{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Уйти из офиса и задышать полной грудью

Интервью с совладельцем кинокомпании об особенностях семейного дела, ведении малого бизнеса и решении бросить все и начать сначала.

Одной рукой картошку чищу, другой рукой счета закрываю

Расскажи немного о месте, где мы находимся.

Мы находимся в нашем офисе, который мы арендуем для хранения оборудования: для того чтобы заказчики приезжали не домой, а сюда. Оборудования много, поэтому приходится место арендовать большое, плюс удобное местоположение – от метро недалеко. И это наше место, где мы можем спокойно сидеть без детей и делать какие-то документы, не отвлекаться на посторонние домашние дела, потому что дома что-то делать это практически невозможно! Хотя я уже привыкла: одной рукой картошку чищу, другой рукой счета выставляю (смеется).

Чем Вы занимаетесь?

Видеопроизводством. Полностью делаем кино, делаем ролики, абсолютно любого уровня.

Назови какой-нибудь Ваш проект.

На самом деле лучше всего, наверное, их показывать. Мы сотрудничаем с Art Polymedia: большие проекты… Также у нас был опыт работы с Unicef, Роснано, Автолигой, СТС и ТНТ, снимали клипы для «Дикой Мяты» и «КаZантипа». Недавно мы делали документальный фильм про Каманина – «Самый молодой летчик на войне».

Но я больше занимаюсь бумажными делами: мне будет тяжело рассказать про какие-то технические моменты – как мы снимаем, и как вообще это все происходит. По документам это все мое, да: общаюсь с заказчиками, согласовываю и пересогласовываю договора, вношу поправки, выставляю счета. Это все мое! Что касается съемок, этим занимается целая команда, поэтому я там иногда где-то появляюсь – мелькаю в кадре или за кадром (смеется).

Вот совсем недавно пришлось этим заниматься в Instagram. Потому что сейчас вся жизнь идет там

Как вы продвигаете свой проект? Как вы находите клиентов?

Знаешь, в основном, наверное, это уже все-таки старые клиенты, с которыми мы работаем уже много лет. И это, конечно, сарафанное радио! Однозначно! Кто-то посоветовал, кто-то сказал, посмотрел ролик, узнал кто делает… И получается, что сами себя нигде не рекламируем. Вот совсем недавно пришлось этим заниматься в Instagram. Потому что сейчас вся жизнь идет там. И еще, конечно, YouTube-канал, которым нужно когда-то заняться, но пока до этого не доходят ни руки, ни ноги, ничего. Но знаешь, все равно – 99% – это сарафанное радио.

Рекламой в медиа практически не занимаетесь?

Рекламой вообще не занимаемся. У нас есть свой сайт, у нас есть ролики, которые там выложены, если кто-то заинтересуется мы просто показываем этот сайт. Все. Или если звонит заказчик и оговаривает тематику проекта, то мы просто даем ссылку на необходимый раздел на сайте.

Разве такой механизм способен обеспечить достаточное количество клиентов?

Вот ты знаешь, он обеспечивает достаточное количество клиентов при таком количестве сотрудников. Я считаю, если мы хотим иметь какие-то перспективы в развитии, нужно взглянуть на тенденции роста оборота за последние два года, я занимаюсь этим делом только два года – рост незначительный для таких профессионалов – «ребята реально топчики» – и они очень круто делают и могут делать и больше, и круче. Для развития, я считаю, необходимо брать больше сотрудников. Чтобы расти нужны люди. А чтобы нанять сотрудника нужно найти человека, которому ты полностью доверяешь. У моего мужа есть небольшие проблемы с этим (смеется). Поэтому вот сейчас мы пока стоим на месте.

Я не вижу существенного развития: хотя мы можем, и считаю, нам нужно это делать. Нужен обязательно сотрудник, который будет сидеть в офисе, потому что вот так разрываться, что сейчас и происходит, нельзя: вот этот дурдом – приезжай сейчас, надо технику сдать, сейчас, срочно, сдавай-принимай.

Сейчас формат уютного семейного дела?

Да. Есть команда ребят, старичков-друзей, которые не меняются. Они не меняются, и мы уже знаем какие задачи кому поставить, кто с чем лучше справится. Каждый на своём месте. А чтобы нанять человека – нужно его обучить, нужно донести…

Доверие ключевой фактор?

Да. Доверие и, конечно, опыт взаимодействия. Положительный микроклимат в команде много значит.

После окончания института поняла, что бухгалтерский учет, анализ и аудит это вообще далекие от меня вещи и я никогда в жизни этим заниматься не буду

Ты говоришь, что занимаешься предпринимательством только на протяжении последних двух лет. Расскажи о своем пути.

В системе работала (смеется). В течение 13 лет, после института, я работала в офисе, и так как я после окончания института поняла, что бухгалтерский учет, анализ и аудит это вообще далекие от меня вещи и я никогда в жизни этим заниматься не буду – как ты можешь идти устраиваться на работу, если ты в этом не «плаваешь».

Я абсолютно точно на тот момент была уверена, что не хочу искать работу через родственников, знакомых и друзей. «Мне помощь не нужна, меня не трогайте, я все сама» – такие мысли были моим лейтмотивом в те дни. Хотя была возможность пойти на гос. службу, где у меня на тот момент работала мама.

Выйдя из университета, со своей подругой, мы посмотрели друг на друга и спросили – «Что мы знаем?». Что мы знаем? Знали мы на тот момент хорошо только язык (английский). Я училась на двух факультетах – "бухгалтерском" и "переводческом", и на тот момент язык у меня был very fluently. И пошла я в международную компанию – Sumitec International, которая занималась продажей и арендой строительной техники.

Устроилась на ресепшн – там нужно было только знание языка. Ресепшн, секретарь, а потом и офис менеджер. Потом следующий офис, следующий. И вот пришла к ИП.

Оказалось так, что офисная работала мешала семейной жизни: муж на работе – я дома, я на работе – он дома. И отпуск у меня был привязан к определенным числам. Да и у мужа была проблема с организацией именно документооборота: никто этим не хотел заниматься, ребята все креативные и творческие, углубляться в эти дебри им не очень-то и хотелось. Ребятам же вообще неинтересны все эти бумажки: кому позвонить, что спросить... Им нужно заработал – пошел, заработал – пошел. И я неплохо встроилась в эту систему.

Меня муж давно просил бросить это сидение в офисе, и вот я перебралась. В один день он подходит ко мне и говорит: «Все! Завтра ты открываешь ИП! Мы прекратили получать прибыль». Все крупные заказчики (государство обязало) отказываются сегодня платить "налом". И пришлось за один день побежать в налоговую, открыть ИП и начать вместе работать. А потом, как я узнала, оказывается, работая в банке (работала в ВТБ), нельзя иметь ИП (смеется) и пришлось быстро расстаться с банком. И все. В один день я приношу начальнику заявление, и мы расходимся. Возможно, у меня не было там такой должности, которую я боялась бы потерять. Поэтому все и прошло безболезненно.

И сейчас ты занимаешься тем же самым «любимым» аудитом?

Слушай, вот и пришлось заниматься. Есть дело и я его делаю. Я читала какие-то статьи, общалась с бухгалтерами из других компаний, посещала курсы, и только потом поняла – боже мой, ты же занимаешься именно тем, чем так не хотела заниматься. Но никаких я не вижу сейчас в этом проблем, потому что за 13 лет я начала в этом разбираться, понимать изнутри как это все происходит. Поэтому для меня сегодня это нетяжело. Совсем нетяжело. Но у меня есть в банке бухгалтер, который помогает с налоговой декларацией, заполнением, отвечает мне на какие-то вопросы, связанные с ведением банка-онлайн.

Что за банк?

«Точка». Многие рекомендуют крупные банки, но опять-таки из-за того, что я знаю систему, знаю, как работает банк изнутри, отдала предпочтение "Точке". Маленький банк рассчитан на клиента, он знает каждого клиента в лицо.

Ведь мы работаем на патенте. Поэтому нам важно предельно точно отслеживать документооборот – прописывать определенные условия.

«Ой, ребят, а вы че не на патенте?!». И никто тебя обучать этому не будет

Расскажи о патенте?

Есть такая классная придумка нашего государства – патент на какую-либо деятельность. И вот мы попали под это дело. Патент дается не всем. Существуют определенный список, кому государство заинтересовано помогать. В нашем случае: услуги фото- и кинолаборатории; в этом году получили второй патент – прокат. Мы платим не налог с каждой прибыли, а платим разовую сумму за год, которую государство само рассчитывает. И вот сейчас за два патента мы заплатим где-то 120 тыс. И это выгодно!

О патенте мы тоже узнали как-то так: с одним поговорили, с другим поговорили: «Ой, ребят, а вы че не на патенте?!». И никто тебя обучать этому не будет. У нас нет такого, что ты начинаешь заниматься делом, и вот тебе все правила игры. Нет, ты начинаешь въедливо вникать, открывать что-то новое, следить за законами, учитывая, что законы у нас меняются довольно часто.

Государство нам поддержку оказывает, но не информирует. Вот есть сейчас классный проект – МБМ (Малый Бизнес Москвы). Они проводят лекции по налоговым и юридическим вопросам, помогают разобраться во внутренней кухне. Ты к ним приходишь и как-то учишься. Это государственная история.

