{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

На плечах гигантов: зачем университету инвестиционный менторинг

Дроны Tsuru Robotics на матче всех звезд единой баскетбольной лиги ВТБ

Современный университет — это давно уже место не только для учебы и научной работы, но и для применения результатов того и другого на практике: крупнейшие высокотехнологичные стартап-хабы во всем мире, как грибы, растут вокруг кампусов. Зачем и как Сколтех помогает своим инженерам и биологам строить успешные бизнесы, рассказывает Роман Леонов, заместитель директора по развитию Центра предпринимательства и инноваций Сколтеха.

Роль личностей в историях

Спустя примерно год после основания Facebook 20-летний Марк Цукерберг отказался от 6 миллионов долларов за долю в компании (потому что другие инвесторы ему тут же предложили за эту долю 12 миллионов долларов, оценив весь Facebook дороже). Поведение Цукерберга в этой ситуации настолько впечатлило человека с шестью миллионами —главу компании, издающей газету The Washington Post, Дональда Грэма — что тот предложил бывшему студенту Гарварда безвозмездно, то есть даром, поучиться навыкам руководства бизнесом.

Грэм стал одним из первых менторов Цукерберга и, что, пожалуй, важнее всего, научил последнего выстраивать отношения с менторами в принципе — глава Facebook потом познакомился и с Биллом Гейтсом, и с создателем Mosaic и венчурным инвестором Марком Андриссеном, и со Стивом Джобсом. Причем, как отмечает Inc., для самого Грэма это общение тоже в итоге оказалось полезным: он сумел проникнуться технологиями и культурой Facebook ещё до того, как этот сервис стал влиять на судьбу журналистики во всем мире.

Подобными историями полна вся Кремниевая долина, причём часто они разворачиваются в университетских стенах. Уильям Хьюлетт встретил Дэвида Паккарда на занятиях у преподавателя электротехники в Стэнфорде Фредерика Термана, который опекал молодой дуэт и затем лично инвестировал в результат знакомства — гаражный стартап на улице Эддисон-Авеню, дом 367. А несколько десятилетий спустя Стив Хаффман и Алексис Оганян на весенних каникулах удачно сходили на лекцию программиста Пола Грэма: Грэм предложил им подать заявку в только что созданный им стартап-инкубатор Y Combinator, а в итоге сам и придумал слоган их будущего продукта, Reddit — «первая полоса Интернета».

Экосистема на кампусе

Университеты очень быстро сообразили, что эту serendipity — когда нужные люди встречают друг друга, и случается особая научно-техническая магия — можно и нужно культивировать, например, сводя вместе этих нужных людей. Стартап-акселераторы уже появились во всех вузах, которые до этого хоть раз кто-то знаменитый бросил, не доучившись, ради собственного бизнеса, а бизнес-школы теперь учат не только микро- и макроэкономике, но и отношениям ментора и менти.

Фредерик Терман навряд ли использовал слово «экосистема» (всё же он был инженером-электротехником, а не экологом), но и он, и те, кто помогал стартаперам после него, осознавали важность выстраивания этих самых экосистем, в которых студенты и преподаватели, предприниматели и инвесторы, Марки Цукерберги и Дональды Грэмы могут встретиться как случайно, так и намеренно. И чем гуще сеть связей в такой экосистеме, тем эффективнее она работает — тем больше стартапов в ней прорастает из «посевной» стадии.

В апреле этого года вице-президент Сколтеха по интеллектуальной собственности и связям с международным бизнес-сообществом и директор университетского Центра предпринимательства и инноваций Лоренс Штайн и Владимир Сакович, генеральный директор платформы Skolkovo Ventures, решили, назло коронавирусной самоизоляции, протянуть ещё одну ниточку в сколковской экосистеме инноваций. Эксперты инвестиционной платформы с VC-фондами более чем на 5 миллиардов рублей теперь бесплатно консультируют стартапы, созданные студентами и сотрудниками университета.

Чем пригодятся менторы

Инвестиционный менторинг — это не просто помощь с дизайном идеального питч-дека (хотя и это тоже полезно, отмечает соучредитель стартапа Head Kraken и профессор Сколтеха Евгений Бурнаев). Менторы помогут подготовить финансовую модель и научат общаться с потенциальными инвесторами. В конце концов, они объяснят и покажут, как извлекать пользу из менторинга и выстраивать такие отношения и в будущем.

Компаниям-резидентам Сколково, уже прошедшим через инвестиционный менторинг, есть что предъявить: после него они привлекли в сумме более 3 миллиардов рублей инвестиций — и хотя «после» не обязательно значит «вследствие», известное исследование Endeavour Insight намекает, что ментор у основателя стартапа примерно втрое повышает шансы на успех компании.

Директор по партнерствам Центра предпринимательства и инноваций Сколтеха Дмитрий Пирадов говорит, что университет считает поддержку от Skolkovo Ventures «одной из важнейших основ успеха для привлечения компанией инвестиций»: менторинг, по его мнению, поможет стартапам проработать концепцию их дальнейшего развития, модель монетизации и возможный выход на международные рынки.

Снять сливки и сэкономить время

Skolkovo Ventures же предпочитает присматриваться к молодым компаниям Сколтеха как можно раньше — чтобы когда кто-то приглянется им как потенциальный объект для инвестиций, войти как можно раньше, объясняет управляющий директор Skolkovo Ventures Станислав Колесниченко. «Мы знакомимся с основателями стартапов, понимаем их перспективы, рассказываем им, как быстрее и качественнее расти для того, чтобы быстрее добежать до той стадии, когда мы готовы будем их финансировать», — говорит Колесниченко.

Хотя многие инвесторы говорят, что готовы оценить и прокомментировать проект, на деле качественная обратная связь — редкое и дорогое удовольствие, которое участникам программы инвестиционного менторинга Сколтеха и Skolkovo Ventures достанется бесплатно.

Менторинг, по словам Колесниченко, также здорово экономит самый ценный ресурс любого стартапера — время: «Наша реальная жизнь всегда отличается от того, что мы читаем в книжках или статьях об успешных кейсах, мы часто недопонимаем, какой объем работы и навыков и компетенций требуются от основателя, чтобы привлечь успешный раунд инвестиций. Получая фидбэк на очень ранней стадии — что вы делаете правильно, а что неправильно — от тех людей, которые сами инвестируют в стартапы, основатели не тратят лишнее жизненное время».

Основатели довольны

Программа инвестиционного менторинга в Сколтехе только стартовала, и её первые участники пока довольны взаимодействием с экспертами платформы, хотя и говорят об этом опыте достаточно осторожно. Аспирант Сколтеха Арсений Поздышев (его стартап «Геоном» ищет, как можно применить методы секвенирования ДНК нового поколения для исследований нефтегазовых месторождений), говорит, что он и его коллеги получили «крайне полезные» инвестиционную оценку проекта, комментарии и рекомендации к презентации и другим материалам, а также список профильных фондов, которым проект может быть интересен.

Робототехнический стартап Tsuru Robotics провел несколько встреч со своими экспертами, получив «развернутую обратную связь» по конкурентной среде компании, объему и росту рынка, бизнес-модели и планам развития компании. Кроме того, для дальнейшей работы с менторами основатели компании наметили план действий по привлечению инвестиций в проект.

А Дмитрий Васильев из «Комарика», компании-разработчика устройства для самостоятельных внутримышечных инъекций, говорит, что он и его коллеги после независимой оценки текущей стоимости проекта смогли доработать свою финансовую модель и «сделать предложение для инвесторов более точным и конкретным».

Итого: при чём здесь университет?

Британская экспертная организация Centre for Entrepreneurs в 2017 году выпустила небольшую методичку Putting the UNI in UNICORN (название обыгрывает тот факт, что в английском слове unicorn, которое используют для обозначения сверхуспешных стартапов, «заложено» английское же слово uni, сокращение для университета). Она посвящена внутриуниверситетской поддержке и «инкубации» студенческих стартапов, и в ней можно найти подробности о том, как эта система работает в Великобритании.

Но даже там нет прямого ответа на очевидный вопрос: если мотивация стартапов и венчурных инвесторов, которые хотят встретить друг друга, понятна, то зачем инвестиционный менторинг университету? Попробую предложить несколько вариантов:

  • Поддержка инновационной активности студентов и преподавателей вуза — его такое же конкурентное преимущество в борьбе и за тех, и за других на глобальном рынке, как и перспективные направления научных исследований или комфортная образовательная среда;

  • Поддержка университетских стартапов — это логичный ответ на запрос талантливых людей, ищущих возможности реализации в бизнесе и понимающих, что университет с его кадровыми ресурсами и междисциплинарностью — прекрасное место для поиска единомышленников;

  • Стартапы внутри университета — самые естественные площадки для образовательной практики и применения полученных знаний: инновационный бизнес и сам может стать двигателем прикладной науки;

  • Стартапы — это понятная и выгодная всем форма занятости, чаще всего по специальности, для будущих выпускников вуза (о чем сейчас заботится каждый университет);

  • «Родные» стартапы вовлекают университет в ту самую широкую инновационную систему региона, страны и мира, где он может и искать преподавателей, и даже самостоятельно привлекать финансирование, например, для перспективных исследований и проектов;

  • Успешные компании, основанные студентами и преподавателями в стенах альма матер, — это как выросшие благодарные дети, которые поддерживают университет, в том числе и взносами в его эндаумент (целевой капитал): именно так уже поступила в 2018 году лаборатория инженерного дизайна «Карфидов Лаб»;

  • Современный университет обычно встречается с людьми (как со студентами, так и с преподавателями) на жизненном пике их инновационной активности и готовности стать предпринимателями, и его долг в рамках так называемой «третьей миссии», социальной ответственности и положения в обществе, — поддержать эти стремления.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда