Вот такой риск: когда крупный игрок выходит, а инвестор — нет

Два дня назад газеты написали, что Delivery Club вместе с ресторатором Аркадием Новиковым откроет 24 фабрики-кухни, работающие только на доставку интернет-заказов (теперь эта ниша называется dark kitchen).

В закладки

Один из хорошо растущих проектов ниши dark kitchen на сегодняшний день — «Кухня на районе». Я знаком с ним поверхностно, на уровне, на котором венчурный инвестор может быть «в теме». По моему мнению, проект — огонь, они молодцы с точки зрения выстраивания процессов маркетинга, visibility и вообще хайпа.

В сегменте «тёмных кухонь» существуют ещё относительно крупные проекты вроде «Варламов есть» и «Много лосося» (оба, кстати, очень крутые), есть игроки поменьше (но это не точно). С выходом на рынок Delivery Club всем им теперь придётся несладко, возможно, сложнее, чем приходилось до этого, когда они хорошо росли в этой новой нише.

Какие выводы из этого кейса могут сделать предприниматели, которые в начале пути?

Конкурентные преимущества сегодня ничего не значат

Во-первых, если ниша реально классная (а dark kitchen — реально классная ниша), скорее всего, через полгода-год она будет переполнена игроками. И сильно повезёт, если там не будет «монстра» вроде Delivery Club.

Тогда у стартапа ещё есть шансы «выжить», продвинуться в топ, построить достаточно большой бизнес, чтобы с тобой начали считаться (например, как BelkaCar успела сделать в сегменте каршеринга).

Сегменты рынка питания​ Алексей Мосолов

К сожалению, такие сегменты, в которые выходят «монстры», становятся почти бесперспективными для новых компаний. Новые проекты не смогут финансово позволить себе такие бюджеты на продвижение и маркетинг, которые есть у крупных игроков, особенно с учётом того, что большая часть трафика у них — внутригрупповая.

Во-вторых, всё изменчиво. Если ещё вчера «Яндекс» не занимался, например, вендинговыми автоматами, то завтра это может измениться. И скорость изменений на таких рынках — фантастическая.

Выбор ниши очень важен, но самое важное — сможете ли вы быстро развиваться на этом рынке и построите ли вы модель, которая выдержит такой удар, как выход крупного игрока на тот же сегмент рынка, что и ваш.

У вас агрегатор запчастей? Как вам идея, что Auto.ru делает то же самое, что у вас?

У вас социальная сеть для геймеров? Как вам мысль, что «ВКонтакте» начинает прицельно работать по этой целевой аудитории?

У вас приложение для любителей бега? Как вам мысль, что такое же приложение запустит совместное предприятие IronStar, I Love Supersport и Grom?

Этот же тезис объясняет, почему на ранних стадиях не имеют смысла всякие там NDA и прочие лицензирования с патентованием. Пока будем их подписывать, рынок убежит вперёд.

Выход не гарантирован

Dark kitchen — это сегмент рынка b2c, то есть продукт для конечных пользователей. Как мы уже сказали, там есть несколько развивающихся игроков, которые между собой конкурируют.

И тут происходит ситуация: несмотря на растущие компании, которые в нише уже присутствуют, крупный игрок решает выйти на рынок не путём поглощения и покупки уже существующих проектов, а путём создания компании с нуля. Компания с нуля с мощностями компании-гиганта. Такое случается.

И основателям нужно понять: если вы запускаете бизнес на каком-то перспективном, хорошо растущем сегменте рынка, это не служит гарантией доходности инвестиций по венчурной модели, которые вы планируете привлечь или уже привлекли от инвесторов.

«Кухня на районе» привлекла инвестиции и могла бы уже оказаться купленной, а инвесторы получили бы «выход», но этого не произошло. «Кухня» появилась раньше, потом появились более мелкие игроки, с которыми нужно конкурировать.

А теперь компания может потерять своё преимущество «первой» и самой быстрорастущей: ребятам придётся конкурировать не только с похожими и более мелкими игроками, но и делить рынок с крупным игроком Delivery Club. Думаю, «Яндекс.Еда» тоже в ближайшее время пойдёт в нишу и скажет своё слово.

Про риск

Это пример, когда у молодой компании, которая была первой на интересной нише, всё хорошо, но «выхода» нет. А если нет «выхода», нет прибыли венчурного инвестора.

Это риск, который берут на себя все предприниматели и который не надо недооценивать. Многие основатели считают, что такого риска как бы нет и если вы молодец по всем фронтам, то успех вам (вам и вашему инвестору, конечно, если вы взяли его деньги) гарантирован. Однако, это не всегда так.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Алексей Соловьев", "author_type": "self", "tags": ["\u0430\u043b\u0435\u043a\u0441\u0435\u0439\u0441\u043e\u043b\u043e\u0432\u044c\u0435\u0432","deliveryclub","darkkitchen"], "comments": 4, "likes": 16, "favorites": 56, "is_advertisement": false, "subsite_label": "finance", "id": 82639, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 11 Sep 2019 15:52:16 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 82639, "author_id": 266369, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/82639\/get","add":"\/comments\/82639\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/82639"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199119, "last_count_and_date": null }
4 комментария
Популярные
По порядку
5

Как-то вроде и по делу, но весьма поверхностно. Читая заметку, я догадался, что речь идёт только о Москве, но написано это лишь по ссылке, выданной в аннотации. В самой заметке, видимо, априори считается, что бизнес есть только в Москве.

Ну, и весь смысл... конечно, повторять очевидные вещи полезно, для кого-то они могут быть не очевидными. Но... хотя, повторяйте, кто-то ведь реально может сделать для себя полезные выводы.

Ответить
1

Спасибо за статью. Жаль только, что нет ответа на вопрос что делать в данной ситуации.

Ответить
0

полезно, спасибо!

Ответить
0

Главное чтобы Healthy Food не вышла на этот рынок а то массовый забег до белого друга обеспечен

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }