«Дорога к успеху вымощена тысячами крошечных нет»

Вице-президент по продуктовому дизайну в Facebook Джули Чжоу о том, почему руководителю важно уметь отказывать и как при этом не показаться слишком самоуверенным.

Джули Чжоу
Джули Чжоу

У меня дома живет очень энергичный ребенок, который недавно научился ходить, так что мне часто приходится говорить «нет» дома — «Нет, тебе нельзя ещё мороженого», «Нет, не стоит прыгать с высокого стула».

На работе же я говорю «нет» гораздо реже. Амбициозные сотрудники очень часто набрасываются на любую возможность показать результат, даже если у них и так работы невпроворот, а менеджеры часто сдерживаются, медлят с закрытием проекта, чтобы никто не подумал, что они навязывают свое мнение.

Однако говорить «нет» не просто разумно — это даже необходимо. Дорога к успеху вымощена тысячами крошечных «нет». После каждого гениального дизайна остается кладбище из ранних отладок и отвергнутых возможностей. Только оставив самые важные элементы продукта, можно сосредоточиться на том, чтобы делать меньше, но лучше. Так как же отточить навык говорить «нет»?

Прежде, чем перейти к этому вопросу, важно понять, что хороший диалог возникает тогда, когда есть хорошие принципы. Если ваша работа имеет цель, если ясна проблема, которую вы пытаетесь решить, и известны критерии, по которым можно определить, что проблема решена, тогда все ваши обсуждения будут основаны на этих принципах.

Это основа, которая лежит под всеми приведенными тут советами. Так что если заранее позаботиться о создании принципов работы, то, когда вы будете говорить «нет», это не будет восприниматься как что-то личное.

Когда говорить «нет»

  • Для «нет» должно быть своё время и место. Если вы находитесь в стадии генерации общих идей, например, проводите мозговой штурм или пребываете в процессе ранних отладок проекта, то это лучшее время для проявления любопытства и открытости.

    Не отказывайтесь от идеи, которая, по вашему мнению, будет плохой, ещё до того, как она окончательно оформилась. Иногда идея, которая кажется вам слишком сложной или, наоборот, слишком простой, может подтолкнуть всю команду к вдохновению и увести от постоянных отладок.

  • Не говорите «нет», пока не изучите идею, от которой хотите отказаться. Идея, которая сначала показалась совсем плохой, если подойти к ней с любопытством, может увести вас совсем в ином направлении. Например, если кто-то описывает новую функциональность, которая кажется вам совсем странной, спросите: «Почему ты считаешь, что это хорошая идея?».

    В результате вы сможете понять концепт или задумку, которые стоят за ней, а это может привести к новым многообещающим результатам. Работа дизайнерского мозга порой загадочна. Прежде чем сказать «нет», попытайтесь зажечь пламя вдохновения и посмотреть, способна ли искра творчества развести настоящий огонь.

  • Не говорите «нет», если вам нечем подкрепить эти слова. На каждое «нет» должен быть аргумент, а слова «Потому что я здесь босс и я так решил» — это не причина. Если инстинктивно вы готовы сказать идее «нет», но не можете привести ничего конкретного, чтобы поддержать свое решение, это знак того, что время сказать «нет» ещё не пришло и пока есть шанс собрать больше данных и отзывов. Лучшие решения принимаются тогда, когда вы полностью осознаете все доступные варианты.
  • Не говорите «нет» мелочам. Если строго придерживаться плана и не позволять членам вашей команды генерировать идеи, то вы сильно ограничите рабочую обстановку. Например, если у инженера из вашей команды есть идея о том, как что-то доработать, и ему очень хочется это сделать, и он может сделать это сам, быстро (то есть это не повлияет на график), и это ни на чём не скажется отрицательно, то такую инициативу надо поддержать.

    Особенно, если это исправит программную ошибку, отшлифует ваш продукт и сделает его использование удобнее. Поддерживайте в вашей команде страсть к улучшению качества продукта. Это очень полезно для создания такой корпоративной культуры, где все чувствуют ответственность за пользовательский опыт.

  • Говорите «нет», когда работаете в режиме предельной концентрации. Если поджимают сроки, если приближается важный этап в развитии проекта или вы готовитесь к запуску, то не время подходить к вам с новыми идеями. Обычно в таких случаях лучше просто сказать: «Пока нет. Сейчас нам нужно сосредоточиться, убедиться, что мы делаем всё, что нужно, для конкретного этапа. Давайте оценим все остальные скопившиеся идеи после того, как уложимся в сроки».

    Возможно, что при таком подходе вы отложите реализацию великолепных идей. Но если вы регулярно оцениваете этапы проекта (например, каждый месяц), такой подход позволяет сохранить концентрацию на действительно важном и избежать неконтролируемого роста проекта. К тому же, когда несколько идей оценивается одновременно, вряд ли опыт можно сделать целостным.

Как говорить «нет»

  • «Нет» не обязательно должно быть связано с негативом. Больше всего «нет» расстраивает, когда оно произнесено как категоричное заявление. Например: «Нет, это плохая идея». Здесь получатель сообщения не узнает ничего нового. Всегда можно связать свой отказ с целями, с тем, какой план действий будет наиболее правильной дорогой на пути к целям и почему.

    С этой точки зрения уже нет «плохих идей». Вместо них есть идеи более или менее эффективные для достижения целей с учетом требуемых усилий или затрат. А это уже продуктивный разговор, из которого каждый может вынести полезную информацию.

  • Убедитесь, что вы говорите «нет» идее, а не человеку. Есть огромная разница между критикой идеи и пренебрежением человеком, который за ней стоит. Очень просто сказать «Нет, мы не должны делать это по-твоему» или «Надо сделать по-моему». Однако постарайтесь не использовать слова, которые свяжут человека с его идеей, потому что это может вызвать обиду и осуждение.
  • Не говорите о своем опыте абстрактно, говорите о том, что происходит именно сейчас. Пусть вы и самый закаленный из всех, кто присутствует в этом кабинете, но доверие к вам будет подорвано, если вы просто скажете «нет», основываясь лишь на своем старшинстве, не давая никаких логических обоснований, как, например: «Нет, я уже десять лет этим занимаюсь, и знаю, что делаю».

    Таким образом, вы не только не делитесь собственным видением ситуации с высоты вашего предполагаемого опыта, но и устанавливаете дистанцию между собой и командой. В те моменты, когда вам хочется обратиться к примерам из вашего прошлого, постарайтесь удержаться и посмотрите на ситуацию с другой стороны.

    Что именно вы пробовали сделать в прошлом? Почему это не сработало? Что в настоящей ситуации напоминает прошлую, что вы можете рассказать о своем прошлом опыте и что подсказывает вам, что нужно делать сейчас? Этот ценный анализ поможет всем извлечь выгоду из вашего опыта.

  • Говорить нет руководителю — это не отсутствие субординации, это ваша работа. Сложнее всего сказать «нет», когда плохая идея исходит от руководителя или членов правления компании. Будут периоды, когда не всё будет получаться. Это как раз и есть время, когда стоит говорить «нет». Если вы слепо следуете указаниям, не веря в то, что делаете, то вы не только работаете не в полную силу, не от души, но также упускаете возможность найти путь лучше и рассказать о нем своему руководству.

    Успешные команды строятся на когнитивном разнообразии, и никто лучше вас не знает всех тонкостей вашей работы. Только сближая разные варианты развития или точки зрения, можно создать пространство для возникновения сильных идей.

55
4 комментария

— Может сделаем удобный дизайн?
— Нет!
...
PROFIT!

18
Ответить

это объясняет почему Facebook такой неудобный

5
Ответить

сразу вспомнила фильм всегда говори да, а вообще нет закалывает характер, учит что иногда надо отказаться от чего-то небольшого ради великого

Ответить

согласен, нужно чаще отказывать, а то потом на шее ездить начинают, с поводом и без

Ответить