Много лет назад, когда я только пришел в компанию, на маленькой кухне того «старого» «Яндекса» на улице Вавилова я столкнулся с Аркашей (именно так называли Воложа — и это считалось хорошим тоном, так же как и Сегаловича называли Илюшей). В позднем часу он кому-то из коммерсантов активно объяснял, почему «Яндекс» не будет делать спецпроект под клиента, даже за хорошие деньги.
Компания тогда была ещё очень маленькой и не прибыльной. Но гордой. Мне отчётливо запомнились две фразы Воложа, которые он тогда произнёс: «Доверие пользователя важнее денег» и «В первую очередь, мы делаем качественный сервис, а уже потом пытаемся его монетизировать».
Прошли годы. Компания вышла на IPO. C нами нет Илюши. К сожалению, нет и Аркаши. В смысле — есть Волож, который сейчас «руководитель группы компаний Яндекс». Но нет Аркаши — лидера компании «Яндекс». Неприятная история с «Кинопоиском» оголила накопившиеся в компании проблемы. История стала следствием, а не причиной.
Застав многие годы и перед IPO, и после, мне хочется уже с чёткой уверенностью заявить, что именно выход на биржи стал роковой для компании ошибкой. У «Яндекса» не было проблем с деньгами. Все потребности в росте и развитии он спокойно покрывал своими заработками. Выход на IPO — результат стремления старых инвесторов сделать красивый «экзит». До сих пор остаётся загадкой, почему руководители компании на это пошли, если доподлинно известно, что в то время были другие частные инвесторы, желающие выкупить доли старых акционеров по оценке, превышающей сумму, которую получили от публичной продажи акций.
Что изменилось бы? Скорее всего, «Яндекс» не потерял бы свою гибкость и автономность в принятии решений и выстраивании процессов внутри компании. IPO — это не только огромные издержки на армию консультантов/юристов/финансистов, это ещё и радикальная смена образа жизни компании, способа мышления её менеджеров. После IPO у тебя больше нет возможности игнорировать то, что скажет о тебе рынок, что подумают люди, стоящие за терминалами в Лондоне, Нью-Йорке и Токио, торгующие твоими акциями для своих клиентов. Мнение пользователей перестаёт быть определяющим.
Фокус сместился в сторону ожиданий инвесторов, которым хотелось видеть у руля не романтиков, а профессионального финансиста Шульгина. И инвесторы победили, что, безусловно, сыграло на руку тому же Google. Ещё несколько лет назад всем казалось, что у «Яндекса» хорошие шансы. Сегодня такой уверенности ни у кого уже нет.
В компании стали «пропадать» люди из старой команды, обитатели той кухни на Вавилова. Глава разработки Лёша Мазуров, глава сейлз-маркетинга Лёша Амилющенко, коммерческий директор Лёша Третьяков, финансовый директор Лена Чабунина и главный редактор, а, по факту, «мама» «Яндекса» и хранитель духа компании — Лена Колмановская. Причём исчезали они достаточно странно. Тихо. Сотрудникам даже не объясняли, что произошло.
«Яндекс» всегда был силён своей культурой и ценностями, которые объединяли людей. Не секрет, что до первых нескольких сотен сотрудников набор происходил по принципу «В первую очередь берём друзей и знакомых текущих сотрудников, чтобы люди были гарантированно близки по ценностям». После IPO на место покинувших компанию пришли те, кого инвесторы считают профессионалами. Люди, не знающие, что значит быть «яндексоидом». Разработка оказалась под специалистом из Microsoft, коммерцию возглавляет человек, который управлял несколькими супермаркетами в Москве, маркетингом занимался (до недавнего времени) человек, 20 лет возглавлявший офлайновое рекламное агентство. И во главе этого всего теперь стоит Шульгин, отвечавший до прихода в «Яндекс» за финансы в Coca-Cola. Возможно, все они хорошие ребята, но при чем здесь «Яндекс»?
