Что будет с банками и нужно ли развивать экосистемы: спор топ-менеджеров «Альфа-банка», «Тинькофф банка» и других
Статьи редакции
Главное из дискуссии «Банк или экосистема?» Петербургского международного экономического форума.
6 июня на Петербургском международном экономическом форуме состоялась сессия под названием: «Банк или экосистема: кто кого переживёт?». Модератором выступил управляющий директор The Boston Consulting Group Макс Хаузер.
В конференции приняли участие:
Ашок Арам, главный исполнительный директор Deutsche Bank по Европе, Ближнему Востоку и Африке;
Владимир Верхошинский, главный управляющий директор, член совета директоров «Альфа-банка»;
Олег Вьюгин, председатель наблюдательного совета «Московской биржи», член совета директоров, независимый директор «Роснефти»;
Сергей Монин, председатель правления «Райффайзенбанка»;
Илья Поляков, председатель правления «Росбанка», член правления группы Societe Generale;
Сергей Солонин, генеральный директор Qiwi;
Оливер Хьюз, председатель правления «Тинькофф банка».
Они обсудили, как нужно развивать банки, чтобы остаться жизнеспособными на рынке. Часть банкиров считает, что будущее за созданием экосистемы из банковских и небанковских продуктов. Их оппоненты настроены развивать только основное направление бизнеса, стараясь стать лучшим сервисом для клиентов.
Основная дискуссия развернулась между главным управляющим директором «Альфа-банка» Владимиром Верхошинским, который высказался против развития экосистем, и председателем правления «Тинькофф банка» Оливером Хьюзом, заявившим, что банк добился 9 млн клиентов только благодаря развитию экосистемы.
Мнения оппонентов
Сторона «банков»: Владимир Верхошинский
По словам Верхошинского, обсуждение экосистем опоздало на три года — говорить про них уже неактуально, а в экосистемы он «не очень верит». Он сравнил рост технических монополий в России и за рубежом с золотой лихорадкой, когда «кто-то нашёл золотой самородок, и все хотят найти такой же». Но это не означает, что банки старомодные.
По его мнению, банк должен оставаться банком и наращивать качество обслуживания клиентов. Он добавил, что победят не банки или экосистемы, а более сильные и слаженные команды. «Чем сильнее развиваются цифровые технологии, тем важнее для победы человеческие компетенции», — заявил Верхошинский.
Сторона экосистем: Оливер Хьюз
По словам Хьюза, «Тинькофф-банк» — это и есть экосистема, и если бы компания не стала создавать финансовую экосистему, ей бы не удалось набрать 9 млн клиентов за «достаточно короткий срок».
Хьюз считает, что трансформация необходима как для клиентов, желающих получить простой интерфейс услуг, так и для привлечения хороших технических специалистов. А без них «Тинькофф» не сможет конкурировать с другими российскими экосистемами.
По мнению Хьюза, зарубежные компании — это «страшный сон», так как их технологии лучшие на рынке.
Сторона экосистем: Сергей Солонин
Генеральный директор Qiwi Сергей Солонин также считает, что банкам нужно развивать не только финансовые услуги, потому что в перспективе ближайших 10–15 лет финансы будут «где-то позади».
Нейтральная сторона: Илья Поляков
Предправления «Росбанка» Илья Поляков считает, что есть три варианта развития банков:
По мнению Полякова, оптимальный выбор для банка — развитие нишевых экосистем, в которых он сосредоточен на сильных сторонах, а не на развитии небанковских продуктов.
О конкуренции на рынке
Хьюз не считает «Яндекс» и другие технологические компании конкурентами на финансовом рынке, по его мнению, основная борьба идёт за технических специалистов.
Получить лицензию и конкурировать в банковской сфере можно, так как это более фрагментированная сфера, на которой есть место для многих игроков, считает Хьюз. А вот на рынке услуг точек пересечения интересов становится больше, но только там, где «Тинькофф» может адекватно конкурировать.
Что нужно банкам, чтобы выжить
Мнения разделились и в вопросе развития банков — топ-менеджеры «Росбанка», Deutsche Bank считают, что главное, кроме технологической трансформации, это надежность и качество услуг, которые нужны клиенту.
С ними не согласились представители Qiwi и «Тинькофф банка»:
странно. Альфа не понимает что банк- это money lending, и это да, будет еще долго. А вот ведение счетов с копеечными остатками и расчеты -это кусок который отгрызли it компании. Разные вещи ж
Согласен, историческая суть банкинга - кредитование, т.е. управление риском размещения активов в пассивы - остается, а транзакционная часть уходит потому что тех более эффективен там где нужен тех :) Согласен и с Qiwi что сутевой банкинг потеряет интерфейс с клиентом, пойдет в бэкэнд. Но это не значит что это мертвый бизнес. Просто банки привыкли фэйсить клиента и не согласны отдавать взаимоотношения с ним. Вот и пытаются на двух стульях усидеть.
а "фэйсить" это что. kyc/aml? я слышал что вроде в германии видео по скайпу законодательно приравнивается к посещению в офисе. вот это действительно крутая штука. много чего меняет.
я имел в виду в широком смысле владеть взаимоотношением с клиентом, т.е. с любым финансовым вопросом - к провайдеру финансовой услуги. Это уходит - можешь брать кредит покупая что-то на Амазоне и все вопросы по кредиты - к Амазону. При этом Амазон может кредитовать сам (как в Китае Alibaba) или аутсорсить банку. Но банк не видит клиента. Аналогично сейчас с ресторанами и Яндекс.Еда.
интересная тема. первый раз наверное хотел бы почитать футурологов как они представляют себе финансовые сервисы в будущем . прогнозов то много но они в основном пережевывают то что уже примерно и так видно
странно. Альфа не понимает что банк- это money lending, и это да, будет еще долго. А вот ведение счетов с копеечными остатками и расчеты -это кусок который отгрызли it компании. Разные вещи ж
Согласен, историческая суть банкинга - кредитование, т.е. управление риском размещения активов в пассивы - остается, а транзакционная часть уходит потому что тех более эффективен там где нужен тех :) Согласен и с Qiwi что сутевой банкинг потеряет интерфейс с клиентом, пойдет в бэкэнд. Но это не значит что это мертвый бизнес. Просто банки привыкли фэйсить клиента и не согласны отдавать взаимоотношения с ним. Вот и пытаются на двух стульях усидеть.
а "фэйсить" это что. kyc/aml? я слышал что вроде в германии видео по скайпу законодательно приравнивается к посещению в офисе. вот это действительно крутая штука. много чего меняет.
я имел в виду в широком смысле владеть взаимоотношением с клиентом, т.е. с любым финансовым вопросом - к провайдеру финансовой услуги. Это уходит - можешь брать кредит покупая что-то на Амазоне и все вопросы по кредиты - к Амазону. При этом Амазон может кредитовать сам (как в Китае Alibaba) или аутсорсить банку. Но банк не видит клиента. Аналогично сейчас с ресторанами и Яндекс.Еда.
интересная тема. первый раз наверное хотел бы почитать футурологов как они представляют себе финансовые сервисы в будущем . прогнозов то много но они в основном пережевывают то что уже примерно и так видно