{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

IPO Saudi Aramco: нагнали подписчиков, накрутили лайки

В четверг, 12 декабря, во второй день торгов акциями Saudi Aramco на бирже в Эр-Рияде, стоимость компании «пробила» отметку в $2 трлн. Apple официально уступила титул самой дорогой компании в мире с капитализацией «всего» $1,2 трлн.

Оценка в $2 трлн — личная амбиция саудовского принца

Звание самой дорогой компании и оценка в космические $2 трлн были заветной мечтой коронованного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана. Когда накануне IPO инвесторы критиковали завышенную стоимость компании, принц воспринимал это как оскорбление и личный вызов.

Оценка в $2 трлн является технической победой принца, а не реальной оценкой стоимости актива. Ситуация похожа на победу боксёра по очкам, а не нокаутом соперника. Рассмотрим три технических приёма саудитов, которые позволили Aramco выйти победителем из гонки за первое место.

Aramco — де факто Министерство нефтяной промышленности

Aramco — не просто нефтяная компания. Фактически это министерство нефтяной промышленности Саудовской Аравии. Политическая власть компании настолько велика, что она влияет на основу своей стоимости — цену на нефть.

В 2018– 2019 годах правительство королевства методично сокращало квоты на добычу саудовской нефти и подталкивала к этому другие нефтедобывающие страны: Россию, Венесуэлу, Кувейт. Делалось это для создания искусственного дефицита и повышения цен на нефть. Всё в интересах предстоящего IPO Aramco.

На бирже торгуется всего 1,5% акций Aramco

На IPO правительство Саудовской Аравии разместило только крохотную долю компании, всего 1,5%. Оставшиеся 98,5% по-прежнему в руках правительства Саудовской Аравии.

Для сравнения: процент акций в свободном обращении (free float) у Apple равен 88%, у Microsoft — 98,6%, у Alphabet, материнской компании Google, — 99,9% . Изначально планировалось продать 5% Aramco, но из-за сомнений инвесторов объем предложения пришлось сократить более чем в три раза, до 1,5%.

Такой скромный объем свободно торгуемых акций открывает поле для манипулирования стоимостью компании. Теоретически каждый из нас может создать компанию и провести IPO, продав всего одну акцию своему другу по любой цене, которая придёт нам в голову.

При этом деньги на покупку акции ваш друг возьмет у вас в беспроцентный заём на 100 лет. Умножаем стоимость одной неадекватно дорогой акции на количество акций, получаем неадекватную стоимость всей компании.

Ручное управление спросом на акции

Правительство Саудовской Аравии использовало всё своё влияние, чтобы повысить спрос на акции Aramco внутри страны. Простые граждане, богатейшие семьи, частный бизнес и зависимые от государства фонды получили недвусмысленную рекомендацию — покупать акции Aramco.

В первый день торгов стоимость акций дотянула только до отметки $1,9 трлн. Во второй день, через час после открытия торгов, внезапный 13-кратный спрос на акции Aramco вытолкнул капитализацию компании за порог $2 трлн.

Аномальный одномоментный всплеск спроса не имеет очевидных объяснений. Кроме одного — по команде из центра вся финансовая мощь нефтяного королевства была мобилизована для создания ажиотажного спроса и достижения целевой стоимости.

IPO на допинге

Может быть, оценка компании в $2 трлн является честной и справедливой. Может быть, будущие дивиденды удивят самых оптимистичных инвесторов. Но методы, которыми правительство Саудовской Аравии, я подчеркиваю, именно правительство государства, а не правление компании Aramco, добиваются своей цели, ставят результат под сомнение.

Возможно, и российские спортсмены объелись не допингом, а аскорбинками. Но сокрытие информации и исчезновение доказательств вызывают сомнения, достаточные для лишения спортсменов олимпийских медалей.

Нагнали подписчиков, накрутили лайки

Правительство Саудовской Аравии с IPO своей крупнейшей нефтяной компании не достигло ни одной из очевидных целей. Оно не привлекло в страну иностранных инвесторов, не уменьшило своей зависимости от нефтяных доходов.

А методы, которыми Aramco получила титул самой дорогой компании в мире, известны каждому школьнику: нагнали подписчиков, накрутили лайки.

0
2 комментария
Oleg Khlebnikov

Это самая прибыльная компания в мире. Глупо говорить о дутой капитализации при P/E = 18 и ежегодных индексируемых дивидендах, когда у amazona P/E=85, у apple - 23, а google - 46. Кстати, free-float Alphabet не 99,9%.

Ответить
Развернуть ветку
roko kotta

Немного оффтопа. Следующая цель, видимо, 2222 лярдов, как их тикер. Интересно, почему у Saudi Aramco такой тикер? 

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда