«Начинайте рассказ о своем продукте с рассказа о чужих продуктах»
Десять правил питча от Аркадия Морейниса.
Инвестор Аркадий Морейнис на своей странице в Facebook перечислил правила, которые нужно учесть основателю стартапа, чтобы привлечь внимание инвестора во время презентации продукта.
Редакция vc.ru публикует материал с разрешения автора.
1. У вашего продукта не может не быть конкурентов. Забудьте слова «уникальный» и «не имеющий аналогов».
2. Если у людей есть потребность, то они ее уже как-то удовлетворяют. Прямые конкуренты — теми же способами, которые предлагаете вы. Непрямые — другими способами, но потребность та же.
3. Если конкурентов — ни прямых, ни непрямых — нет, значит, и потребности нет. Раз потребности нет — ваш продукт никому не будет нужен. Большинство стартапов умирает по этой причине.
4. Если нет прямых конкурентов, то высока вероятность того, что они были, но умерли, потому что экономика такой бизнес-модели не сходится. Не знаете их конкретно — не беда. Предположите, что они были, и подумайте, почему их экономика не сошлась. Расскажите, чем ваша бизнес-модель будет отличаться.
5. Начинайте рассказ о своем продукте с рассказа о чужих продуктах. Кто ваши основные конкуренты? По какому параметру ваш продукт лучше с точки зрения потребителя?
Это первый переломный момент. Если вы не рассказали про конкурентов и не объяснили, чем вы лучше их, то дальше слушать неинтересно: либо потребности нет, либо вы не понимаете ничего про потребности и конкуренцию, либо не умеете гуглить.
6. Вы можете быть лучше, чем конкуренты, только за счет того, что вы что-то делаете по-другому или у вас есть нечестное конкурентное преимущество. Нельзя быть лучше только потому, что вы что-то делаете лучше.
Это второй переломный момент. Если у вас нет «чего-то другого» или «нечестного преимущества» — разговаривать дальше не о чем. В продукте нет внутренней ценности, вы просто планируете построить свой маленький свечной заводик на чужие деньги.
7. Где деньги? Опираться на юнит-анализ. Средний чек, стоимость привлечения, экономика одного заказа. Если есть заказы от друзей, знакомых — это не катит. Если бизнес хочет и может расширяться, то способы привлечения клиентов могут быть только платными. «Мы не потратили на маркетинг ни копейки» — это стоп-слова.
Это третий переломный момент. Если вы не знаете, где будете искать клиентов, если не понимаете, во сколько вам будет обходиться один покупатель — то, вероятнее всего, вы будете терять деньги на каждом заказе. Вкладываться в планово убыточный проект неинтересно. Ждать волшебного момента «когда о нас узнают все» — денег не хватит.
8. Что вы сделали, чтобы проверить гипотезу о том, что ваше «по-другому» действительно «лучше» для потребителя? Ссылки на американские аналоги не катят. Интересует только то, что сделали вы с командой. Опросы друзей и знакомых не катят. «Предварительные разговоры с клиентами» не катят. Minimum viable product — это о продажах, а не о разговорах.
9. Если вы не смогли сделать MVP для проверки гипотезы своими силами и своими ресурсами, то у вас неполноценная команда. Либо вы не умеете придумать минимальный продукт, а значит, будете постоянно требовать и прожирать деньги на постройку космолета. Либо у команды нет полного набора ключевых компетенций.
Это четвертый и последний переломный момент. Инвестируют не в идею, а в команду. Если команда неполноценная, то инвестировать не во что.
10. Все остальное — только после этой черты. Показывать продукт — здесь. Детали того, как устроен ваш проект, — здесь. Чего вы хотите — денег, опыта, связей — тоже только здесь.
11. Всегда одевайте яркие рубашки.
На кого?
Всё, вроде бы хорошо, корме двух вещей:
1. Нельзя быть лучше только потому, что вы что-то делаете лучше.
Это в корне неверно, потому что в России 90% людей работают настолько хреново, что достаточно просто делать Хорошо. Не "как у всех", не "так себе, сойдёт", а именно "нормально делай - нормально будет" и "хорошо". Этого достаточно. Остальные делают плохо.
2. "Мы не потратили на маркетинг ни копейки» — это стоп-слова.
Ошибочка. маркетинг может стоить лишь потраченного времени. Тот же лебедев не считает маркетинг за науку именно потому. что если... – см. п.1 – "нормально делай – нормально будет".
Простите за невежество, а у Аркадия есть хоть один проект, который выстрелил?
blablacar
Неужели я один помню историю проекта Price.ru, который от начала до конца сделан силами одного Аркадия Морейниса и куплен компанией Рамблер за 10 миллионов долларов?
Сам Аркадий правильно сказал про "умение гуглить":
Это первый переломный момент. Если вы не рассказали про конкурентов и не объяснили, чем вы лучше их, то дальше слушать неинтересно: либо потребности нет, либо вы не понимаете ничего про потребности и конкуренцию, либо не умеете гуглить.
Комментарий недоступен
Прокапался значит
Правильно ли я понимаю, что эти тезисы главным образом для стартапов, которые основаны исключительно на приложениях для смартфонов и/или на вебсайтах?
Когда речь идёт о создании технологий, в том числе прорывных, вполне логично допускать отсутствие прямых конкурентов, а порой даже косвенных.
Как пример:
1. Плотные голографические воздушные проекции: могут заменить всю систему дорожных знаков, наружной рекламы, стать новой вехой развития телевизоров/мониторов. Такого просто нет. Можно ли назвать баннеры на столбах косвенными конкурентами?
2. Электромагнитные поля на поверхности воздушных/морских/транспортных средств, препятствующих попаданию на камней, пыли, грязи и воды. Можно ли назвать гидрофобные полироли косвенными конкурентами?
3. Высоковольтная беспроводная подача электричества. Таких продуктов нет, ибо текущие технологии дают сверхнизкий ампераж, тоесть де факто не обеспечивают работу электронных устройств. Все на уровне R&D. Ультразвуковое преобразование не универсально и пока не представлено на рынке.
Я уже не говорю о технологиях безболезненного и полного уничтожении раковых клеток, технологиях восстановления приобретённого дефицита иммунитета.
Можно ли утверждать, что отсутствие прямых конкурентов вышеописанных промеров технологий говорит о том, что спроса в них нет? И соотвественно нет потенциала ROI?
Безусловно, принимается во внимание требование к такой операционной себестоимости технологии, которая обеспечит вменяемое рыночное ценообразование с приемлемой рентабельностью продаж.
Я думаю, что для таких проектов у Морейниса просто нет денег. Его удел сайтики и мобильник, почему бы и нет. Инвестор инвестору рознь.
это r&d, когда лет через 5-20 эти проекты станут бизнесом, тогда перечитайте статью еще раз.
Комментарий удален модератором
фотосессии нынче дороги не каждому инвестору по корману
Хм... Представил интервью =)
Начало 2010-ого года
Инвестор: что Вы предлагаете?
Основатель: мобильное приложение-чат, мгновенный обмен сообщениями через интернет, а не по смс, такого в рынке нет
Инвестор: как нет?? Есть соц сети! Есть icq, есть Skype, MSN Messenger, есть mIRC в конце концов! Тем более у вас вообще только на смартфоне, многие же ещё на десктопе работают. Тогда что выделаете лучше? В чем Ваше нечестное преимущество? Какой ARPU?
Основатель: радикально ничего, нечестного преимущества нет, это просто чат, но у нас нет надоедливой рекламы. Выручки у нас нет.
Инвестор: так у вас и монетизации нет! Как собираетесь привлекать клиентов??
Основатель: никак, мы не тратим деньги на маркетинг, люди и так начали пользоваться
Инвестор: ?!?!?!
Инвестор: Спасибо Вам за информацию, но тут нет соблюдения даже ключевых требований к проектам. Мистер... ?
Основатель: Кум, Ян Кум
Инвестор: Спасибо, мы с Вами свяжемся.
В 2010 мобильная аудитория росла такими темпами, что нужно было быть сильно тупым инвестором чтобы рассуждать в таком ключе)
Плюс эти новые мессенджеры цепляли контакты из телефонной книги, не думаю что они наивно позиционировались просто чатом без преимуществ.
Ну так и чем зарабатывает ватсап? Прожигает бабло?
он же был мемчиком тут
Пол Инглиш, основатель Kayak: "Создавая продукт, я не думаю о конкурентах - я фокусируюсь на 3-х основных вещах: команде, покупателях, прибыли".
1. У вашего продукта не может не быть конкурентов. Забудьте слова «уникальный» и «не имеющий аналогов».
2. Вы можете создать у людей потребность. (потребности летать в космос раньше не было)
3. Если конкурентов — нет, значит дорога открыта.
4. Если конкуренты были, но умерли, не переживайте, мы все умрем (но узнать почему, действительно стоит).
5. Сравнительный анализ, хорошая вещь в первую очередь для вас самих.
6. Вы можете лучше только потому, что вы что-то делаете лучше.
Маленький свечной заводик на чужие деньги, может вырасти до размера Фэйсбука.
7. Где деньги? Вот это серьёзный вопрос. Деньги нужно планировать всегда.
8. Делитесь сравнительным анализом с инвестором.
9. Если вы не смогли сделать MVP. Это не смерть. Убеждайте (на бумагу и маркер деньги найти можно).
Будут деньги, команду можно собрать..
10. Просите — денег, опыта, связей.
Если вам отказал Аркадий Морейнис, забудьте его.
Пункт 1. Ваш продукт может быть уникальным.
Хороший шаблон. Позволяет отсечь 99% провальных заявок, сваливающихся на любого инвестора, независимо от того, проекты какого масштаба он финансирует. В оставшемся 1% прячутся исключения из пунктов шаблона - от реального отсутствия конкурентов до "лучший, потому что делаю это лучше других". Собственно, бизнес инвестора и заключается в способности увидеть реальный потенциал проекта, не вписывающегося в данный шаблон, иначе инвестор не будет отличаться от банковского клерка, сидящего в отделе кредитования малого бизнеса)
поздравляю вы отсеяли твиттер фейбук и практически всех единорогов, зато пельменная Ашота попала в 1%
У Аркадия на сайте про бизнес в целом тоже хорошо написано:
1. Единственная цель бизнеса – зарабатывать деньги. Всё остальное – суета.
2. Не надо иметь горящих глаз. Надо иметь холодную голову и железные яйца.
3. Успех в бизнесе – это 10% расчета и 90% упорства.
4. У бизнеса есть только четыре контрольные точки – первые деньги, выход на самоокупаемость, возврат вложений и «зарабатываю». Все остальное – путь.
5. Инвестор рискует деньгами, а чем рискуете вы? Готовы уйти с работы, впахивать 100 часов в неделю за еду, продать машину?
6. Любые деньги, даже инвестиционные, заканчиваются – если к этому моменту бизнес не начнет зарабатывать деньги, то вы умрёте от голода.
7. Начинать новый бизнес – всё равно что смотреть в лицо смерти. Вам будет страшно и тяжело. Бизнес – это не приятная прогулка за инвестициями, а кровь, пот и слёзы.
Мне он Лебедева напоминает
"Бизнес-ангелы" это не ангелы, а демоны из глубин ада, которые дают вам рубль для того чтобы получить потом с каждого рубля $10.
Главная задача стартапера - приносить бабло инвестору. Те кто не приносят денег или приносят их мало - выбрасываются в утиль.
""Бизнес-ангелы" это не ангелы, а демоны из глубин ада"
Сайт Аркадия так и называется - darkside.vc :)
Комментарий удален модератором
+
сегодня прочитал лучший ответ на эту унылую статью:
"5 советов стартапу от основателя сервиса по доставке готовой еды для спортсменов Grow Food Даниэля Гальпера"
https://vc.ru/p/5-galper
очень рекомендую!