Без начальников и менеджеров: как компании дают сотрудникам полную свободу
Finder.work о феномене «no bosses, no managers».
В 80-е бразилец Рикардо Семлер унаследовал от своего отца компанию Semco — производителя оборудования и деталей для судов. Однако в судостроительной отрасли страны в тот момент развернулся кризис. Продажи падали, платить сотрудникам было нечем, напряжение росло.
В первый же день после вступления в должность CEO Семлер уволил 60% менеджеров. С тех пор он стал экспериментировать, «сдвигая» управление компанией сверху вниз. Бизнесмен исходил из посыла, что большинство людей умеют управлять собой. За двадцать лет выручка Semco выросла более чем в 50 раз. А Рикардо Семлер получил признание как создатель плоской модели управления организацией — проще говоря, бизнеса без менеджеров.
Как это работает?
Если традиционная трудовая иерархия представляет из себя пирамиду, в которой сотрудники, начинают с основания и продвигаются вверх по разным уровням, то при плоской модели управления как можно больше этих уровней наоборот удаляются.
Особую популярность «работа без менеджеров» в свое время обрела в IT-секторе. Эталоном считается компания-единорог по разработке игр Valve: ее сотрудники сами выбирают, над каким проектом будут работать, анонимно оценивают работу друг друга и раз в год ранжируют других членов команды (кроме себя) по техническим навыкам, продуктивности и вкладу в разработку. На основании этих данных зарплата работника приводится в соответствие с его реальной ценностью.
С 2015 года холакратия была внедрена в Zappos — крупный онлайн-ритейлер одежды и обуви (более 1500 сотрудников). На каждом проекте работает «круг» сотрудников, у которых есть «лидер» — но он не имеет права определять методы выполнения задач или ограничивать работников в участии в других проектах.
От начальников отказываются и компании поменьше: агентство u2i, где трудится всего 60 человек, заменило менеджеров шерпами — наставниками. Шерпу сотрудник может выбрать сам. Все зарплаты в организации открыты, а чистая прибыль делится между членами команды («profit sharing») — сумма, которую получает работник, пропорциональна уровню его заработной платы. Сотрудники практикуют вручение kudo cards — карточки передаются тем коллегам, которые добились больших успехов.
А если не получится?
Плоскую систему организации труда часто критикуют. Согласно исследованию Gallup, сотрудники в рабочей среде, свободной от менеджеров, могут не совсем четко понимать, чего от них ждут. Работникам требуется нечто большее, чем просто составленное ими должностное описание. Они хотят, чтобы кто-то регулярно говорил с ними об их обязанностях и прогрессе. Основная потребность сотрудников — ясность ожиданий — жизненно важна для производительности.
Сотрудники процветают, когда у них есть менеджер, который мотивирует членов команды, преодолевает препятствия, создает подотчетность, выстраивает доверительные отношения и принимает обоснованные, непредвзятые решения на благо команды и компании.
Подтверждений этим словам предостаточно, возьмём лишь самый крупный. В Google тоже пытались отказаться от начальников: в 2002 году компания уволила менеджеров среднего звена. Решение было горячо поддержано инженерами — они считали, что менеджеры только мешают работе. Но ничего не вышло: отсутствие управления привело к возникновению вакуума власти. Как следствие — наибольший авторитет получили самые популярные (неравно «компетентные») сотрудники. Менеджмент среднего звена пришлось быстро восстанавливать.
А вам близок подход отказа от менеджеров?
Нереалистичный подход в большом масштабе. Примером Google все сказано
но по факту менеджеры в корпах особо и не делают нифига. тем более если рыночная ситуация норм их не уволят оттуда
Вообще все начальники, по мнению подчиненных, нифига не делают ) Ишь, сидят в кресле, важничают!
Ну многие корп менеджеры среднего звена херней страдают реально. Я понимаю о чем вы говорите, типа топам платят за бОльшую ответственность, но здесь немного другой контекст)
У менеджеров никакой ответственности нет. Облажается - уйдет в другую контору на более высокую зряплату. Иерархическая система имеет склонность к капсуляции руководства и отрыву от реальности. Примеров до хрена, тот же GM, который спасал обама)
У менеджеров большая ответственность, если работа в компании отстроена нормально. Это с менеджера топы спросят за косяки. До уровня разраба они спускаться не будут
В целом согласен, здесь зависит еще от индустрии и рисков. Например, в банках, крупных промышленных группах риски все-таки есть. Как минимум, субсидиарная ответственность это не шутки, и если повесят - топ станет крепостным на всю жизнь
И еще в отличии от линейного персонала на управленческий очень часто требуют рекомендацию с прежнего места работы, можно получить такую что даже в яндекс не возьмут.
Рекомендации на линейный персонал просят только ну совсем отмороженные энчары...
Рекомендации на менеджеров зависят от уровня нанимаемого. В целом его крутые результаты могут перекрыть специфику личности такого топа. Примеров тоже масса: например, как Керимов нанимал Винокурова.
Согласен про результат. я не согласен что у менеджеров нет ни какой ответственности, я считаю что менеджеров как раз и нанимают из за ответственности.
Нанимая администратора мойки я как раз снимаю ответственность с мойщиков, че с них взять? да и заменить легко, а отвечать за их косяки кто передо мной будет? Менеджер на нем их контроль
«Че с мойщиков взять». Как-то вы свысока смотрите на людей, которые занимаются неквалифицированным трудом.
Я имел ввиду что подписывать с мойщикам договор матответсвенности в моем понимании это дно, обычно это малообеспеченные граждане. Ни кого ни хотел обидеть..
А не проще нанять вменяемых мойщиков, дать им больше з/п на копейку и поставить камеры? На админе сэкономите
вменяемых мойщиков? Да легко у вас есть? Беру сразу всех оптом.
невменяем то загребешься искать, вы знаете но мойщиком машин ни один ребенок в детстве не мечтает стать
Интересно, никогда не слышал, чтобы кто-то ответил за свой промах. Например, когда идет массовый отзыв машин из-за дефекта, или миллиардные штрафы (тот же дизельгейт VW). Пострадать могут только потребители, им цены поднимут) Можете привести пример финансового наказания топа за ошибки?
Про отзывы машин - это уже зависит от законодательства конкретной страны, где головная компания зарегана. Я говорил преимущественно про РФ. Одно из самых известных дел, когда Пугачева привлекли к субсидиарке на 70 ярдов. Вот здесь можете почитать другие кейсы: https://www.forbes.ru/biznes/353107-strana-bankrotov-pochemu-top-menedzhery-vynuzhdeny-platit-milliardy
Кстати по дизельгейту, осудили 3 человек на условные сроки и копеечные (по меркам их зарплат) штрафы. Убыток VW трудно оценить, не менее 18 ярдов) Т.е. за фейл мирового масштаба их просто пожурили. А в тот же Китай они легко поедут работать на более высокую з/п. Что и требовалось доказать)
Да, в Европе и Штатах больше за fraud могут привлечь. Но если решение было в коммерческом (рисковом) поле - it's OK
Спасибо! Не знал что могут главбуху ярд навесить) жесть.