«Мы освободимся от бремени принятия решений»

UX-дизайнер Жоэль ван Бодегравен о том, как предиктивные интерфейсы изменят взаимодействие с технологиями.

В закладки

Предвосхищающий дизайн — это, возможно, следующий большой шаг в области дизайна ощущений. «Дизайн, который всегда на один шаг впереди» как называет его гендиректор Huge Шапиро. Звучит чудесно, но куда он нас приведет? И как это повлияет на наши отношения с технологиями?

Я посвятил свою магистерскую диссертацию этой теме, чтобы разобраться как с этической стороной вопроса (так как дизайн бросает вызов всему тому, что придет с развитием предиктивного UX), так и с возможностью применения предвосхищающего дизайна в качестве модели проектирования. Самый важный вопрос для меня — как предвосхищающий дизайн может повлиять на наши отношения с технологиями.

Будущее без выбора

Предвосхищающий дизайн — это перспективная модель проектирования в области предиктивных пользовательских опытов. Смысл этой модели в том, чтобы уменьшить когнитивную нагрузку на пользователей, принимая решения в их интересах.

Несмотря на потенциал технологии, было проведено очень мало исследований о последствиях применения технологий предвосхищающего дизайна и предиктивного пользовательского опыта. Этические проблемы, касающиеся сохранности персональных данных, приватности и частного опыта могли бы задержать развитие предиктивного UX.

Мы шагаем в будущее с технологиями, которые становятся частью окружающей среды, «умными» операционными системами и предвосхищающим опытом. Google Home, Alexa, Siri и Cortana — интеллектуальные личные помощники, которые учатся на нашем поведении, повторяющихся сценариях и статистических данных и, вероятнее всего, в ближайшем будущем станут самостоятельно предсказывать наши потребности.

Предиктивный пользовательский опыт — это подающая большие надежды разработка, которая освобождает нас от бремени принятия решений. Если учесть, что мы принимаем около 20 тысяч решений в день, большинство из нас действительно страдает от такой необходимости.

Меньше выбора, больше автоматики

Предвосхищающий дизайн — это модель проектирования, которая строится на обучении («интернет вещей»), предсказании (машинное обучение) и прогнозировании (UX-дизайн).

Сочетание технологий предвосхищающего дизайна

«Умная» технология, которая стоит за «интернетом вещей» (IoT), учится при помощи наблюдения, а наши данные интерпретируются алгоритмами машинного обучения. UX-дизайн очень важен для обеспечения органичного предиктивного пользовательского опыта, который ограждает пользователя технической стороны опыта. Предвосхищающий дизайн работает только тогда, когда все три составляющие подстроены друг под друга и эффективно используются.

Предвосхищающий дизайн как принцип разработки уже используется в нескольких продуктах, а мы об этом даже и не подозреваем. Такие продукты, как Nest, Netflix и Echo от Amazon являются хорошим примером того, как продукты обучаются, подстраиваются и предсказывают что-то на основе определенных данных от пользователей.

5 соображений о дизайне

Несколько последних месяцев я общался с несколькими экспертами в области UX и AI, чтобы разобраться, какие проблемы ждут нас впереди и какие вопросы надо решить. У меня получилось пять пунктов.

Дизайн против информационной изоляции

Все мы видели, что случилось с Трампом. Информационная изоляция реальна, и большинство из нас вращается вокруг своей собственной «реальности». Эли Паризер в 2011 году описала, как новый «персонализированный» интернет меняет то, что люди читают и как они думают.

Та же самая проблема возможна, когда устройства вокруг нас предвосхищают наши потребности и действуют в соответствии с ними. Из-за информационной изоляции вы застреваете в петле повторяющихся событий, действий и процессов.

Алгоритмы являются причиной этих повторяющихся событий. Алгоритмы — бинарные, и они не способны понимать смысл, стоящий за действиями. Беспокоит то, что алгоритмы не диалоговые. Должен быть способ научить алгоритмы тому, что является правильным, неправильным и случайным поведением.

Внимание на расширенный интеллект (Extended Intelligence) вместо искусственного

Руководитель MIT Media Lab Джой Ито нарисовал очень интересную перспективу, благодаря которой я пересмотрел свои взгляды в отношении принципов дизайна, которым надо следовать. Ито сказал, что человечеству не следует так уж гнаться за робототехникой и обобщенным искусственным интеллектом, а лучше сосредоточиться на расширенном интеллекте.

Именно на нём, потому что в человеческой природе заложено использовать технологию для расширения собственных возможностей. Если наши повседневные дела будут выполнять машины, это будет не свойственно человеку.

Адаптивные алгоритмы делают данные понятными

Используемые в настоящее время алгоритмы являются бинарными и ограничиваются действиями и командами пользователей. Теоретически они считаются «персонализированными» и «понимающими» наши действия, но в реальной жизни они представляют собой нули и единицы.

Алгоритмы не готовы к прогнозным системам и должны стать более адаптивными, чтобы подстраиваться под мотивы и потребности людей. Для того чтобы повысить адаптивность, нужно заново пересматривать цикл обратной связи. Только так люди смогут научить алгоритмы понимать, что им не нравится, и что ещё важнее — почему им это не нравится.

Персонализация делает взаимодействие более похожим на человеческое

«Интернет вещей» растет как рынок. Уже сегодня наблюдается сдвиг от мобильных технологий к технологиям ИИ, что означает, что пользователям будут доступны более персонализированные и уникальные отношения с устройствами.

Когда я опрашивал респондентов и задавал им вопросы о том, как они смотрят на «умные» операционные системы и искусственный интеллект, большая часть людей ссылалась на фильм «Она», когда говорилось о перспективах будущего. И эта перспектива интригует. Однако, если смотреть на последние разработки «умных» помощников, таких как Siri, Cortana и Google Home, понятно, что им не хватает очень важного элемента — персонализации.

Персонализация добавляет огромную ценность нашим взаимодействиям с устройствами, потому что так мы как будто ощущаем присутствие человека. Мы лучше установим связь с устройствами, если у них будет персонализация. Когда я смотрю на сервисы вроде Siri, я верю, что персонализация будет более актуальна в будущем, чем количество гигабайт.

Доверительные отношения через передачу персональных данных и за счёт прозрачности

Сегодня люди должны прежде всего «взломать» собственное поведение в онлайне, чтобы получить правильный контент. Очень расстраивает, когда покупаешь подарок для кого-то, а после покупки тебя заваливает рекламой с этим продуктом (да-да, тем же самым продуктом, который ты только что купил).

Алгоритмы часто неверно интерпретируют мои действия. Им ещё есть куда развиваться. Информационное взаимодействие стало жизненно важным элементом в развивающихся опытах будущего. Респонденты, опрос которых я проводил, говорили о том, что их заботит недостаток прозрачности и контроля, связанный с использованием интернета.

Большая часть персональных данных так и остаются в «черных ящиках». Никто не знает, как наши данные используются и обрабатываются большими технологическими компаниями. Если появятся возможности для автоматизации, то это вызовет больше доверия и распространения технологий.

UX-дизайн продолжает развиваться

Ремесло UX-дизайнеров продолжает развиваться. Растущее количество обязанностей, взаимодействий и форм влияет на подходы к разработке.

Пользовательские интерфейсы, например, все чаще принимают различные формы (например, интерфейсы, управляемые голосом), для которых требуются другие способы дизайн-мышления. UX-дизайнеры всё чаще сталкиваются с вопросами этики, потому что при создании предиктивных пользовательских интерфейсов затрагиваются вопросы конфиденциальности.

Сегодня на заре развития полностью автоматизированных систем, ориентированных на прямое взаимодействие с потребителями, желательно выработать четкое понимание о том, как уменьшить отрицательные стороны дизайна и разработать основополагающие принципы дизайна, так как дизайнеры будущего столкнутся с большей ответственностью в отношении таких тем, как приватность и персональные данные.

Текущего набора принципов дизайна от Rams, Nielsen (1998), Norman (2013) и Schneiderman (2009) недостаточно для автоматизации, потому что в них игнорируются темы прозрачности, контроля, циклов обратной связи и приватности.

Вовлечение дизайна ощущений в контекст автоматизации требует обсуждений и определенных методик проектирования, чтобы уменьшить предсказанные проблемы дизайна.

#Интерфейсы

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0444\u0435\u0439\u0441\u044b","\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d"], "comments": 4, "likes": 12, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 22942, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 22942, "author_id": 2, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/22942\/get","add":"\/comments\/22942\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/22942"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

4 комментария 4 комм.

Популярные

По порядку

5

Тонкий анекдот в тему:

- Давайте определим причину вашего невроза, - говорит психиатр пациенту.
- Скажите, что у вас за работа?
- Я сортирую апельсины.
- Так, так, расскажите поподробнее.
- Целый день вниз по желобу скатываются апельсины, я стою внизу и сортирую их. В одну корзину большие, в другую поменьше, в третью - маленькие.
- Но разве есть причина нервничать на такой спокойной работе?
- Спокойной? Да поймите же вы наконец, что целый день я должен принимать решения, решения, решения!

Ответить
2

Чувак по ходу не сортировал картошку на крупную, мелкую и семенную...

Ответить

Комментарий удален

1

Когда говорят "эксперт в области UX", я почему-то представляю его:

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Есть у кого ссылка на работающий предвосхищающий дизайн? Или пока это только прожект?

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления