{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Посмотрим поближе на предстоящее IPO Dropbox'а

Наверное, уже все прочитали новости о том, что Dropbox скоро – видимо, в конце марта – проведет IPO, при этом планирует привлечь $500 млн., а оценка всей компании может составить $10 млрд., исходя из оценки по последнему венчурному раунду.

Мне показалось интересным не ограничиваться только этой информацией, а взглянуть немного вглубь, то есть, в форму S-1 («Registration Statement»), которая с 23 февраля висит на сайте SEC. Документ содержит более 200 страниц и весьма интересен для стартапов, которые работают по «freemium» бизнес-модели.

1) Клиенты. У Dropbox уже более 500 млн. зарегистрированных пользователей, но платящих пользователей всего 11 млн., то есть около 2%. Интересно было бы сравнить эту метрику с аналогами, но я пока не нашел данных. Динамика числа пользователей показана на диаграмме ниже.

К слову, если клиентом Dropbox будет какая-то компания, скажем, с 50 пользователями, то тогда Dropbox считает, что у него есть 50 клиентов, а не один. И если кто-то из этих 50-ти пользуется сервисом еще и сам, то он будет посчитан как клиент даже дважды.

2) Стратегия роста. Dropbox видит несколько путей роста бизнеса – увеличение конверсии в платных пользователей, перевод индивидуальных пользователей в корпоративных, расширение функционала по запросам пользователей (например, встраивание медиа в «Papers»), расширение экосистемы через приложения сторонних разработчиков (Dropbox уже получает более 50 млрд. API-запросов в месяц).

3) Персонал. На конец 2017 года в Dropbox работало уже 1858 сотрудников. Компания продолжает набирать, при этом испытывает сложности с набором на местном американском рынке – там не так уж и много свободных и качественных программистов. По данным glassdoor, Dropbox по совокупному уровню вознаграждения программистов (с учетом бонусов и разных выплат) входит в топ технологических компаний. Больше платят только Netflix и Lyft, а вот Uber и Facebook платят меньше.

4) Сегментация выручки. Ни один из клиентов не приносит Dropbox более, чем 1% выручки. В то же время, выручка от клиентов из США даёт совокупно около 50% выручки.

5) Когортный анализ. Диаграмма ниже показывает изменения в поступлениях от каждой когорты пользователей. Когорта – это набор пользователей, присоединившихся к Dropbox в определенный квартал. Видно, что слои на диаграмме расширяются с течением времени – это отрицательный отток (churn). Это означает, что в каждой когорте удается обратить в платящих клиентов (или на более дорогие тарифы) все больше и больше пользователей со временем. Безусловно, это позитивный сигнал.

С другой стороны, если посмотреть на диаграмму еще чуть повнимательнее, то «со второго взгляда» станет заметно, что более поздние когорты расширяются чуть медленнее, чем более ранние. Фактически, почти половину текущей выручки генерируют пользователи, присоединившиеся к Dropbox еще до 2013 года.

6) Метрики и юнит-экономика

В следующей таблице приведены основные бизнес-метрики компании.

ARPU (Average Revenue Per User) – это средняя выручка, CPA (Cost Per Acquisition) – стоимость привлечения. Вообще говоря, для устойчивого роста ARPU должно быть больше CPA. Конечно, тут нужно делать поправку на когорты, посмотреть на конверсию регистрирующих в платящих, но в целом, на мой взгляд, новые платящие пользователи дорого обходятся компании в последние два года. С другой стороны, за 2017 год привлечено более 100 млн. просто пользователей и это огромное число.

7) Затраты. Несмотря на существенный рост выручки, компании удается не только не наращивать, но даже и снижать себестоимость (COGS, Cost of Goods Sold) – с 407 млн. $ в 2015 году до 369 млн. $ в 2017 году, что говорит о хорошей масштабируемости с технической точки зрения.

8) Аналоги. Валовая маржа (gross margin) также растет и достигла уже 67%. Это близко к сервису Box, у которого маржа составляет 72%. FCF, свободный денежный поток (от операционной деятельности) достигает рекордных плюс 330 млн. $, в то время, как у Box’а он около нуля. Для компаний, работающих по модели подписки, FCF имеет более важное значение, чем прибыль – в частности, из-за бухгалтерских эффектов признания выручки.

9) Оценка. Если применить мультипликатор (P/S) Box’а к Dropbox’у, мы получим ожидаемую капитализацию Dropbox на уровне около 9 млрд. $. Бизнес-модель компании работает и у нее есть понятные планы развития, IPO должно пройти успешно. Интересно, что компании около 10 лет и она только сейчас становится публичной, но с очень приличной оценкой. Кстати, получается, что Dropbox рос в среднем на 1 млрд. $ в год. Удастся ли расти в будущем быстрее? Посмотрим.

0
1 комментарий
Alexander Kalinnikov
Автор

28 февраля я писал, что ожидаемая капитализация Dropbox должна быть на уровне около 9 млрд. $ (см. выше). 23 марта мы узнали, что по итогам размещения Dropbox была оценена в $9,2 млрд. Таким образом, этот прогноз оправдался. Ввиду дефицита "крупных технологических IPO", акции Dropbox существенно подскочили - вначале на 50%, потом чуть снизились, но все равно округленно получается примерно +30%. Тем не менее, остается ряд внутренних факторов, на которые стоит посмотреть инвестором более внимательно. Я писал об этом писал в заметке, см. выше. Оптимизм может приводить к завышенном ождиданиям.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда