9 шагов для запуска корпоративного акселератора
Многие корпорации интересуются акселерационной моделью развития проектов, ведь акселератор - это отличное решение для быстрого и четкого развития идей, адаптации технологий, тестирования бизнес-моделей и эффективного внедрения проекта в бизнес-структуру организации в условиях рынка и с учетом потребительского спроса.
О том, как запустить корпоративный акселератор рассказывает Замир Шухов, генеральный директор и партнер Global Venture Alliance.
Шаг 1 "Цель и фокусировка"
Для начала корпорация должна подумать над целью и технологическим фокусом будущего акселератора. Они должны быть взаимосвязаны со стратегическими задачами и приоритетами развития самой корпорации, что позволит увеличить позитивный "выхлоп" от реализации акселерационной программы. Кроме того, они должны быть заточены на одновременном поиске необходимых инновационных проектов для достижения существующих KPI и оптимизации затрат по итогам реализации акселератора.
Как правило, существует две ключевые цели создания подобного акселератора:
- «Технологический радар» - то есть быстрый и четкий поиск новых возможностей, идей, продуктов, технологий или решений под конкретные задачи корпоративного Заказчика;
- «Катализатор развития технологий»: стремительная доработка внутрикорпоративных идей до готовых технологий и их коммерциализация.
Шаг 2 "Запрос"
До запуска акселератора корпорация должна выявить наиболее готовые внутренние ключевые направления, подразделения и дирекции для интеграции инновационных решений, выделить на акселератор значительные собственные ресурсы и привлечь сторонние, при этом ставя работу с инновационными стартапами или внутренними инновациями в приоритет. Если ресурсов, мотивации и готовности внедрять инновации достаточно, корпорации следует сформулировать четкий и конкретный рыночный запрос, сформировать треки акселерационной программы и собрать базовую лендинговую страницу, которая будет представлять текущий акселератор. На странице акселератора должна присутствовать информация о программе, заказчике и партнерах, а также контактные данные ответственного лица.
Шаг 3 "Команда"
Команда должна всей душой болеть за конечный результат программы, иметь хорошую мотивацию для поиска подходящих корпорации идей, проектов или технологий и доведения их до необходимого уровня. Если Заказчик не обладает необходимыми компетенциями для организации и функционирования акселератора, то можно привлечь внешних опытных специалистов. При отборе кандидатов вне корпорации определенно стоит обратить внимание на сферы с жесткой конкуренцией и высокими стандартами качества (венчурные фонды, операторы акселерационных программ, консалтинговые агентства). После определения штата акселератора, команда должна пройти специальное обучение, понимать все методологии и инструменты акселерационной программы, освоить стартап-словарь, должна «ощутить», что такое стартап и работа с ним, так сказать, погрузиться в инновационно-венчурную тематику на берегу.
Шаг 4 "Сорсинг"
Это публичная маркетинг и PR – кампания по сбору заявок. Другими словами - это поиск стартапов и их отбор в соответствии с выбранными критериями и последующим отсевом неподходящих предложений.
Информационное сообщение об открытии набора в акселерационную программу должно содержать:
- условия участия заявителей;
- план мероприятий акселерационной программы;
- этапы и сроки отбора;
- указание способа подачи заявки или ссылка на онлайн-заявку.
Наиболее перспективными способами привлечения проектов являются:
- социальные сети;
- тематические форумы и паблики;
- средства массовой информации;
- таргетированные рекламные объявления о начале сбора заявок.
Также информирование потенциальных участников корпоративного акселератора осуществляется с помощью использования ресурсов партнеров и операторов акселерационной программы.
Шаг 5 "Преакселлерация"
После отсева неподходящих онлайн-заявок наступает черед Pre-selection – то есть погружение в специфику работы акселерации. Преакселерационная программа может включать обучающие сессии в формате семинаров, тренингов и лекций по тематикам, позволяющим улучшить стартовые навыки реализации и развития инновационных проектов привлекаемых команд, например:
- оценка потенциала рынка продукта;
- основные подходы к разработке маркетинговой стратегии;
- подготовка к питч-сессиям и тд.
Во время Pre-selection все участники получают баллы за прохождение обучения, а также происходит адаптация стартапов под рыночные условия и подготовка бизнес-кейсов. Преакселерационная программа является вторым этапом отбора команд в акселератор и заканчивается питч-сессией и презентацией проектов участниками.
Шаг 6 "Selection day"
Selection day – это завершающая стадия отбора проектов в акселератор. Во время Selection day проходит презентация стартапов перед руководителями, экспертами бизнес-направлений и топ-менеджментом, то есть корпоративный Заказчик может очно посмотреть адаптированное решение под нужды своей компании. Как правило, это 25-30 компаний, из которых выявляются самые сильные проекты для последующей индивидуальной работы с менторами, коучами и отраслевыми экспертами при запуске акселератора.
Шаг 7 "Запуск акселератора"
Акселератор длится в среднем 3-4 месяца и рассчитан на «допиливание» лучших технологий или решений по итогам Pre-selection. То есть за время работы акселератора продукт проходит все стадии технологической проверки. Основная задача и фокус работы команды, как со стороны стартапа, так и со стороны корпоративного заказчика – запуск пилотного проекта. Стартапы должны запустить пилот, показать работу продукта, снять необходимые метрики и провести анализ полученных результатов.
Шаг 8 "Финал акселератора - Demo day"
Чаще всего на финал акселерационной программы приходит весь топ-менеджмент корпорации, который инициировал и поддерживал стартапы в рамках реализации проекта. В ходе Demo-дня каждый из участников программы презентует свою технологию, рассказывает об исходных данных, формировании пилотного проекта и его результатах. Иногда бизнес-заказчики презентуют проект вместе со стартапом и дают обратную связь о совместной работе. Это хорошая рабочая схема, позволяющая добиться большего эффекта для масштабирования конкретного проекта. Она дает понимание, что заказчик доволен и может дальше работать с этим продуктом или технологией.
Шаг 9 "Работа с выпускниками"
Работа с выпускниками подразумевает собой масштабирование или внедрение лучших технологий по итогам акселерационной программы и является обязательной завершающей частью любого акселератора.
Зачастую участники могут получить следующие «плюшки» от корпорации:
Контрактация стартапов – реализация отдельного крупного совместного контракта;
- Выкуп или частичный выкуп и лицензирование технологии;
- Инвестирование из корпоративного венчурного фонда или прямое инвестирование от корпорации;
Крайне редко в текущих рыночных реалиях:
- Покупка технологии и команды для развития продукта в рамках корпорации.
Вместо заключения
В рамках корпоративного акселератора вы сможете научиться вести бизнес в конкретной сфере и на конкретном рынке. В таком случае придется адаптировать свой продукт под корпоративные нужды Заказчика, но высок шанс получить выгодный контракт, найти клиентов или масштабировать свой бизнес.