«Я не следовал за мечтой и создал стартап с более чем 3 млн пользователей»
Основатель сервиса веб-форм Jotform — о том, как создать успешную компанию в эпоху стартапов.
Видели эти мотивационные цитаты о стартапах? Они сейчас повсюду: в ленте Instagram, на кофейных чашках и в статусах друзей. В модных пабликах и блогах нам советуют, что если работать по 80 часов в неделю, следовать за мечтой и упорно трудиться, то обязательно создашь новый Facebook или Amazon.
И многие, начитавшись таких советов, уходят в бизнес совершенно неподготовленные к реальным условиям.
Если вы один из тех предпринимателей, кто спит по три часа в день и седеет раньше времени от постоянного стресса, я хочу предложить вам альтернативный путь.
Именно он привёл меня к созданию сервиса JotForm в одной из самых конкурентных ниш — веб-формах. В борьбу вступили даже «Google Формы» и стали нашим главным конкурентом.
Но мы выстояли в этой битве и продолжаем работать вот уже 12 лет, а JotForm по-прежнему удерживает лидирующие позиции: у нас 3,2 млн пользователей и сто сотрудников в штате. И самое главное — мы не привлекли ни цента из внешних источников.
Но это не история о том, как за один вечер добиться успеха или следовать мечте и сразу же попасть в топ TechCrunch. Я строил бизнес медленно, но при этом не жертвовал свободой и личной жизнью.
Я убеждён в том, что предприниматели должны уметь справляться с трудностями самостоятельно, и мне хотелось бы рассказать, чему я научился.
1. Основная работа не должна быть в тягость
Я написал свою первую программу, когда ещё учился в колледже. Это была бесплатная программа с открытым кодом для студенческого сайта. Когда она набрала популярность, мне начали платить за возможность кастомизации.
Я до сих пор помню своё ликование, когда получил первый чек — огромные по тем меркам 150$. Я ощущал себя на вершине успеха. Вскоре вышла платная версия, которую стали скачивать больше и больше после упоминания в рассылке от SitePoint.
Когда я окончил колледж, у меня возникла мысль рискнуть и работать только над своим продуктом. Но тогда я был не готов — у меня не было уверенности в себе.
Звучит странно, но я не люблю рисковать и не считаю, что каждый предприниматель должен быть бесстрашным мечтателем, который сразу ныряет в омут с головой, не думая о последствиях.
В итоге я устроился на работу программистом в одну медийную компанию в Нью-Йорке, но при этом продолжил развивать собственный продукт.
Несмотря на успешный проект, мне понадобилось ещё пять лет, прежде чем уволиться и основать собственную компанию. На работе я не терял времени зря: учился тонкостям бизнеса, общению и взаимодействию в команде, осваивал новые технологии и улучшал навыки программирования.
Но самое главное — я пришёл к своей идее для бизнеса.
2. Ищите проблемы, а не мечты
В нашей медиа-компании редакторам постоянно требовались веб-формы для голосований, анкет, соревнований и опросов. Это была скучнейшая, монотонная работа, которую приходилось делать вручную.
В итоге я задумался о том, как автоматизировать процесс, и придумал простой инструмент, в котором можно было добавлять поля обычным перетаскиванием и создавать формы даже без знаний HTML-кода.
После увольнения я работал над этой идеей шесть месяцев, а затем в феврале 2006 года выпустил первую версию JotForm.
Это подводит нас к мифу, который мне хотелось бы развеять. Многие предприниматели считают, что существует линейный путь к успеху, состоящий из трёх шагов:
- игнорируй хейтеров;
- наберись мужества уйди с работы;
- работай 80 часов в неделю, чтобы достичь мечты.
Раскрою секрет: если на момент увольнения у вас не будет чёткого решения какой-нибудь проблемы, то напряжение будет расти пропорционально уменьшению количества денег.
С другой стороны, запуск услуги или продукта, которые действительно решают проблемы людей, даст вам отличный толчок на старте.
Например, JotForm решает проблему с созданием веб-форм, которую я сам испытывал на протяжении пяти лет работы. Я знал тех, кому был нужен продукт. Я был уверен, что создал нечто хорошее, и люди захотят платить за мой сервис.
