Офтоп
Anastasiia Grekova

«Настоящие менторы никогда не берут деньги за свою помощь»

Предприниматель Артем Велькер подготовил для vc.ru колонку о менторстве: пять правил для тех, кто хочет извлечь из этого пользу. Они подойдут не только тем, кто сам дает людям советы, но и тем, кто нуждается в помощи ментора.

Несмотря на то, что я продал свой первый технологический бизнес более семи лет назад, все последние годы такие понятия, как mentor и coach оставались для меня пространными терминами, которые в большей степени являются уделом разнообразных «говорящих голов».

Меня терзала неопределенность. Вдруг за этими понятиями все-таки скрывается реальный бизнес-инструмент? Вдруг я упускаю из виду великолепную возможность для буста себя или своих проектов? Вдруг все это время я ошибался?

Я крайне любопытный персонаж, люблю все тестировать, желательно масштабно и с размахом. В конечном итоге, все это вылилось в то, что всего за один год я дал суммарно около 40 менторских сессий в рамках акселераторов в Азии, Европе, США и России. И еще четыре раза находил менторов лично для себя и своих проектов. Я извлек несколько уроков, которые научили меня понимать, что отличает bullshit-менторство от реального бизнес-инструмента.

1. Конкретная цель

Люди просто обожают тусоваться без всякой цели! Как-то заглянув на демо-дэй в Lisbon Challenge, я задумался о том, что происходящее больше похоже на утренник, а не на бизнес-мероприятие. Иногда возникает ощущение, что люди ищут менторов, потому что они страдают от одиночества, так что порой во время таких сессий я чувствую себя больше психологом на приеме, нежели бизнес-партнером.

Например, однажды ко мне обратился создатель некоего «медиа-приложения». По словам автора, еще в 1997 (!) году он разработал алгоритм, который позволяет в реальном времени работать с визуальным контентом — картинками и анимациями.

Узнав о том, что в 2015 году существует Instagram, Pinterest, а также около сотни визуальных редакторов, он был весьма обескуражен. После чего еще 30 минут мы обсуждали, как такое могло произойти, и почему технологии теряют свою ценность за 18 лет пребывания «в дремучем в чулане».

В то же время, менторство ни к тусовкам, ни к общению без определенного формата не имеет никакого отношения.

Это очень конкретный инструмент, который всегда имеет одну цель — сделать быстрый скачок в рамках конкретного бизнес- или персонального испытания за минимальный промежуток времени, используя опыт человека, который имеет успешные кейсы в данной сфере.

2. Конкретный формат

Второй урок я называю «заяц долбит в барабан». Молодые (и не только) предприниматели и стартаперы полагают, что все вокруг им обязаны. И сам факт того, что человек согласился стать их ментором, автоматически означает, что его можно по поводу и без повода долбить в Facebook, Linkedin, по почте, «ловить» на конференциях с очередной пачкой вопросов и мыслей.

Это неверный подход. Моя скромная практика показала, что: Менторство — это как permission marketing. Вы спрашиваете, если вам дали на то разрешение; Вы всегда придерживаетесь конкретного формата, который является результатом взаимной договоренности.

Нужно выбрать формат, который сулит выгоды обеим сторонам.

Например, когда я хотел получить себе в менторы крупную звезду или эксперта, я придерживался следующей стратегии:

  • Я писал очень краткое письмо в 2-3 строчки максимум, обрисовывающее конкретную проблему, которую я хочу решить. Например: «Я уже отличный спикер с 40 сессиями в год, но мне нужен совет, как не выглядеть идиотом на Tedx в Сан-Франциско»;
  • Я четко обрисовывал, почему именно мне нужно помочь («Я пока единственный представитель индустрии со своим мировым туром, так что это крутая возможность для вас попробовать свои идеи для аудитории в Европе и Азии»);
  • Последний шаг — выгода для ментора. И, да, это не деньги. Для моего ментора это было расширение его списка партнеров, добавление ученика себе в портфолио и возможность отточить свою экспертизу на новых рынках.

3. Конкретная экспертиза

Греческая мудрость гласит, что человек может преуспеть в четырех, максимум пяти навыках. Поэтому я всегда подозрительно отношусь к тем, кто раздает советы одновременно в разных областях знаний.

Поэтому лучший совет — искать ментора не по громкому имени, а по подтвержденной экспертизе.

К сожалению, практика «говорящих голов» крайне популярна. Манера говорить обо всем и ни о чем распространена повсюду, причем не только в России. Людей, имеющих экспертизу в чем-либо, отличить не сложно:

  • Они имеют конкретный фокус. Более чем у 90% он достаточно четко представлен в их LinkedIn-аккаунтах и выражен в реализованных проектах, проданных компаниях, вырученных средствах, поднятых ROI и других метриках, а также реальных отзывах представителей индустрии;
  • Они всегда уходят от обсуждения вопросов, которые находятся вне зоны их компетенции, просто потому что они не хотят тратить свое и ваше время на пустую болтовню.

4. Цена — 0

Настоящие менторы никогда не берут деньги за свою помощь. Поэтому, когда вы становитесь ментором любого международного акселератора, неважно — YC в США, JFDI в Сингапуре, или Lisbon Challenge в Португалии, вы должны подписать (или дать устное согласие) на следующие условия:

  • Вы не пытаетесь продавать ваши продукты или услуги;
  • Вы не пытаетесь продавать командам консалтинг;
  • Вы не ожидаете никакой обратной финансовой выгоды за вашу деятельность.

Обиженные консультанты могут сказать: «Да они просто хотят сэкономить на внешней экспертизе!». Возможно, но это далеко не самое главное.

Реальное менторство всегда бесплатно по 3 причинам:

  • Краткосрочность (менторство заканчивается тогда, когда достигнута цель);
  • Полная социальная и финансовая независимость того, кто делится экспертизой.
  • Высокая степень заинтересованности ментора конкретно в вас, вашей компании, продукте, технологии и прочем с точки зрения долгосрочной стратегии его бизнеса или личного бренда.

5. Конкретная ценность для ментора

Менторство — не альтруизм.

Рассмотрим реальные примеры. В чем была выгода моих менторов:

В силу того, что мои менторы были из США, а я, в свою очередь, был достаточно активен в Азии и Европе, то взаимодействие со мной означало для них взаимоотношения с потенциальным будущим бизнес-партнером на новых для них рынках, возможность испробовать свои техники и приемы на необычных кейсах и расширить экспертизу.

Зачем лично я занимаюсь этим, тратя свое время на помощь другим, да еще и в нескольких регионах? На мой взгляд, это отличный инструмент в силу следующих причин:

  • Полный доступ к уже отобранным проектам из моей индустрии в каждом из регионов мира. Это просто сказка для инвестора, ангела или предпринимателя. Ведь я не провожу сессии абы с кем, а только теми, кто находится в рамках моей экспертизы;
  • Сегодня ты помогаешь кому-то. Завтра помогают тебе. Еще лучше, когда помощь может прийти с трех разных континентов;
  • За последние пару лет благодаря менторским сессиям я отработал сотни разных приемов и стратегий, причем на чужих проектах. Это удобно.
{ "author_name": "Anastasiia Grekova", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u0435\u043d\u0442\u043e\u0440\u044b","\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441"], "comments": 11, "likes": 16, "favorites": 19, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 11571, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Sun, 01 Nov 2015 19:09:01 +0300", "is_special": false }
0
11 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Русский бы язык подучить этому ментору, а то все эти бусты, коачи и демо-деи похожи на булшит

8

Чувак в 2015 году узнал про инстаграм и пинтерест – интересно где об был эти 18 лет...

4

Комментарий удален

Чел скопипастил лидген-статейку с англоязычного сайта и типа стал ментором )) ? Кто бесплатно будет возиться и решать чужие проблемы ? СВОЕЙ мозгой подумай.

До ребрендинга на ЦП было что почитать. Так и хочется цитировать Лаврова.

2

какими проектами известен (или просто занимается) автор?

1

Судите сами... https://www.linkedin.com/in/welker

–1

список внушительный, спору нет. обзорно-новостной портал по "железу" - понятный в целом бизнес. а вот остальное всё как раз про "объединение семантического анализа и биг даты для структурирования пользовательского экспириенса" (утрирую).

2

Аналогично, после статьи заинтересовался достижениями ментора и кроме работы с 3D news ничего внятного и живого не увидел. Более того, не понятна его роль на этом проекте.

1

Комментарий удален

Артем, очень четко и по делу!
Пиши еще! :)

1

Зачем загонять себя в шаблоны в еще только формирующейся сфере. Нашему проекту ментор сильно помог и, конечно же, не за бесплатно. Мне эта мотивация понятна.

0

Говорящие головы - интересный вариант для ренейма одной известной в местных кругах компании). [ГГ]

0

Вот всё жду, когда появится что-нибудь вразумительное и осязаемое. За целый год никого!

0
Читать все 11 комментариев
«Яндекс.Маркет» не может доставить товар

Заказал на яндекс-маркете яндекс-станцию + яндекс-модуль, списать денюжки у маркета личико не треснуло, а вот с доставкой началось откровенное издевательство.

Маркетинг здорового нечеловека: 3 сервиса для автоматизации маркетинга малого бизнеса

Автоматизация, нейросети и вот это вот все, что раньше встречалось в маркетинге только крупного бизнеса теперь стало нормой и для малого и микробизнеса. В первую очередь это касается автоматизации программ лояльности и рекламы, но есть и другие направления. Ниже небольшой обзор новых стартапов в этой сфере.

Скрин личного кабинета
Как не попасть в карьерную ловушку тимлида: личный опыт

Кажется, что тимлиду просто некуда расти: дальше надо либо идти в менеджмент, либо наоборот, становиться узконаправленным разработчиком. По просьбе «Лаборатории Касперского» Евгений Мацюк, который прошел в компании неординарный путь, рассказал о своих карьерных развилках во время и после тимлидства, а также поделился опытом горизонтального роста.

DevOps для бизнеса. Наш опыт и выводы

Обратили внимание, что запросов на DevOps-инженеров с одной стороны стало больше, а с другой стороны, не все кто их ищет, правильно понимают, что такое DevOps и как это работает. Мы собрали и структурировали свой опыт, чтобы разъяснить, в каких случаях нужен DevOps, а когда можно обойтись и без него.

ПСБ запустил личный кабинет для предпринимателей. Там можно следить онлайн за каждым своим терминалом

Сервис предоставляется бесплатно.

Разбор компании AMGEN. Растущая дивидендная компания

Продолжаю разбор Бигфармы. Следующая на очереди компания Amgen. Данный фармацевт удовлетворяет критериям растущей дивидендной акции, имея сейчас уже привлекательную ДД с высокими ежегодными темпами роста дивидендов.

Как AliExpress забрал у меня $300

24.08 - оплачиваю заказ.

Наладили производство подделок и обманули Лувр: как братья из Одессы заработали на фальшивых древностях Статьи редакции

Шепсель и Лейба Гохманы в конце 19-го века продали Франции подделку под видом древней золотой тиары за 200 тысяч франков и ушли безнаказанными, а создатель украшения прославился в Европе — его тиара до сих пор хранится в Лувре.

Открытка с изображением поддельной тиары скифского царя Сайтаферна Amusing Planet
Как OTUS стал платформой для самореализации. История преподавателя

Наш преподаватель, специалист по Data Science, решил поделиться своей историей преподавания. Он рассказал, как пришел в эту сферу, с какими трудностями столкнулся на пути к преподаванию и что ему помогает. А еще поделился советами, как поддерживать внимание студентов и сделать занятия полезными и увлекательными.

Правительство обязало мессенджеры регистрировать пользователей по паспортным данным с марта 2022 года Статьи редакции

Сервисы должны будут запрашивать данные у операторов, а те — предоставлять их в течение 20 минут после регистрации пользователя.

Исследование: сотрудники хотели бы иметь комнату отдыха, бесплатный сок, а работодатели уже готовы покупать ЗОЖ-снеки

Онлайн-сервис доставки продуктов и товаров СберМаркет и исследовательское агентство Research Me спросили сотрудников, как они хотели бы питаться в офисе и что в нем видеть. В опросе приняли участие более 1500 работающих людей по всей России. Сервис также спросил работодателей – В2В-клиентов СберМаркета: что они покупают в офис, что точно никогда…

null