Без начальников и менеджеров: как компании дают сотрудникам полную свободу

Finder.work о феномене «no bosses, no managers».

В 80-е бразилец Рикардо Семлер унаследовал от своего отца компанию Semco — производителя оборудования и деталей для судов. Однако в судостроительной отрасли страны в тот момент развернулся кризис. Продажи падали, платить сотрудникам было нечем, напряжение росло.

В первый же день после вступления в должность CEO Семлер уволил 60% менеджеров. С тех пор он стал экспериментировать, «сдвигая» управление компанией сверху вниз. Бизнесмен исходил из посыла, что большинство людей умеют управлять собой. За двадцать лет выручка Semco выросла более чем в 50 раз. А Рикардо Семлер получил признание как создатель плоской модели управления организацией — проще говоря, бизнеса без менеджеров.

Как это работает?

Если традиционная трудовая иерархия представляет из себя пирамиду, в которой сотрудники, начинают с основания и продвигаются вверх по разным уровням, то при плоской модели управления как можно больше этих уровней наоборот удаляются.

Особую популярность «работа без менеджеров» в свое время обрела в IT-секторе. Эталоном считается компания-единорог по разработке игр Valve: ее сотрудники сами выбирают, над каким проектом будут работать, анонимно оценивают работу друг друга и раз в год ранжируют других членов команды (кроме себя) по техническим навыкам, продуктивности и вкладу в разработку. На основании этих данных зарплата работника приводится в соответствие с его реальной ценностью.

С 2015 года холакратия была внедрена в Zappos — крупный онлайн-ритейлер одежды и обуви (более 1500 сотрудников). На каждом проекте работает «круг» сотрудников, у которых есть «лидер» — но он не имеет права определять методы выполнения задач или ограничивать работников в участии в других проектах.

От начальников отказываются и компании поменьше: агентство u2i, где трудится всего 60 человек, заменило менеджеров шерпами — наставниками. Шерпу сотрудник может выбрать сам. Все зарплаты в организации открыты, а чистая прибыль делится между членами команды («‎profit sharing»‎) — сумма, которую получает работник, пропорциональна уровню его заработной платы. Сотрудники практикуют вручение kudo cards — карточки передаются тем коллегам, которые добились больших успехов.

А если не получится?

Плоскую систему организации труда часто критикуют. Согласно исследованию Gallup, сотрудники в рабочей среде, свободной от менеджеров, могут не совсем четко понимать, чего от них ждут. Работникам требуется нечто большее, чем просто составленное ими должностное описание. Они хотят, чтобы кто-то регулярно говорил с ними об их обязанностях и прогрессе. Основная потребность сотрудников — ясность ожиданий — жизненно важна для производительности.

Сотрудники процветают, когда у них есть менеджер, который мотивирует членов команды, преодолевает препятствия, создает подотчетность, выстраивает доверительные отношения и принимает обоснованные, непредвзятые решения на благо команды и компании.

Подтверждений этим словам предостаточно, возьмём лишь самый крупный. В Google тоже пытались отказаться от начальников: в 2002 году компания уволила менеджеров среднего звена. Решение было горячо поддержано инженерами — они считали, что менеджеры только мешают работе. Но ничего не вышло: отсутствие управления привело к возникновению вакуума власти. Как следствие — наибольший авторитет получили самые популярные (неравно «компетентные») сотрудники. Менеджмент среднего звена пришлось быстро восстанавливать.

А вам близок подход отказа от менеджеров?

0
80 комментариев
Написать комментарий...
Axel

Нереалистичный подход в большом масштабе. Примером Google все сказано

Ответить
Развернуть ветку
Бродяга из NY

но по факту менеджеры в корпах особо и не делают нифига. тем более если рыночная ситуация норм их не уволят оттуда

Ответить
Развернуть ветку
Ilya

Вообще все начальники, по мнению подчиненных, нифига не делают ) Ишь, сидят в кресле, важничают!

Ответить
Развернуть ветку
Бродяга из NY

Ну многие корп менеджеры среднего звена херней страдают реально. Я понимаю о чем вы говорите, типа топам платят за бОльшую ответственность, но здесь немного другой контекст)

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Sukharevsky

У менеджеров никакой ответственности нет. Облажается - уйдет в другую контору на более высокую зряплату. Иерархическая система имеет склонность к капсуляции руководства и отрыву от реальности. Примеров до хрена, тот же GM, который спасал обама)

Ответить
Развернуть ветку
Axel

У менеджеров большая ответственность, если работа в компании отстроена нормально. Это с менеджера топы спросят за косяки. До уровня разраба они спускаться не будут

Ответить
Развернуть ветку
Бродяга из NY

В целом согласен, здесь зависит еще от индустрии и рисков. Например, в банках, крупных промышленных группах риски все-таки есть. Как минимум, субсидиарная ответственность это не шутки, и если повесят - топ станет крепостным на всю жизнь

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

И еще в отличии от линейного персонала на управленческий очень часто требуют рекомендацию с прежнего места работы, можно получить такую что даже в яндекс не возьмут.

Рекомендации на линейный персонал просят только ну совсем отмороженные энчары...

Ответить
Развернуть ветку
Бродяга из NY

Рекомендации на менеджеров зависят от уровня нанимаемого. В целом его крутые результаты могут перекрыть специфику личности такого топа. Примеров тоже масса: например, как Керимов нанимал Винокурова.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Согласен про результат. я не согласен что у менеджеров нет ни какой ответственности, я считаю что менеджеров как раз и нанимают из за ответственности.

Нанимая администратора мойки я как раз снимаю ответственность с мойщиков, че с них взять? да и заменить легко, а отвечать за их косяки кто передо мной будет? Менеджер на нем их контроль

Ответить
Развернуть ветку
Мейстер Класкис

«Че с мойщиков взять». Как-то вы свысока смотрите на людей, которые занимаются неквалифицированным трудом.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Я имел ввиду что подписывать с мойщикам договор матответсвенности в моем понимании это дно, обычно это малообеспеченные граждане. Ни кого ни хотел обидеть..

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Sukharevsky

А не проще нанять вменяемых мойщиков, дать им больше з/п на копейку и поставить камеры? На админе сэкономите

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

вменяемых мойщиков? Да легко у вас есть? Беру сразу всех оптом.

невменяем то загребешься искать, вы знаете но мойщиком машин ни один ребенок в детстве не мечтает стать

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Sukharevsky

Интересно, никогда не слышал, чтобы кто-то ответил за свой промах. Например, когда идет массовый отзыв машин из-за дефекта, или миллиардные штрафы (тот же дизельгейт VW). Пострадать могут только потребители, им цены поднимут) Можете привести пример финансового наказания топа за ошибки?

Ответить
Развернуть ветку
Бродяга из NY

Про отзывы машин - это уже зависит от законодательства конкретной страны, где головная компания зарегана. Я говорил преимущественно про РФ. Одно из самых известных дел, когда Пугачева привлекли к субсидиарке на 70 ярдов. Вот здесь можете почитать другие кейсы: https://www.forbes.ru/biznes/353107-strana-bankrotov-pochemu-top-menedzhery-vynuzhdeny-platit-milliardy

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Sukharevsky

Кстати по дизельгейту, осудили 3 человек на условные сроки и копеечные (по меркам их зарплат) штрафы. Убыток VW трудно оценить, не менее 18 ярдов) Т.е. за фейл мирового масштаба их просто пожурили. А в тот же Китай они легко поедут работать на более высокую з/п. Что и требовалось доказать)

Ответить
Развернуть ветку
Бродяга из NY

Да, в Европе и Штатах больше за fraud могут привлечь. Но если решение было в коммерческом (рисковом) поле - it's OK

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Sukharevsky

Спасибо! Не знал что могут главбуху ярд навесить) жесть.

Ответить
Развернуть ветку
77 комментариев
Раскрывать всегда