Пол Грэхем, изучающий вопросы разрешения проблем, выделяет три критерия успешных стартапов:
- у них есть продукт, который нужен самим основателям (я хотел автоматизировать веб-формы);
- они могут сделать продукт самостоятельно (у меня были навыки разработчика и нужный опыт);
- мало кто этим занимается (после запуска у меня появились два конкурента, но рынок был свободен).
Выполнить все три критерия довольно сложно, но это стоит того, чтобы немного подождать и придумать нужную идею.
Когда мои доходы от бизнеса сравнялись с зарплатой на штатной работе, я написал заявление.
Так как программа для членства приносила достаточно денег при минимальных усилиях, у меня было достаточно времени и ресурсов работать над чем-то новым.
И я продолжил заниматься повседневными делами: общался с клиентами утром и поздно вечером, а днём разрабатывал платформу JotForm.
3. Избегайте стремительного роста
Почему-то естественный рост недооценивают. И напрасно.
Если вы запускаете бизнес, руководствуясь только мечтами, то его необходимо масштабировать до того, как кончатся деньги. Но если запустить побочный проект, который в итоге станет самодостаточным, то никто не будет над вами стоять и требовать космических продаж.
Развитие компании за счёт клиентов (а не продажи доли инвесторам) тяжелее и занимает больше времени. Но вместе с тем, это и менее рискованно. Клиенты голосуют за ваш продукт заработанными деньгами, а деньги не врут. Если покупатели уже мечтают пользоваться вашим продуктом или услугой, то запускаться будет намного проще.
JotForm я решил развивать постепенно и своими силами: рассказывал о себе в рассылках и на технических форумах. Я не вкладывался в рекламу и не навязывал свой сервис — мне просто казалось, что людям будет интересен новый способ создания веб-форм.
К концу первого года в моём сервисе зарегистрировалось около 15 тысяч человек.
4. Сосредоточьтесь на одной метрике
Я уверен, что нужно заботиться только о том, чтобы бизнес был прибыльным. То есть вы должны зарабатывать больше, чем тратите.
В прессе часто пишут о компаниях, которые получают от инвесторов миллионы долларов и хвастаются, например, количеством привлечённых пользователей. Как итог, у нас сформировался миф, что о прибыльности можно волноваться потом, а самоокупаемые стартапы — это, скорее, исключение в сказочном мире, где законы бизнеса не действуют.
Конечно, каждая ниша уникальна, и таким капиталоемким стартапам, как интернет-магазин, ресторан или розничный магазин действительно могут потребоваться инвестиции.
Игнорируйте сказки о единорогах и стартапах и делайте всё по-своему: обеспечьте прибыльность с самого начала, даже если это будут небольшие доходы; стабильно работайте и не беспокойтесь о «следовании за мечтой», пока не построите прочный фундамент.
Чтобы оставаться прибыльным, в первый год существования компании я принял два ключевых решения:
- Вернулся на родину в Турцию, так как понимал, что мне нужно развивать компанию и нанимать сотрудников, а в США всё было очень дорого.
- Нанял первого сотрудника. Это был огромный скачок вперёд, но у меня было достаточно денег, чтобы выплачивать полноценную зарплату в течение года. Я понимал, что больше нельзя откладывать, так как собирался выпустить платную версию своего сервиса.
Платная версия JotForm вышла в апреле 2007 года, и в первый день мы получили всего трёх платных пользователей. Но это было невероятное ощущение.
Постепенно о нас узнавало всё больше людей, и к концу 2007 года сервис насчитывал уже 50 тысяч пользователей и 500 платных подписчиков.
Если бы я отслеживал «метрики тщеславия», то наверняка подобные достижения вскружили бы мне голову. Но меня волновала исключительно прибыль.
Впереди был долгий путь: нужно было привлечь больше платных пользователей и постепенно расширять базу подписчиков. На это мы и потратили следующие десять лет.
5. Вам не нужно делиться долей в компании
Инвесторы часто обращают внимание на стартапы с двумя основателями с дополняющими навыками. Например, один из них может быть гением в маркетинге, а другой — техническим специалистом. Поэтому чтобы получить финансирование, бизнес-консультанты советуют искать партнёра.
Бизнес-партнеры — это, может быть, и круто, но предприниматели тратят слишком много времени на поиски идеального партнёра просто потому, что инвесторы больше предпочитают такие команды.
Такая цель в итоге может привести к обречённым партнёрствам, скандалам при разделении бизнеса и потерям доходов вместо развития компании и продуктов.
Однажды у меня почти появился партнёр в JotForm. Мы с другом тщательно обсуждали эту идею, но в итоге не сложилось. И это нормально. Мы не держим обиды друг на друга, и я рад, что смог создать компанию на своих условиях.
Зарабатывая больше, чем трачу, я могу нанимать умнейших специалистов и не отдавать им половину бизнеса. Это лучший формат работы.
6. Независимость позволяет сосредоточиться на главном
Я постоянно думаю о JotForm. Нет, я не одержим (разве что немного). Просто я люблю свой продукт и компанию.
Мы заботимся о наших сотрудниках и следим за бизнес-процессами, но в центре внимания всегда находится продукт. Он должен быть удобным и полезным для пользователей.
Это означает, что я сосредоточен на развитии продукта, а не составлении презентаций для следующего собрания совета директоров. Мы реагируем на требования клиентов, а не инвесторов или акционеров.
Существует ещё одна тема, которую редко обсуждают: инвесторы охотнее поддерживают основателей с безупречными резюме.
Я не учился в Гарварде или в Массачусетском технологическом институте, не продавал свой продукт Google, и моя компания не запустилась благодаря связям. И даже если бы я хотел привлечь финансирование от какого-нибудь венчурного фонда, то это вряд ли бы произошло.
На бумаге моя идея не казалась такой уж грандиозной. К тому же я просто не знал, как привлекать инвестиции. Вместо того, чтобы потратить полгода на изучение секретов поиска инвестора и проведения питчей, я работал над развитием продукта и маркетингом.
Когда появились деньги — следуйте за мечтой
Запуск компании — дело нелёгкое. Как бы воодушевлённо и решительно вы себя не чувствовали, впереди вас ждут тяжёлые дни и трудные решения.
Но трудные — не значит невыполнимые.
Нет ничего благородного в том, чтобы работать на пределе и подрывать здоровье в погоне за мечтой. Начните с малого, постепенно развивайтесь своими силами, чтобы избежать застоев и масштабных провалов.
Работа на себя освобождает вас от ожиданий других людей. Именно поэтому девизы вроде «проснись и следуй за мечтой» так популярны.
Предпринимательство обещает вам свободу и контроль над жизнью, но это лишь иллюзия. Если вы занимаетесь своим бизнесом, то понимаете, о чём я.
Так зачем связывать себя с теми, кому нужна только прибыль? Зачем брать чужие деньги и рисковать до того, как будете готовы?
Дорожите своей свободой, следите за собственными ожиданиями и постоянно улучшайтесь.
Вы способны пройти намного дальше, чем вы думаете. И можете сделать это на своих условиях.
Мы с другом сами запустили стартап, привлекли деньги и 13.5 млн пользователей. Никаких нервов и срывов. Чувствуем себя отлично. Вот фото. Нам тут по 22 года.
стартап - 2005 :D
Комментарий удален модератором
Спасибо за лучший пост дня (для меня это уже пн. 28.01, пойду спать).
Лучше явно не будет, сегодня :)
Ну и нахуя все эти сложности? Проще в семье олигарха родится.
Где ты раньше был?
Вот это я понимаю стартапер, не то что некоторые любители биохакинга
Это бизнесмен, а не стартапер.
Есть еще один момент в построении бизнеса, о котором часто забывают сказать.
Подразумевается, что у тебя нет семьи!
Комментарий удален модератором
Личный опыт. У меня 3 дочки. 1, 3 и 5 года - ничего справляюсь. Не шикую, график конечно ужасный, но и не грущу. Но с семьёй теряется мобильность и большой кусок времени на себя, и тут играет зрелость человека. Особенно наверно тяжело инфантильным игоистичным придуркам с завышенным СЧВ. У меня стратегия ровно как в статье у "формошлепа", хотя о нем не слышал, а typeform уже несколько лет пользуюсь. Во ФРИИ не брали, потому что нет партнёра, но мой конкурент который заходил к ним - сдох, а мой сервис нет. В декабре ВКонтакте дал нам грант 800к. Сейчас у нас 1000 клиентов (интернет-магазинов), растём по-немногую, но правда расти и расти ещё. Поэтому все возможно при стечении обстоятельств. И да, я сам все заработал и свои вкладываю, нет у меня покровителей с миллионами :)
Комментарий удален модератором
Держи нас в курсе
Комментарий удален модератором
Коллеги-программисты слишком часто обзывали его формошлёпом
счас бы стартапами называть фирмы 12 летней давности, когда я про Аську в 2006 только узнал -_-
"После увольнения я работал над этой идеей шесть месяцев"
"Когда мои доходы от бизнеса сравнялись с зарплатой на штатной работе, я написал заявление."
Что-то я запутался
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
теперь им объедениться с построителями лендосов и вот они создали вордпресс!
я извиняюсь, но как-то не уловил что такое "программа для членства"....
Ну ты как маленький в самом деле
вероятно, имеется ввиду первая прога для студенческого сайта
Комментарий удален модератором
Шутите вы, а стыдно другим.
Нашёл в похожей статье похожий комментарий: "а как же смузи, питчи, митапы и теслы? Всё то, чем ценен стартап" — прямо готовая фича для машинного обучения))
Цитата: "На работе я не терял времени зря: учился тонкостям бизнеса, общению и взаимодействию в команде, осваивал новые технологии и улучшал навыки программирования."
Как он мог учиться тонкостям бизнеса на работе, если он программист?
Много Вы видели программистов, которых во-первых посвящают в бизнес процесс, а во-вторых они на столько коммуникабельные?
Классический программер - пришел утром и весь день его не слышно, сидит тихо в наушниках, кнопки нажимает. Оно и понятно, чтобы писать код, нужно настроиться на процесс, а если ты постоянно коммуницируешь с кем-то и сосредоточиться на задаче сложно
Я это прочитал так - "на работе я научился тому, что 3 программиста сделают меньше чем 2, а 2 программиста сделают меньше чем 1, потому что будут все время общаться, писать отчеты и каждый понедельник слышать "Концепция изменилась"
Годнота. В ней не столько эмоций, как в тексте про основателей Амперки, но посыл схожий.
Была ещё похожая статья про парней из MailChimp: https://vc.ru/18990-mail-chimp
Впервые узнал об этом сервисе. А буквально вчера о новом от Adobe https://www.typeform.com/ Оба платные, а гугловские формы бесплатные, но на вкус не всем подойдут.
а код экспортируется в html/css/js ?
Если нет, то сервис так себе, сугубо для маленьких бизнесов.
Про Typeform стыдно не знать. Другое дело, что Jotform (о нём я тоже узнал из этой статьи), в отличие от Typeform, кажется, так с 2006 года и не переписывался. Выглядит так себе, про отсутствие конкуренции тоже неправда — их сотни.
Комментарий удален модератором
херню чел сказал.
разве что у себя в зимбабве (турции) он так может делать.
"умнейшие специалисты" в развитом мире получают и топовую зп и бонусы и долю.
все вместе, да. поэтому умнейших он никогда не получит с таким колхозным подходом.
Комментарий удален модератором
Статья правильная - реальная и практичная. А то все только придумая что-то прмитивно-убогое тут же в поиске инвесторов отправляются. Иногда даже каких-то дурачков с деньгами разводят, но это больше по знакомству бывает
"спит по три часа в день"
Еще не дочитал, но чтоб мысль не потерять решил закомментить.
Первая мысль о таком человеке - это леньтяй, живущий на расслабоне. Ну т.е. ключевым словом было "день". Подумал, ну типа чел такой выспался, и днем помимо этого еще по 3 часа спит :)
Комментарий удален модератором
M I’mzm
Izzs
M l
Комментарий удален модератором
это метод старпера :)