{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как лгать при помощи статистики?

В текущие времена постоянной информационной войны всех со всеми считаю необходимым ввести в школьные программу "Критическое мышление" и хотя бы "Основы аналитики" (каждый должен понимать, что такое медиана, квартиль, выборка, когортный анализ). Но пока такого нет – давайте хотя бы периодически качаться в этих направлениях.

How to Lie With Statistics Darrell Huff

Ложь при помощи статистики – это целая наука и есть даже одноименная посту книга на эту тему, но сейчас не о ней, а о том, что в эпоху пандемии можно наблюдать много попыток манипулировать мнением при помощи статистики. Кто-то пытается запугать, другие, наоборот, продолжают убеждать, что от гриппа каждый год всегда столько же людей болело/умирало, и бояться нечего. Я не хочу никого ни к чему склонять в этой инфовойне, но хочу показать наглядно совсем на другом примере, как работает статистика и почему к ней надо всегда подходить со скептицизмом.

Короче, пост для развития критического мышления.

Думаю, многие, как и я, часто слышали утверждение, что средняя ожидаемая продолжительность жизни двести лет назад была 35, а в более древнем мире – вообще 25 лет. Складывается впечатление, будто за мамонтами только подростки и охотились.

На то, что что-то здесь не так, меня натолкнула мысль – а кто тогда детей воспитывал, если в 25 все умирали? Зная, как интерпретируют статистику, я решил почитать материалы на тему продолжительности жизни 200 лет назад и раньше, чтобы понять откуда берутся такие числа.

Что я узнал в итоге.

Средняя продолжительность жизни действительно могла быть 35 и даже 25 лет. Но есть один важный нюанс. В 17 веке в Швеции умирали до 40% всех младенцев, в Германии – до 35%, а в менее развитых странах ситуация была еще хуже. Вполне вероятно, что в более ранние века этот процент был выше. Но суть в том, что если у отца было 10 детей, и 4 из них умерли в возрасте до одного года, а 6 других дожили хотя бы до 60, то средняя продолжительность жизни у всех десяти будет 36 лет. Кстати, для сравнения, Википедия говорит, что, по данным на 2016 год, в Германии детская смертность составила 0,32%, а в Швеции 0,24%.

Раньше ситуация была явно похуже. К примеру, в бронзовом веке ожидаемая продолжительность жизни была около 30 лет, но 15-летние спокойно могли рассчитывать прожить еще 30–35 лет, то есть, дожить до 45-50.

В итоге, главный вывод, который мы должны сделать из статистики средней продолжительности жизни в древние времена: тогда был высокий уровень детской смертности. Но по умолчанию мы делаем другой, представляя, что после 25-30 лет все резко начинали умирать, – в этом и ловушка статистики. Вроде бы тебе не врут, говоря, что раньше средний возраст был 25-30 лет, но мозг сам додумывает ложь.

Так что думайте своей головой и не верьте числам, только потому что это числа.

А закончить этот пост хочу цитатой из упомянутой в начале книги Дарелла Хаффа «Как лгать при помощи статистики»:

Давным-давно, когда Университет Джонса Хопкинса только начал принимать девушек, некто, не испытывавший особых восторгов по поводу совместного обучения, обнародовал данные, ставшие для многих потрясением: оказывается, 33% студенток университета повыходили замуж за преподавателей!

Однако исходные цифры позволяли точнее оценить картину «бедствия».

На тот момент в списке учащихся числились три девушки-студентки, и одна из них действительно вышла замуж за преподавателя.

0
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Koncedailo

"Думай медленно... решай быстро")
Хорошая книга для развития рационального мышления)
Ну и вникать в контекст ситуации, как в случае с девушками/детьми)

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда