(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(96463983, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(96463983, 'hit', window.location.href);

История игровой компании Valve: как монетизировать творчество фанатов на миллионы долларов

Как одна из самых богатых игровых компаний сколотила своё состояние за счёт фанатов, а они и довольны

Привет, это КОМРЕДА: истории. Вообще мы агентство контент-маркетинга, а истории рассказываем для души.

Сегодня расскажем об игровой компании Valve. Как она захватила 70% рынка цифровой дистрибуции игр и заработала миллионы долларов за счёт фанатов.

Два фаната Valve принесли компании 40 миллионов долларов

Valve всегда следила за фанатскими сообществами. Это отражалось и на подборе сотрудников. Нанять опытных специалистов Valve не могли — не было знакомств и денег. Поэтому они нанимали талантливых новичков, которые делали любительские модификации для игр. Они не стоили дорого и через пару лет смогли вырасти в крутых разработчиков.

Так в компании появился химик, который написал самое большое количество кода для игры, менеджер ресторана, который разработал весь искусственный интеллект персонажей, и специалист по звуковым эффектам, который написал весь саундтрек к игре.

Основатель Valve Гейб Ньюэлл предвосхищает будущий успех Half-Life 1

Когда в 1998 году Valve выпустила свою первую игру, Half-Life, она произвела фурор. За первые 2 года было продано более 2 миллионов копий. Игра получила более 50 наград как лучшая игра года и обрела комьюнити фанатов по всему миру.

На волне популярности Half-Life фанаты начали разрабатывать свои модификации к игре. Меняли концепцию игры, добавляли новое оружие и монстров. Среди этих фанатов были Джесс Клифф и Мин Ле.

Мин Ле заканчивал университет и на последнем семестре усердно работал над модификацией к Half-Life. Ле увлекался оружием и милитари тематикой, поэтому в качестве главной темы для игры выбрал борьбу спецслужб с террористами.

Так выглядел прототип модификации к Half-Life 1

После релиза бета-версия мода стала набирать популярность, и с разработчиками связались Valve. Они предложили выкупить права на мод, доработать его и выпустить как полноценную игру.

Так появилась одна из самых популярных игр в мире — Counter Strike. Игра за первые два года принесла Valve 40 миллионов долларов и со временем стала крупнейшей киберспортивной дисциплиной.

Что произошло за первые 6 лет существования компании Valve

Хотели сделать античит, а сделали 7,4 миллиарда долларов

У Valve к 2002 году было несколько популярных онлайн-игр: мультиплеер Half-Life 1, Counter Strike и Team Fortress 1. Компания хотела дорабатывать эти игры, исправлять ошибки и обновлять античит. Но выпускать для каждого обновления отдельную партию дисков было накладно.

Valve пришла в голову идея — сделать цифровую площадку, где люди смогут покупать и скачивать игры онлайн, а также выкладывать собственные игры. Делать такой сервис самостоятельно Valve боялась, нужны были деньги и специалисты по разработке ПО. Поэтому компания пошла с этой идеей к Microsoft и Yahoo, но ни одна не заинтересовалась проектом.

Он как бы говорит: «Парни, вы издеваетесь? Я даю вам проверенный способ заработать, а вы…»

Как вспоминал вице-президент Valve по маркетингу Даг Ломбарди: «‎Мы ходили по компаниям и спрашивали: "Ребята, вы делаете что-нибудь подобное? Нам это нужно для наших игр, и в скором времени это понадобится другим людям тоже". И все такие: "Бла-бла-бла... Такой сервис ближайшие десятки лет никому не нужен". Мы сказали: "Нам это нужно сейчас", и все ответили: "Ну, мы ничем не можем вам помочь"».

Valve решили сделать этот сервис сами, так появилась крупнейшая площадка цифровых игр — Steam. Теперь любой фанат может опубликовать свою игру и получать за неё деньги. Поэтому в Steam можно встретить самые разные игры, от аналога «Весёлой фермы» до…

И это ещё самое безобидное, что можно найти в Steam

Сейчас Steam — главный источник дохода Valve. C каждой проданной через Steam игры Valve получают 30%. Учитывая, что 70% всех компьютерных игр скачивают через Steam, а всего в магазине больше 50 000 игр, цифры получаются внушительные. Например, за 2021 год Valve заработали 10 миллиардов долларов, и из них 7,4 миллиарда принёс Steam.

Доля доходов Valve от Steam и других источников

Valve сделали турнир по своей игре, но на деньги фанатов

Первая часть «Доты» была обычной фанатской картой для Warcraft 3. Она обрела такую популярность, что в один момент люди стали покупать Warcraft только ради «Доты». Игроки оттачивали свои навыки и собирались в команды, и «Дота» постепенно превратилась в крупную киберспортивную дисциплину.

Выпуская Dota 2, Valve хотела усилить позиции «Доты» среди других киберспортивных дисциплин. Поэтому уже во время релиза игры в 2011 году компания организовала турнир по Dota 2 с самым крупным призовым в истории киберспорта — 1,6 миллиона долларов.

Кадры из документального фильма Free to Play, посвящённого первому The International. Рекомендуем посмотреть

Со временем цены на организацию турнира и призовой фонд росли. Поэтому Valve придумали интересный способ не терять, а зарабатывать на главном турнире по Dota 2.

Они стали выпускать боевые пропуски перед стартом The International. Пропуск был разбит на уровни, за прокачку которых давали уникальные награды. А чтобы прокачать уровень, нужно выполнить задания или заплатить деньги.

Так выглядел боевой пропуск для The International 2019

Все деньги, потраченные на боевой пропуск, распределялись: 25% шло в призовой фонд The International, а остальное в карман Valve. Компания закладывала только 1,6 миллиона долларов в призовой, остальную сумму собирали фанаты. При этом фанаты сами платили за билеты на турнир, цена за которые доходила до 699 $.

Всего же с 2013 по 2023 год игроки потратили на боевые пропуска 730 миллионов долларов, а Valve заработала 600 миллионов. А если ещё учесть доходы от билетов и мерча на The International, то доходы Valve вырастают до 700 миллионов.

После 2022 года Valve отказались от такой системы финансирования турниров, и призовой фонд уменьшился

Игроки рисовали пушки, а Valve продали их через лутбоксы

В 2007 году Valve выпустила Team Fortress 2. Одной из фишек новой части стали косметические предметы. Они изменяли облик игрового персонажа и давали уникальные бонусы.

Сравнение обычного и платного оружия для одного из классов в игре Team Fortress 2

Рисовать предметы самим долго и дорого. Поэтому Valve сделали Мастерскую, где юзеры могли делиться пользовательскими картами, модификациями и предметами. Лучшие работы Valve добавляли в игры и делились прибылью от продаж с создателями предметов.

Страница Мастерской Team Fortress 2 в Steam

Потом этот же принцип обкатали на CS:GO и Dota 2. И разрешили сторонним разработчикам открывать свои мастерские в Steam. По словам Гейба Ньюэлла, топовые 3D-художники зарабатывали на предметах для Team Fortress 2 до 500 тысяч долларов за год. А суммарно за период с 2011 по 2015 год создатели косметических предметов сгенерировали около 228 миллионов долларов прибыли.

Расчёт прибыли Valve на предметах от фанатов

Valve задали тренд на лутбоксы с разным шансом выпадения предметов. Система работала так, что даже из сотни лутбоксов игрок мог не получить желаемую вещь. Из-за этого в Бельгии и Нидерландах лутбоксы от Valve признали азартными играми и запретили.

Valve сделала ставку на фанатов — и не прогадала. Фанатские игры, предметы и модификации принесли компании миллионы долларов. По признанию СЕО Valve, конкурировать с такой силой не могут ни они сами, ни любая другая компания.

Если вам понравился текст — вы можете заказать такой для своей компании. Мы в агентстве КОМРЕДА делаем блоги, медиа, спецпроекты, соцсети и многое другое.

А в телеграм-канале рассказываем, как выстраивать прибыльный контент-маркетинг.

0
64 комментария
Написать комментарий...
Артур Маслов

На самом деле идея Steam возникла при других обстоятельствах

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

о чем-то история умалчивает...

Ответить
Развернуть ветку
Мария Овчинникова

Вот историю Valve реально интересно читать

Ответить
Развернуть ветку
Ovechkin

В дотку катаете)?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Буквоед

Для кругозора важно понимать дичайшие минусы Valve:

https://habr.com/ru/articles/665044/

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

Собираем в комментариях дайджест материалов о Valve 👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Спасибо за ссылку, пойду прочту, интересно с какими проблемами они сталкиваются

Ответить
Развернуть ветку
Настя

О
Слышала про стим, но не знала, что это их придумка 👀

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

Теперь знаете, круто же))

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Газинский

Стоит геймерам хотя бы немного упростить жизнь и они ваши)))))

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

)))

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Сватов

Думаю что игры всегда были популярны, да и наверное ещё останутся популярными долгое время. Хорошо что кто-то на этом сумел заработать, быстро понял что нужно делать и как. Хороший пример остальным.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Люди всегда играли и будут играть)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
КОМРЕДА: истории
Автор

Согласимся с вами)

Ответить
Развернуть ветку
Мурашкина Татьяна

надеюсь, статью писал тоже фанат
потому что иначе очень сложно с инфой работать :(

Ответить
Развернуть ветку
Михаил

Эм, сложная статья?
Влёт читается же.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
КОМРЕДА: истории
Автор

а что вам показалось сложным?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Лидия Фомичева

Microsoft столько раз отказывались от классных идей…

Ответить
Развернуть ветку
Otabek Khamdamov

При этом они не прекращали расти) топ-1 компания мира сейчас

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
КОМРЕДА: истории
Автор

бизнесу надо доносить ценность классных идей, иначе никак

Ответить
Развернуть ветку
Владлена Миронова

Ставить на фанатов - всегда беспроигрышный вариант)

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

тру!

Ответить
Развернуть ветку
Айбар Атыгаев

этот Даг такой скуф, на самом деле 😁

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

ох, опять эти ваши модные словечки гуглить надо

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Абдуллаев

🔥

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

🔥🔥🔥

Ответить
Развернуть ветку
Эвелина Рыбина

Макдональдс часто привлекают фанатов игр своими акциями) Выпускают тематические боксы, создают специальные вкусы

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

И не только Макдональдс)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Мороз Оксана

Обложка 😂😂😂

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

))

Ответить
Развернуть ветку
Мария Овчинникова

Умеют обворовать так, чтобы все были довольны

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

пу пу пу 👉 👈

Ответить
Развернуть ветку
Сообщество WSA.vc

Гейб это Скрудж Макдак нашего времени

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

дааа!

Ответить
Развернуть ветку
Никита Юдин aka yudinikita

Для тех, кто хочет почитать подробнее про Valve и Гейба: https://dtf.ru/u/548455-artem-bagrov/2313149-kak-geib-sozdal-samuyu-pofigisticheskuyu-igrovuyu-kompaniyu

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

😑😑😑))

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Брыкалов
Valve задали тренд на лутбоксы с разным шансом выпадения предметов. Система работала так, что даже из сотни лутбоксов игрок мог не получить желаемую вещь.- вот это они славно придумали конечно
Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

🫢

Ответить
Развернуть ветку
Денис

Первые гачи

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Puzhaev
Поэтому компания пошла с этой идеей к Microsoft и Yahoo, но ни одна не заинтересовалась проектом.-зря, пожалели, пожали наверняка
Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

🤷🏼

Ответить
Развернуть ветку
Лидия Стельмах

Гейба потрясающе нарисовали)

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

Спасииибо, у нас и вправду классный иллюстратор)

Ответить
Развернуть ветку
Трейси Ло

сколько всего они достигли , за счет таланта фанатов

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

а вот так всегда и бывает

Ответить
Развернуть ветку
Василий Жевнеров

Годно, ток слишком коротко 👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

Спасибо, мы, наоборот, боялись переборщить)

Ответить
Развернуть ветку
Поребрик у Парадной

Богатая история развития у них, особенно нравится , когда талантливый проект пропускают крупные компании , и в итоге они достигают колоссального успеха

Ответить
Развернуть ветку
Anton Maslow

Габенчик гоев знатно доит

Ответить
Развернуть ветку
61 комментарий
Раскрывать всегда