Аналитика гос закупки: импортозамещение и откаты

Аудит бизнес-процессов - это искусство находить заблуждения. А что если бы для процедуры госзакупок его применили не нынешние чиновники, а настоящие профессионалы?

Сейчас главным способом госзакупок является аукцион. Победитель аукциона должен удовлетворять сразу двум критериям:

1. Предлагаемые товары/услуги соответствуют указанным заказчиком свойствам.
2. Самая низкая цена предложения.Таким образом подразумевается, что заказчик получит именно то, что ему нужно по самой низкой цене на рынке.

Однако реальность внесла в эту процедуру свои коррективы:

1. Чиновники стали указывать приобретаемым товарам свойства повышенного комфорта (например, автомобили) или уникальной специфики, которую может обеспечить только "нужная" компания.

2. Стартовая цена аукциона всё чаще указывается намного выше рыночной, едва ли ниже которой победитель за откаты и получает контракт.

В прошедшем 2019 году по данным ЕИС госзаказчики разместили извещения о проведении закупок на общую сумму в 9,6 трлн рублей, а заключили контракты на 7,7 трлн рублей.Объем откатов при этом оценивается по разным данным несколькими триллионами рублей.

А давайте выясним, что же тут не так?

- нет защитного механизма против мотивации чиновников завышать цены, чтобы получать откаты;

- принцип аукциона на понижение цены для госзакупок не даёт никакого эффекта экономии для людей, потому что сэкономленные бюджетные деньги остаются в бюджете, чтобы стать откатом в другом аукционе на следующий год;

- российская экономика получает убытки, когда через госзакупки приобретаются иностранные товары или чиновники получают откаты;

- принудительное импортозамещение не защищает от откатов, что снижает эффективность до уровня приобретения иностранных товаров.

И какое же заблуждение увидит профессионал во всём этом безумии?

Оно заключается в том, что если деньги за госзакупку потрачены, то значит они попали в экономику. За исключением тех случаев, когда приобретаются иностранные товары, потому что сразу понятно, что большая часть этой цены будет выведена из страны.
А на самом деле, например, половина цены стала откатом, и только 30% попали в фонд оплаты труда компании исполнителя. Значит только 30% попали в экономику. Экономика - это зарплаты. Чем выше зарплаты у большинства, тем выше доходы у бизнеса.

Выводы очевидны.

Процедуре аукциона для госзакупок нужен 3-й критерий - доля ФОТ участников аукциона от предлагаемой цены. И побеждать в первую очередь должен тот, у кого эта доля выше.

Если для выполнения госконтракта компания воспользовалась товарами/услугами другой компании, то следует учесть и её ФОТ тоже. Детально в варианты таких расчетов и их подтверждений я вдаваться не стану, потому что в этом нет задачи, которую нельзя решить.

Гораздо важнее отметить, что 3-й критерий позволяет оценить эффективность для экономики проведенных госзакупок, даже если участник аукциона был всего один. Ведь всё равно фиксируется процент - доля ФОТ от цены контракта.
Принуждение к импортозамещению перестаёт быть востребованным, потому что 3-й критерий по определению даёт преимущество отечественным компаниям. Такое гибкое регулирование.

Чтобы изменить законодательство о госзакупках в вышеописанном направлении, нужно составить законопроект и широко его прорекламировать. Реклама позволит собрать общественную поддержку и далее добиться принятия закона. Это целый проект, который требует денег. Политикам по очевидным причинам он невыгоден, а бизнес разобщен и вкладываться поодиночке не будет.

Удачи нам всем.

{ "author_name": "Эдуард Балагуров", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 129683, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 26 May 2020 00:47:15 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку

Комментарии

null