У нас еще огромная проблема в стране, что у нас нет такого понятия, как семейный бизнес. Я считаю, это то направление, в развитии которого государство должно двигаться. Сегодня, если семья захочет открыть какое-то дело, оно будет оформлено на одного из супругов, а второй – вольнонаемный работник. Я не представляю, как один человек может все делать. Это бред. А по документам мы должны…

И миллион будет десятилетиями ждать этого одного

Американцы говорят: «Есть две вещи, от которых не укрыться – смерть и налоги»

Да (смеется). Мы платим, и платим, и платим, и платим. Налог, он же не только эти 6%, мы платим еще страховые взносы, пенсионные взносы, и многое другое. И они вовсе не маленькие.

Еще и многое значит компетенция сотрудников в сфере оказания услуг предпринимателям. У нас все еще сырое, недоделанное, шаткое. Государство делает шажки в этой сфере, но пока это все еще шажки. Послушай, чтобы разблокировать счет (банковский) – нужна подпись одного конкретного человека. И миллион будет десятилетиями ждать этого одного.

Три правила Вашей работы?

Честность, полная отдача и трудолюбие, близкое к зависимости от незаконных препаратов (смеется).

Вообще, любое дело будет идти, если ты готов его делать бесплатно. Если ты готов тортики печь просто так, потому что тебя прет их печь – это твое дело. Работа равно хобби.

Главное никогда не бояться. Всегда нужно пробовать. Я если собираюсь делать что-то новое, понятно внутри мне страшно бывает, но, а с другой стороны, не получилось и не получилось. Окей, попробуешь себя в другом деле каком-то.

Риск благородное дело?

Да. Но разумный риск. Я не считаю, если я боюсь высоты, например, мне нужно с девятиэтажки сигануть с парашютом.

«Твоя задача одна – приходить в 9 и уходить в 18, ты можешь ничего больше не делать». И у меня начинал дергаться глаз

Скажи, что тебе нравится в твоем деле?

Снимаешь эту офисную рубашку, и крылья оттуда. И понимаешь кайф свободы. Возможность самостоятельно планировать жизнь. И сейчас я четко понимаю, буду пятую точку рвать, пока ноги ходят, голова думает. Я понимаю сейчас, что можно делать деньги намного проще, чем на кого-то работая, и куда-то приходя каждый день. Но тут проявляются и минусы: система заставляет тебя вставать в определенное время, стимулирует выходить из дома. Здесь же такого нет. Поэтому важна работа над собой. Нужно находить мотивацию.

Есть же еще проблема одна – мы сидим в офисе и играем в телефон, а на работу уделяем совсем не 9 часов. Но время то свое жалко! Я не знаю, как люди сидят на стульях и ничего не делают. Мне сложно. Я всегда что-то делала свое (смеется).

Самая конечная точка была – я приходила к начальнику и говорила: «Я не могу просто сидеть», а он мне отвечал – «Твоя задача одна – приходить в 9 и уходить в 18, ты можешь ничего больше не делать». И у меня начинал дергаться глаз. Мне жалко вот это время, которое я могу провести с мужем, ребенком…

И потом понимаешь, включаешь сегодня YouTube и видишь всех этих ребят… Люди вы откуда? Вы на кого учились? И я понимаю, что я тоже могу что-то, и надо пользоваться этой возможностью. Брать от жизни все, а не просиживать пятую точку и ждать пенсии. Бизнес же можно делать изо всего. Берешь деньги и пошел, пошел. Главное, мне кажется, хотеть, главное желание и все у тебя получится.

К сожалению, многие люди, которые окружают меня, выбирают второй путь. Они вот знают «дважды два», и готовы отвечать так всю жизнь. Они не хотят знать что-то еще. Вот Вам «четыре» и отстаньте от меня. И вот эта логика «ни бьет, ни пьет и мне хорошо» пугает меня.

Почему так происходит?

У нас же очень рамочные родители: каждый день ты ходил на одну и ту же работу, в одну и ту же столовую, видел одних и тех же людей.

Рубрика «Юра Дудь» – Блиц:

Если тебе предложат пропагандистский проект за большие деньги, ты возьмешься?

Нет, не возьмусь. Я не стану лгать на камеру. Но снять кого-то готового лгать?! Почему нет?!

Высшее образование сегодня важно?

Да.

Что оно тебе дало?

Научило меня учиться.

Любая работа достойна уважения?

Абсолютно, точно. Я презервативы раздавала около метро. И мне было вообще не совестно. Мне платили 200 рублей за час! (смеется). Против СПИДа была какая-то акция…

Спасибо за интересный разговор! Желаю успехов в твоем нелегком деле!

Спасибо! Мне было интересно поделиться каким-то опытом. Быть услышанной (смеется).

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда