.
На этом этапе интерес инвесторов объяснялся верой в то, что будущее за интернетом и электронной коммерцией. Это привело к тому, что за перспективным рынком разрастался пузырь из необеспеченных акций, который рано или поздно должен был лопнуть.
Это случилось в марте 2000-го. Из-за обвала рынка акций сотни компаний объявили о банкротстве. По некоторым данным, с 2000 по 2001 годы закрылось почти 50% существовавших тогда доткомов.
Однако тяжело было не только тем, кто разорился сразу — другие компании столкнулись с потерей доверия инвесторов. Вложений в отрасли стало меньше, а вот огромные расходы, которые были необходимы любой интернет-компании, никуда не делись.
В аналогичном положении оказалась и Priceline.com. Кризис поставил под сомнение ценность предложения для потребителей и обоснованность бизнес-модели компании. И всё это — на фоне разрушающегося рынка и растущих убытков.
Как компания изменила ситуацию?
Несмотря на ситуацию руководство Priceline.com не сдалось. В компании предприняли 3 крупных решения, которые позволили спасти бизнес.
1. Анализ собственных направлений
В первую очередь в компании проанализировали деятельность и выявили наиболее прибыльные направления. Благодаря этому компания сконцентрировалась на туристическом бизнесе, который включал покупку авиабилетов, аренду автомобилей и прочие услуги, — именно оттуда шёл основной доход.
2. Изменение планов по расширению
Выбрав самые прибыльные направления, компания параллельно отказалась от убыточных сегментов бизнеса. Так, онлайн-продажа продуктов питания и бензина значительно снизили доходы компании и не окупились в течение запланированного срока. От этих направлений решено было отказаться.
3. Сокращение штата
Чтобы уменьшить расходы, Priceline.com сократила 34% сотрудников. Это рискованная мера, к которой стоит прибегать только в критических ситуациях. В большинстве случаев именно повышение эффективности текущего штата может помочь решить проблемы бизнеса.
Что было с компанией дальше?
- В 2001 году деятельность Priceline.com снова стала прибыльной. Бизнес пережил кризис и продолжил развиваться в сфере туристических услуг.
- В 2004 году компания начала приобретать других представителей внутри отрасли и создавать собственный холдинг Priceline Group. Первыми покупками стали TravelWeb и Active Hotels — на тот момент лидер в сфере бронирования в Европе. За ними последовали Booking и Agoda, которые позволили расширить влияние Priceline на азиатском направлении.
- В 2018 году Priceline Group сменила название на Booking Holdings, под которым существует и по сей день. Booking приобрел уже более 15 других организаций и распространил влияние в сферах бронирования и аренды на все континенты.
Подписывайтесь на Telegram-канал «Помощник финансиста», чтобы узнать больше о финансовом менеджменте и автоматизации.