Решение перезапустить «Кинопоиск» с целью заставить аудиторию проекта покупать фильмы, забыв о прилипших к википедийной структуре пользователях — вполне в духе времени нового «Яндекса». Если посмотреть на действия топ-менеджмента за последние 3-4 года, все они, к великому сожалению, с привкусом решений не лидера, а финансового наймита.
Не соответствуем ожиданиям инвесторов? Давайте покупать игроков рынка. NASDAQ любит покупки и всегда оценивает их положительно как показатель агрессивного поведения компании. Накупили на $100-200 млн компаний (SPB software, Auto.ru, «Кинопоиск») — годовые ожидания выполнили. Нужно увеличить сборы с рекламы? Давайте сделаем рекламные блоки идентичными выдаче результатов поиска, без номеров и явного разделения, несмотря на твёрдую в прошлом позицию Воложа ясно разделять поисковый продукт и коммерческие блоки. Надо повысить маржинальность компании на коммерческих сделках? Снижаем комиссию агентствам, не задумываясь, что в долгосрочной перспективе это приведет к уменьшению доли «Яндекса» в медиапланах этих же самых агентств. И вот на носу очередная отчётность за 2015 год — значит нужно отменить с сентября все скидки для клиентов «Директа».
Очевидно, рано или поздно у финансистов закончатся трюки. Новому «Яндексу» Шульгина придется предстать в полный рост перед рынком. И почему-то уже сейчас есть опасения, что король окажется голым.
Я лично знаком с сотней «яндексоидов», которые с разными настроениями ушли из компании после IPO, но все мы очень скучаем по той компании. Не той маленькой, а уже большой, но дерзкой, ценящей пользователей. С лидером и принципами. Несмотря на всё это, мы продолжаем любить компанию и переживаем за неё.
«Яндексу» нужен Аркаша. Кажется, это единственный способ вернуть компанию, которая уже так давно не побеждала. Но каждый раз, когда я задумываюсь о вероятности его возвращения, мне становится искренне грустно.
С уходом из жизни Сегаловича, который был при всех своей не любви со стороны оптимизаторов, человеком который отвечал за всю техническую сторону работы огромной машины по индекации и делал это в целом правильно. Когда его не стало власть полностью захватили маркетологи и начался эрзац. Вместо топ 10 появился топ 20 и даже 25. Вместо продажных 3 месте сверху выдачи появились 6 (3 вверху 3 внизу). Стоимость директа выросла, алгоритмы индексации никто не правит. Острова никто не запустил, всем принялись монетизировать Y словно в последний день. И что-то мне кажется что для Y скоро он настанет
Сверху их больше чем 3, еще подмешивается выдача от маркета и адреса компаний. Скоро и другие еще сервисы подсовывать начнут (есть инсайдерская инфа).
Да, выдача в последнее время огонь. Индексация нового сайта может идти до 1,5-2 месяцев (до появления в выдаче) - это даже с учетом, что у сайта будут естественные соцсигналы (хорошая активная группа в вк).
Приходил ко мне клиент - оказался заражен каким-то вирусом, который нагенерил на сайте несколько тыс. порно-дорвеев. Вылечили в январе этого года. Порно-траф с яндекса (единичный) до сих пор идёт.
В борьбе с сеошниками яндекс готов жертвовать выдачей, лишь бы показать кузькину мать. Т.е. буквально на второй странице нерелевантные сайты (ну нет столько в регионе сайтов по нужной теме), зато наказанные, но релевантные - за пределами топ50.
Получается, что на главный свой продукт - поиск - яндекс как-то подзабил, либо не справляется. Раньше я как пользователь часто не найдя в гугле - уходил в яндекс и находил, что надо. Сейчас такой трюк уже не проходит.
Яндекс. Желтый. Теплый. Ламповый
Был
Комментарий удален модератором
Но есть и плюс. Теперь множество наивных технических специалистов лишатся мечты о работе в "Самом ЯНДЕКСЕ" и растекутся по рынку.
Кто-то будет делать крутые вещи и их труд будет эффективней и полезней, чем если бы они работали в крупной корпорации с её формализмом и раздутым штатом.
Наивные технические специалисты начинают растекаться уже только глядя на уровень зарплаты.
Странная ситуация. Пытаемся сотрудничать с Яндекс Деньги. Делает старап в области краудфадинга. Я.Деньги выпустили новый продукт, который нам так подходит и так сильно необходим. Аппилируемся на подключение, процесс идёт, задаём вопросы, общаемся, плюс/минус активно отвечают.
НО: чопорность биздева удивляет. Далее приходит отказ от службы безопасности. Причины не объясняют. Прозвонив биздеву получаем ответ «мы хотим видеть надёжного партнёра…». НА вопрос кто такой надёжный партнёр, получаем ответ «ну например АВИТО…».
Логично напрашивается вывод, а том что небольшие стартапы могут сразу идти в жопито и/или альфалабораторию или ещё куда. Яндекс превращается в ЖЭК, с чопорностью и неадекватным отношением даже не к клиентам, но что ещё хуже, в партнёрам.
Вообще, их отношение очень похоже на картинку ниже:
Комментарий удален модератором
Про надёжного партнёра звучит и впрямь странно — непохоже на нас. Пожалуйста, уточните ваш ShopID или номер заявки, чтобы мы могли проанализировать ситуацию. И примите наши извинения на всякий случай уже сейчас.
Самые правильные и умные слова.
Но они же это доверие и потеряли впаривая всякие яндекс бары и пихая везде свои сервисы..
Лично для меня Яндекс за последние 4 года только бесит, мне постоянно выкручивают яйца в Директе, раздражает бесполезная техподдержка, печалит поисковая выдача которая часто набита откровенными ГС и мошенниками. Яндекс Деньги со своими процентами за любое движение еще те "ребята". В общем лояльности у меня нет. Работаем, потому что лидер поиска, по крайней мере пока что.
Ещё очень бесят - Яндекс.Элементы! Один раз галочку пропустил... Переустанавливал браузер!
А почему анонимно?
Комментарий удален модератором
И правда. Почему нет скана паспорта в статье?
верните стену
Это Вы Аркаше или Воложу?
Сегодня утром закидывал деньги на Яндекс Директ. Деньги не поступили на аккаунт, но банк их списал. В банке сообщили, что деньги система зарезервировала, но Яндекс не дает ответа. Написал в техническую поддержку, но Яндекс уже 8 часов не дает ответа.
При Аркаше такой фигни не было...
Недавно заказал выписку по карточке от Яндекс.Денег. Ответили через три недели вопросом "вам ещё актуально?"
Недавно взломал акк в Webnames, изменили почту. Казалось бы причем тут Яндекс, но мы все знаем что при Аркаше такой фигни не было ...
Это ваша фигня полная фигня.
Комментарий удален модератором
Алексей, деньги дошли, проблема решилась?
А с чем связан такой жесткий наезд на Яндекс в последнюю неделю? На каждом сайте про то, какие они плохие. И не дают зарабатывать SAPE и SEOPult'у, и сошники в ярости, что купленные ссылки не дают результаты, и вебмастера, что теперь их сайт в день приносит только 26 рублей на продаже ссылок. А еще был, кстати, наезд на Яндекс.Вебмастер, что интерфейс и функционал чуть ли не на уровне начала двухтысячных. Про Кинопоиск - только ленивый не видел статей и что редизайн не удался, что новая концепция не катит, что ответственная уволилась и ей шлют письма с угрозой, что оставшаяся старая команда Кинопоиска была уволена за переписку в Скайпе. Теперь главная проблема, отдали компанию технарей менеджерами. Почему прорвало?
так всегда и бывает, сначала накапливается потом прорывает. у яндекса накопилось и бомбануло сейчас. так вышло. то что нужно что то делать с управляемостью очевидно многим.
И — Инфоповод. На волне КП стали накидывать все, кому не лень.
Комментарий удален модератором
Примерно год назад поймал себя на мысли, что перестал пользоваться поисковиком яндекса... При чем это произошло совершенно непроизвольно, просто поиск стал неудобным, еще дурацкая и навязчивая реклама браузера раздражает до блёва...
Как-то так.
Монетезируйтесь дальше!
Это просто бизнес. Если есть способы и возможности увеличить прибыль, то почему бы ими не воспользоваться. Все теплое и ламповое оставьте в СССР.
Есть такое понятие, как лояльность клиента.
С ним тоже не все так хорошо, акции упали с 44 на пике (01.14), до 9. Сейчас малость отскочили на решении ФАС и сделки с Microsoft.
В краткосрочной или долгосрочной перспективе?
А почему всей страной гандошат девочку-маркетолога сайта, и никто, сука, не высказывает своё экспертное мнение по обмудку при Медведеве, который против стимулирования IT профессии в стране?
Комментарий удален модератором
Будет увольняться - выскажем.
Не зашло в этот раз =)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Вставлю пять копеек: в рамках борьбы с "Сапой" Яндекс выбросил из индекса уйму сайтов, торгующих ссылками. В том числе хороших. То есть борьба идёт ценой качества поиска.
Так ссылки портят качество поиска, решение правильное. Яндекс ошибся в том, что отрубанием дохода вебмастеров отвадил самых активных защитников. А сейчас Яндекс уже некому защищать.
ой как здорово писать такое анонимно. И скорее всего обналичив свой опцион засчет IPO
завидуете? завидуйте!
Комментарий удален модератором
В последнее время в Интернете появилось слишком много негатива в адрес нынешней команды "Яндекса". Позволю себе вступиться за ребят. Хотя кто я такой, чтобы защищать их? Однако...
Я всегда (сколько помню себя) пользовался поиском "Яндекса" и продолжаю это делать сейчас. Последние нововведения в этом продукте нисколько не раздражают меня. Скорее, нравятся.
Чего не скажешь, конечно, про электронную почту. Здесь мое предпочтение - сервис Mail.Ru. Хотя, признаться честно, ящик на "Яндексе" у меня тоже есть. На всякий случай.
"Яндекс.Такси" - лучшее, что появилось в последнее время в компании. Жду не дождусь, когда эти "шашечки" "покроют" всю территорию страны. А пока, приезжая в Москву, не задумываясь, вызываю в аэропорт "Яндекс.Такси".
Еще из моих любимых - "Яндекс.Музыка" и "Яндекс.Радио". Долго "шатался" в Сети в поисках комфортного для себя ресурса, позволяющего слушать случайную музыку на выбранную тему. Сейчас же включаю Интернет-плеер и получаю удовольствие.
"Афиша" и "КиноПоиск" в их новом виде меня, конечно, не радуют. И причина этого банальна - они работают лишь для аудитории крупных городов. Мне (в настоящее время жителю провинциальных Березников, тех самых, что в Пермском крае) здесь делать нечего. А жаль. Другого (даже городского) ресурса для поиска расписания киносеансов, спектаклей, выставок просто нет.
В общем, на мой взгляд, ситуация с "Яндексом" сегодня не лучше и не хуже, чем раньше. Она просто другая. Есть сегменты, где компания производит хорошие и в чем-то даже уникальные продукты, и есть точки для роста. Другое дело - старая команда не хочет играть по новым правилам. Но, как известно, на смену молочным зубам все равно приходят коренные...
Зря минусуете, товарищ дело говорит.
Вас правда до сих пор устраивает поиск в яндексе?
пожалуй, да
очень жаль
как раз читаю книжку Эрика Шмидта про гугл, так вот "умным креативщикам" гугла все-таки удалось продать свой план, во главе которого стоит пользователь Гиппопотамам (инвесторам).
А яндексоидам нет, к сожалению
Нифига себе ошибочка - выход на IPO.
Благодаря этой "ошибке" основатели Яндекса стали долларовыми мультимиллионерами. Яндекс последние 15 лет по-сути не изменился.
И вся гениальность и заслуга Илюши и Аркаши только в том, что они вовремя прочувствовали коньюктуру + очевидно у них хватило организаторских и предпринимательских талантов.
Всё дальше от интересов пользователей, всё больше "рекламы" и "монетаризации"
Like.
разве не ты написал?
disrespect 2 u
Не хочу строить из себя эксперта-аналитика, но с какого-то момента все действительно пошло не так. Помню, как однажды нужно было срочно посмотреть схему метро на смартфоне и вместо схемы появлялось предложение установить приложение, которое нельзя было убрать, а места для установки у меня не было. Помню, как презентовали Яндекс.Браузер, слово "табло" до сих пор в ушах звенит, как будто этого, как и всяких турбо-режимов, не было ни у кого до Яндекса.
И вот так по капле все свелось к тому, что что ни новость о Яндексе, то что-то расстраивающее. В общем, как ни банально, но Яндекс не торт, действительно.
Комментарий удален модератором
Так говорите, как будто только Яндекс расположил бары, или же они были первыми. Это был ответ мейлру, тогда бары лепили все, кто мог. В отличие от тех же мейлру, Яндекс хотя бы отказался активно форсить свой бар. Про рекламу - до Гугла все равно далековато. Да, изящности явно не хватает, но они хотя бы не форсят один свой сервис за счёт другого (как Гугл сделал обязаловку G+ для Youtube). Все познается в сравнении.
v
упс. Как это убрать?
Да, яндекс последнее время борзеет с рекламой.
Раньше пользовался поиском яндекса. Но сейчас он навязчиво начал предлагать свою ненужную хрень. От предустановки каких-то модулей до скачивания браузеров..
При аркаше такой херни не было.
Раньше к Яндексу было больше лояльности, чувствовался лидер пусть и со своими недостатками, но он был впереди планеты всей. Сейчас видно что качество выдачи не улучшается, на первых позициях такие бредо результаты выдаются, стыдно.. Вангую...Google раздавит Яшу
Яндико прям.
Like
По делу. Я года два назад на Roem ещё ванговал про успехи Шульгина. Жаль, что сбылось.
Интересно, есть разница между номенклатурой СССР, которым всё равно было, чем руководить и данными менеджерами? Что банно-прачечный комбинат, что Яндекс.
яндекс уже не тот. почему Али приходя на рынок России сразу делает партнерку, а почему Яндекс забрал скидки у агентств? Жесть короче
У Али партнерка не для России, а для всех, российкие CPA ее просто "реселлят". Но в целом у Али действительно и сайт под Россию специальный появился - iTao, интерфейс нормально перевели. В Яндексе "эффективные менеджеры" судя по всему думают что "и так сожрут", мы монополисты итд.
чето все накинулись на яндекс из-за кинопоиска.Мы всей дизайн командой считаем что была проделана большая работа и стало значительно лучше. Наши люди умеют только хаять
а что вы думаете о санкциях и импортозамещении?
Ахахах
Сега. Статья всратая...
неужели уже не торт
коллеги, сорри за опечатки. с мобаил писал(
Комментарий удален модератором
Кто нибудь может сказать, как вели себя акции Yandex, после и до шумихи. Как это отразилось на их акциях?
Комментарий удален модератором
Акции выросли.
Ни одного увлекательного бесплатного развивающего ресурса для детей Яндекс так и не создал. Живёте одним днем, для себя, руководствуясь мелочными меркантильными интересами. Пройдет лет десять еще, вырастут, и поблагодарить будет не за что.
Действительно, релевантность поиска Яндекса весьма ухудшилась после Минусинска. Стоит добавить недружелюбность поисковой машины к веб мастерам, вопиющее уничтожение легального бизнеса, и не единожды ( я про яндекс такси), да и пртметивнейшие способы продвижения. Меня особо раздражает, когда в программы встраиваются всяко разные Яндекс бары и браузеры, незаметные галочки, с целью без согласия пользователя установить своё ПО.
вот книга Соколова про Яндекс http://aldebaran.ru/author/sokolov_mitrich_dmitriyi/kniga_yandeks_kniga/