Оффтоп Дмитрий Кин
1 735

Путь к ICO – от блог-платформы к блокчейн-проекту (тест по Алексею Кролу)

Чек-лист для проектов, выходящих на ICO – на примере инновационного стартапа

В закладки

В 2016 году мы запустили стартап mapala.net - блог-платформу для путешественников, в котором была успешно реализована монетизация туристского авторского контента. За 10 месяцев более полутора тысяч людей написали свыше 7000 статей о городах, путешествиях и активном отдыхе и получили за это вознаграждение, эквивалентное примерно 2 млн. рублей.

Всё было замечательно - идея, команда энтузиастов с горящими глазами, видение путей развития. Были планы по созданию “конструктора путешествий”, внедрению p2p-сервисов. Мы запустили pre-ICO, предварительный сбор средств на развитие проекта. В нас поверили простые люди, наши пользователи, стали поддерживать проект. Мы продолжали развиваться, работая с теми скромными ресурсами, что у нас были – создали новую версию сайта, тестировали идею с так называемой “очередью бесплатных путешествий” – моделью конкурса, в рамках которого мы публиковали на специальном аккаунте истории путешествий от наших пользователей. Набравшие по итогам голосования наибольшее количество баллов авторы отправлялись в путешествие. Всё было бы неплохо, вот только крупные инвесторы, которых мы пытались привлечь для ускорения работы над проектом, не торопились расставаться с деньгами. Переговоры с ними не приносили успеха.

Путь от блог-платформы до блокчейн-проекта был непростым

Отработать разные гипотезы и проанализировать результаты нам стоило много “крови, тяжёлого труда, слёз и пота”*, пока мы не пришли к верному выводу: нельзя решить проблему потребителей услуг, не решая проблему поставщиков этих самых услуг. Это можно и нужно делать синхронно.

Так появилась концепция TravelChain - глобальной системы данных обо всех потребителях и поставщиках услуг на рынке туризма, построенной с использованием блокчейн-технологии. Разумеется, тут же мы получили критические отзывы и массу вопросов о том, как и зачем мы собираемся выходить на ICO: “А почему ваш токен будет расти в цене? А сколько я заработаю за год? А за два? А почему столько? А вы уверены?..”

Вместо того, чтобы отвечать одно и то же, мы вооружились недавней статьёй известного лектора и кинопродюсера, автора проекта Serendipity Алексея Крола, который прошёлся по диванным экспертам – любителям попиариться за счет критики проектов, выходящих на ICO, вплоть до обвинений в скаме. В своей публикации Крол определил важнейшую составляющую любого инновационного проекта:

Неопределенность следует из природы инновации, когда вы решаете проблему, которую до вас никто не решал. Если в серьезном инновационном проекте вы видите обещания точных метрик - вот это, б@#$ь, СКАМ.

Инновации - это всегда путь проб и ошибок.

Тестирование гипотез вплоть до успеха.

* Я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжелого труда, слёз и пота

Уинстон Черчилль

Мы решили применить 3 критерия Крола (цитаты в начале каждого пункта) к задачам нашего проекта и сделать своеобразный чек-лист перед выходом на ICO. Вы можете использовать наши наработки, чтобы проанализировать готовность своего проекта и не тратить время на диванных экспертов и злобных критиков.

1. Критерий общественной значимости

Задача абсолютно общественно значима, это значит, она не просто даст деньжат, а, возможно, даст market shift

С помощью проекта TravelChain мы хотим изменить облик индустрии туризма, вывести ее на качественно иной уровень. Проект будет аккумулировать данные (пользовательские данные, базы данных профессиональных создателей контента и данные компаний) и обрабатывать их при помощи AI-алгоритмов.

Конъюнктура рынка, с которого будут уходить посредники, уступая место блокчейну и смарт-контрактам, не сможет сохраниться в прежнем виде. Рынок ожидают тектонические сдвиги, и это хорошо, потому что в нынешнем виде он похож на калейдоскоп. TravelChain создаст мозаику из этого хаоса, структурировав данные, и, обеспечив, с одной стороны, их сохранность и неизменяемость в блокчейн-сети, а, с другой – их циркуляцию в системе благодаря встроенным экономическим стимулам. Market shift представляется вполне осязаемой перспективой на фоне подобных перемен.

Эти вопросы помогут вам проверить свой проект по критерию общественной значимости:

  • изменится ли облик всей индустрии с выходом вашего проекта?
  • сохранится ли конъюнктура и отношения участников рынка в прежнем виде?
  • проект помогает только одной стороне (участникам) рынка или нескольким?
  • можно ли ожидать, что баланс сил на рынке перераспределится?

2. Прозрачность проблемы

Проблема, которую решает проект - очевидна, т.е. если для ее объяснения нужно более 10 строчек - это буллшит

Вот как мы проверили этот критерий на примере TravelChain (нам хватило всего 7 строк!):

  • Две трети туристов тратят много времени и испытывают стресс при самостоятельном планировании путешествия. Это проблема.
  • Люди не получают вознаграждения за их персональные данные. Это проблема.
  • Поставщики услуг на рынке туризма вынуждены тратить огромные суммы на рекламные кампании в Google и Facebook, причем эти суммы растут от года к году. Это проблема.

TravelChain нацелен на решение всех вышеописанных проблем.

Путешественники могут начать получать удовольствие от планирования поездок и пользоваться качественными кастомизированными сервисами.

Компании могут иметь доступ к базам обработанных данных, что позволит им создавать персонализированные предложения, и снизить рекламный бюджет.

Эти вопросы помогут вам проверить свой проект по критерию проблематизации:

  • можете ли вы описать проблему не более 10 строк?
  • если спросить других участников рынка, назовут ли они такую же проблему? (сколько участников подтвердят её наличие?)
  • действительно ли проблема не выдумана лично вами здесь и сейчас, а существует уже не первый год?

3. Отсутствие решения на рынке.

Существующего решения просто нет в рамках известных технологических подходов

Есть ещё и третья, не самая очевидная проблема туристической индустрии: существующие игроки не смогут сделать единую базу данных и стандарт обмена, т.к. если кто то из них начнет это делать - он потянет одеяло на себя и остальные начнут сопротивляться. Нужна третья сторона, ею и может выступить TravelChain.

На сегодняшний день ни одна технология, кроме блокчейн, не предлагает комплексного, эффективного и умного решения проблем потребителей и поставщиков услуг на рынке туризма.

Ни одна технология, кроме блокчейн, не позволяет реализовать в индустрии туризма такие задачи, как накопление, обработка, структурирование и сбалансированное распределение данных, а также их защиту от стороннего воздействия.

Ни одна технология, кроме блокчейн, не предлагает новую модель экономики, в которой для выражения стоимости сделки или прав на использование помещения можно создавать и распределять токены, функции нотариусов выполняют смарт-контракты, а обмен ценностями носит публичный характер и записывается в истории транзакций навсегда.

Ни одна технология, кроме блокчейн, не подходит для создания и развития инфраструктуры, в которой участникам для совершения сделок не обязательно доверять друг другу и быть лично знакомыми.

А, значит, критерий решения тоже выполняется.

Эти вопросы помогут вам проверить свой проект на релевантность и нужность решения:

  • нужны ли вашей индустрии новые решения, закрывающие острые проблемы?
  • сможет ли ваш проект занять над-позицию или позицию посредника между существующими участниками рынка?
  • есть ли альтернативные технологические решения на рынке, которые могут конкурировать с вашим проектом?

Если вы успешно справились с ответами на все вопросы и ваш проект удовлетворяет всем вышеуказанным критериям, можете смело готовиться к ICO и заручаться поддержкой лидеров мнений, а на диванных экспертов махнуть рукой.

Дмитрий Кин, блокчейн-евангелист.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Дмитрий Кин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 23, "likes": 44, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 29343, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15388' + '59599') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 29343, "author_id": 120507, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/29343\/get","add":"\/comments\/29343\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/29343"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

23 комментария 23 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
5

Это по крайней мере глобальная тема, а не токен привязанный к песку или бананам

Ответить
5

Очень интересный и перспективный проект.
С Мапалой знаком не понаслышке, сам принимаю участие и публикуя статьи и участвуя в конкурсах.
Однозначно, желаю удачи и рекомендую всем присмотреться!

Ответить
4

В общем-то действительно нужно убедиться в том, что у тебя есть достойный проект, прежде чем собирать деньги на ICO. Об этом как-то в суматохе забывают.
Но есть вопросы оценки проекта и есть вопросы, касающиеся проведения самого ICO. Какой бы ни был отличный и перспективный проект, потенциальных инвесторов интересует простой вопрос: а на что именно можно рассчитывать в случае успеха? Это же элементарный вопрос, ответ на который должен быть также дан в нескольких строчках. Если ответа на этот вопрос нет в кратком и ясном изложении, то это действительно какой-то буллшит. Как на него можно ответить - зависит от выбранной схемы проведения ICO, что собой представляет токен и что он дает инвестору в случае успеха проекта.
Вопросы про потенциальную доходность будут возникать, несмотря на неопределенность будущего проекта. От этого никуда не деться. Поэтому надо иметь хотя бы общее представления о величине рынка в целом и о доле на нем, на которую проект может претендовать в случае успеха. И опять же нужна очевидная связь между успехом проекта и доходом инвестора (например, если токен не меняется в цене, не дает прав на прибыль или долю в капитале, не может быть выкуплен обратно по большей стоимости, то успех основателей проекта не принесет ничего инвестору, кроме бескорыстной радости за ближнего).
И не надо подменять оценку потенциального дохода в случае успеха на гарантию точной суммы дохода. Кстати, точную сумму дохода можно зафиксировать двумя способами: заем под процент или дисконт при продаже токена. Обманом является не фиксация суммы дохода, а гарантия получения дохода - безрисковых вложений. Но поскольку эта сфера с очень высоким риском, то фиксировать какой-то небольшой доход - это отбивать интерес инвесторов.
И не надо бояться критики и сразу же раздавать ярлыки, заранее негативно высказываясь в адрес тех, кто возможно раскритикует ваш проект, принижая значимость их мнения, независимо от того насколько хорошо аргументирована их позиция. Это выглядит как неуверенность и заведомо слабая позиция. Надо обязательно подготовиться к очевидным ожидаемым вопросам, сделав для этого заготовку ответов по часто задаваемым вопросам.
Нужно ли реагировать на критику или ограничиться нелестными эпитетами в адрес критикующих? Надо отделить бессодержательные нападки (в чистом виде негатив) от аргументированных замечаний и скептических вопросов. Негатив в чистом виде можно игнорировать. А аргументированную критику уже смотреть по существу и отвечать на нее исходя из своей выстроенной позиции по вопросу.
Надо быть готовым защищать свой проект, также как когда вы представляете свой проект узкой группе инвесторов или какому-то жюри. Не надо стараться кого-то переубедить, а просто уточнять свою позицию и приводить дополнительные аргументы в пользу своего решения/своей системы, объясняя почему выбран именно такой вариант и почему отказались от других. Надо помнить о том, что у всех решений есть свои недостатки, главное чтобы они не были критическими.

Ответить
2

очень правильный коммент.

Ответить
2

Забавно, что шестеро комментирующих в позитивном ключе - зарегистрированы сразу после публикации статьи. Копирайтеров с мапалы подключили? )

Ответить
3

Иногда жизнь гораздо проще чем кажется)) У нас есть сообщество, статью закинули в чат, некоторые люди решили не оставаться равнодушными и поддержать.

Ответить
3

Не передергивайте. Ничего удивительного в том, что сюда пришли реальные люди с той же Мапалы, нет.
Авторы (заметьте) поддерживающие проект - это хороший показатель.

Ответить
0

Та нет, просто все время просматривала материалы без регистрации, а тут захотелось поучаствовать в обсуждении. Или вы такой вариант не рассматривали?

Ответить
2

Учитывая, что вы состоите в группе MAPALA.NET в ВК - нет, не рассматривал.

Ответить
1

Очередное ведро водяной блокчейн-воды с водяным охлаждением.

Ответить
3

Не ведро воды, а алгоритм. Многим просто не хватает правильной оценки своих возможностей, а тут все ясно и понятно. Во всяком случае материал актуальный для новичков. Плюс в карму автору.

Ответить
2

Ну так если у них ещё и есть машин лёнинг, то shut up and take my money!

Ответить
2

Про заметку Крола в Фейсбуке о признаках скама (аферы).
Нет здесь ни философии, ни мистики, ни сакральности.
Заведомо провальный проект, перспективы которого очевидным образом открываются после анализа ICO, не является однозначным признаком скама. Умысел и желание присвоить средства провальностью идеи/планов не доказываются, кроме того случая, когда в самом плане есть пункт - присвоить деньги (но и такое можно встретить).
Аферы бывают разные по уровню исполнения. Одни очевидны, а другие хорошо имитируют реальный жизнеспособный проект по каким-то признакам, иногда по даже по многим и выглядят респектабельно. Узнать реальные намерения каждого основателя невозможно, нельзя и исключить "смешанных чувств", когда хочется и того и другого. Поэтому скам и заведомо провальный проект - это всего лишь два частично пересекающихся множества.
Какая разница скам это или просто провальный проект для инвестора, если деньги он теряет в обоих случаях? Разница в последствиях для того, собирал деньги для проекта, будут ли его преследовать за мошенничество.
Говорить об инновациях и науке здесь тоже не совсем правильно. Двигать науку и заниматься стартапами - это совершенно разные вещи. Стартап - это попытка воплотить одну конкретную идею/решение (возможно даже полученную из прикладной науки, но наука уже закончилась и начался бизнес). Поэтому неопределенность научных экспериментов тут неприменима. Здесь уже другие неопределенности связанные с качеством управления и рыночными рисками. Брать средства на стартап под конкретный проект и собирать пожертвования на построение вечного двигателя - это разные виды деятельности. Если нужны пожертвования, то надо идти на соответствующие площадки. А ICO подразумевает выпуск токенов, которые должны иметь какое-то назначение, кроме раздачи в обмен на средства инвесторов.

Ответить
0

Правильно, у нас тут инновации с блекджеком и блокчейном, а глупые инвесторы со своими метриками и ROI лезут. Тьфу!

Ответить
4

Почитайте статью Крола целиком, возможно, ваше мнение изменится.
https://www.facebook.com/alex.v.krol/posts/10210265554787868

Ответить
1

Все 6 критериев из этой статьи очень удобны, как раз, для скам-проектов. Да, есть здравые мысли, но в целом - философия, к практике отношения не имеющая.
Про TravelChain толком ничего не написано. Что получит турист и что турагентство? Компании в принципе не любят данными делиться и убедить их будет очень сложно.

Ответить
1

Подробней о TravelChain можно почитать в White paper https://goo.gl/RgtRvg. А также смотрите наш влог - https://www.youtube.com/channel/UC_H12DVknXciy5vbil4OpfA

Ответить
0

А почему все таки планировщик путешествий не создали. По моему интересней было бы.

Ответить
1

Цитирую статью:

"Всё было бы неплохо, вот только крупные инвесторы, которых мы пытались привлечь для ускорения работы над проектом, не торопились расставаться с деньгами. Переговоры с ними не приносили успеха.

Отработать разные гипотезы и проанализировать результаты нам стоило много “крови, тяжёлого труда, слёз и пота”, пока мы не пришли к верному выводу: нельзя решить проблему потребителей услуг, не решая проблему поставщиков этих самых услуг. Это можно и нужно делать синхронно."

Ответить
0

Да, эта темка всегда будет интересной)

Ответить
0

отличная подробная статья! есть на что ориентироваться - пройден долгий путь и накоплен опыт. Спасибо за работу, Дмитрий!

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Дмитрий, спасибо за интерестную тему. Проект перспективный, успехов в осуществлении и реализации всех целей и задач по нему.

Ответить

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления