Почему современные стартапы стоят дорого и кто в России станет следующими «единорогами» Статьи редакции
Главное из дискуссии Baring Vostok, Mail.ru Group, АФК «Система» и других.
На Петербургском международном экономическом форуме прошла дискуссия «Венчурный и фондовый рынок в 2019–2020 годах: смогут ли единороги выжить после IPO и продолжить свой рост?». Модератором беседы выступил первый зампред правления «Сбербанка» Лев Хасис, в ней приняли участие:
- Гендиректор CoverWallet Инаки Беренжер. Компания работает в сфере коммерческого страхования.
- Гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев.
- Старший партнёр Baring Vostok Capital Partners Елена Ивашенцева.
- Управляющий партнёр АФК «Система» Алексей Катков.
- Управляющий партнёр венчурной компании Ribbit Capital Ник Костов.
- Гендиректор японской финансовой группы SBI Holding Томоюки Нии.
- Сооснователь и гендиректор компании в сфере оптовых закупок Boxed.com Чие Хуанг.
Участники обсудили, как изменилось отношение стартапов к IPO, как вырастить «единорога» и почему крупные корпорации боятся стартапов.
Как эволюционировали «единороги» и их отношение к IPO
В 2019 году рынок ожидает самое большое количество IPO в 21 веке, говорится во вступительном ролике от Хасиса. На биржу уже вышли Lyft, Pinterest, Uber, планируют выйти — Slack, Airbnb, Palantir Technologies, WeWork и другие.
Пять лет назад время от основания компании до её выхода на биржу или продажи стратегическому инвестору составляло почти семь лет. В 2018 году, по данным Pitchbook, этот срок увеличился до десяти лет. При этом значительно увеличились оценки компаний. «Если раньше Google выходила на IPO с оценкой $23 млрд, то сейчас мы видим компании, выходящие на биржу с оценкой более $100 млрд», — заметила Елена Ивашенцева.
Одна из причин, по которой стартапы «не спешат» проводить IPO, — развитие индустрии венчурных инвестиций. Сейчас фонды готовы деньгами поддержать долгий рост, указывает Борис Добродеев.
С этим согласен Инаки Беренжер. Раньше IPO был основным способом привлечь деньги. Сейчас стартапы могут продать часть своих акций — и необходимость в размещении на бирже отпадает. К тому же IPO требует более глубокого анализа деятельности и более строгой отчётности перед инвесторами.
Почему стартапы стремятся стать «единорогами» и насколько справедливы их оценки
Оценка — это всегда история про статус и про новые возможности для развития. Поэтому основатели очень хотят, чтобы их стартапы оценили как минимум в $1 млрд, чтобы получить статус «единорога».
Раньше, чтобы вырастить компанию с оценкой более $1 млрд, требовались сопоставимые инвестиции — около $800 млн, указывает Ивашенцева. Особенно это касалось капиталоёмких сфер, например, таких как телекоммуникации. С развитием цифровой экономики и платформенной модели компании стали расти сами по себе как снежный ком.
Участвующие в дискуссии представители инвестиционных фондов сошлись во мнении, что оценки современных стартапов слишком высокие. «Не все хотят инвестировать в “единорогов”, потому что это очень дорого», — объяснил Томоюки Нии.
Причём компании не всегда демонстрируют прибыль или могут объяснить, как их модель может зарабатывать. Отсюда и неудачи на IPO таких крупных компаний, как Lyft и Uber.
Чие Хуанг, напротив, считает оценки современных стартапов справедливыми. Но признался, что его точка зрения предвзятая, ведь он сам возглавляет стартап.
Можно ли искусственно вырастить «единорога»
Можно — по крайней мере, такая возможность точно есть в России, уверены руководители АФК «Система» и Mail.ru Group. Катков считает, что в российских реалиях «единорог» может быть назначен. Добродеев придерживается мнения, что их можно инкубировать внутри корпорации.
Иностранные участники дискуссии придерживаются точки зрения, что «единорога» можно вырастить, если выбрать верный рынок и прийти на него с продуктом, который поменяет восприятие услуг и поведение потребителей. «Так сделали Uber и “Яндекс.Такси”. Вы же раньше не думали, что можно через приложение заказать такси. Просто голосовали на улице», — приводит пример Костов.
«Технологии позволяют вам создать что-то более эффективное, более дешёвое и более удобное для клиента. Нужно использовать на большом рынке новые технологии и подходы. Инвесторам это нравится», — резюмирует Беренжер.
Основная сложность стартапов — это приобретение клиентов, органический рост. Компания может делать хороший продукт, но не факт, что к ней придут клиенты. Для привлечения можно мотивировать пользователей наградами и подарками.
Почему крупные корпорации боятся стартапов
Крупный бизнес долгое время не обращал внимание на стартапы. Это было ошибкой. Оказалось, что главные конкуренты крупных корпораций это не другие корпорации, а стартапы — более гибкие и более быстрые.
Самое страшное — это компании, которые могут развивать бизнес без больших инвестиций в CAPEX, говорит Катков. «Если для запуска достаточно купить облако в Azure или AWS, это, конечно, страшно. Поэтому стоит внимательно наблюдать за интернет-решениями, которые не привязаны к земле», — заключает он.
В Mail.ru Group больше всего боится стартапов, которые генерируют высокую лояльность пользователей, заставляют их проводить как можно больше времени на своей платформе, рассказал Добродеев. «Второе, чего мы боимся, это дискаунтеры в электронной коммерции», — добавил он.
Сложности российских фондов на международном рынке
Напряжённая ситуация в геополитике и пристальное внимание к деньгам из России усложняют деятельность фондов с российскими корнями на международном рынке. Об этом рассказали управляющий партнёр iTech Capital Глеб Давидюк и инвестиционный директор Российской венчурной компании Алексей Басов, присутствовавшие среди слушателей.
«К государственным деньгам в мире ещё более настороженное отношение», — отметил Басов. Он добавил, что несмотря на это, РВК удаётся инвестировать в такие международные компании, как Gett.
Кто может стать следующим «единорогом» в России
Хасис попросил представителей российских фондов назвать российские компании, которые могут стать следующими «единорогами» и при этом не входят в их портфели. Участники назвали Skyeng, «Вкусвилл», «Учи.ру», AliExpress Russia, Wildberries, JetBrains и Ozon.
Интересная дискуссия.
IMHO практика устанавливать roadmap к IPO на этапе A/B/C+ является неким стандартом, далеким от реальных намерений: пока в активном управлении сохраняется идеологический костяк, как правило, удается продать капитализацию потенциала, а не сухого аудита.
Яркий тому пример - IPO UBER. Оценка Softbank и Toyota в Августе прошлого года US$ 72Bn (pre-money) была категорически отвергнута рынком - почти год спустя мы видим, что фактически market cap UBER составляет US$ 70-76Bn.
Можно спекулировать что для Toyota ценник был относительно второстепенен в связи
с амбициями вывода на поток автономного парка для UBER собственного
производства и закрепления контроля исполнения, а также краткосрочная
возможность быстро раскидать создавшийся сток устаревшей модели Prius в
Штатах водителям UBER без предоплат и кредитных проверок, но для Softbank-а это
была либо ошибка в оценке, либо дорогая инвестиция в будущее, потенциал которой
рынком был (пока) отвергнут.
Было бы интересно рассмотреть возможность валидации единорогов без привязки к
IPO: если оставить в стороне момент «это так принято делать», в отличии от 60-х годов,
получить массовую оценку спроса и предложения можно без биржевого размещения.
Намерение выйти на РО стало скорее стандартной клаузой во всех investment offer/memo как:
- Четкая демонстрация стратегии выходов для ранних, особенно
непрофильных/не стратегических инвесторов;
- Стратегия по формированию неконсолидированного пула акционеров (что
является относительной иллюзией);
- Коммит менеджмента к соблюдению правил исполнения в формате публичной
компании;
- Инструмент для быстрого доступа к ликвидности (это, безусловно, обосновано);
А можете пару слов сказать зачем это нужно, в чем польза?
Чтобы в управление не лезли единым фронтом
В основном для того, чтобы крупные акционеры не могли использовать компанию и ее ресурсы исключительно в своих интересах.
Наверное, "прикольно" участвовать в дискусси когда твой основатель под арестом...
Комментарий недоступен
Согласен с тем что Юла мертва.... Кто ей пользуется?
По моей личной статистике она пока эффективнее, чем «Авито» — продавать удаётся гораздо быстрее.
Зеленая инфекция)
Комментарий удален модератором