{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как новые технологии меняют театр

В любой театральной постановке ключевым героем является актер, а самым важным результатом - наши смыслы и впечатления от увиденного. Для усиления эффекта от постановки режиссеры используют декорации и атрибуты. Раньше это были деревянные конструкции, тяжелый бархатный занавес и маски, а сегодня – технологии, позволяющие показать вещи, которых даже нет в физическом мире. Самые передовые примеры того, как новейшие разработки слились с театром и какие новые формы из этого получились - в этой статье.

Декорации, которые нельзя потрогать

Из-за экономических и эстетических соображений около 17% современных театров полностью отказались от материальных декораций и 67% не используют их частично. Затраты на спектакль очень разные: от 300 000 до 20 млн рублей, около 25% из них уходят на изготовление, хранение, транспортировку, ремонт и чистку декораций. В свою очередь оборудование для воспроизведения виртуальных декораций очень компактно и мобильно и может представлять собой всего лишь камеру, но заменить целый фургон антуража. Например, с помощью технологии видеомэппинга создается трехмерная графика высокого разрешения, проецируемая на пустую сцену. Виртуальные декорации сменяются одним нажатием кнопки.

Например, яркое взаимодействие театра и цифровых технологий представляет новая версия оперы «Аида» в Мариинском театре. Спектакль был дополнен фрагментами акробатических номеров знаменитого Cirque du Soleil, а также мультимедийными анимационными декорациями и световыми технологиями. Интересно, что видеомэппинг использовался и в костюмах исполнителей, помогая изменять атмосферу визуального восприятия хода действия.

Мультимедийные устройства и аксессуары

Использование различных периферийных устройств помогает создать дополнительный уровень транслирования информации. Вебкамера, как инструмент интерактивного представления действительности, позволяет включить в спектакль эффект обратной связи с помощью проекции фрагментов движения актеров по сцене и элементов актерской игры. Примером может служить интерактивный перформанс «Music Plays Images Images Play Music», созданный японскими художниками Иваи и Сакомото. На сцене были размещены два больших рояля и экран 8х10м, на который транслировалось изображение с веб-камер. С помощью одной из камер передавали общий план играющих на роялях Сакомото и Иваи, а другими камерами снимали крупным планом клавиши роялей.

Использование телесуфлеров, звуковых технологий подходит для стареющих актеров, у которых могут быть ослаблены навыки памяти. Например, Аль Пачино, играя в «Китайской кукле» на Бродвее, повторял диалоги за оператором через Bluetooth-наушник. Мобильные приложения также отлично работают в случае с театром. Например, позволяют расширять аудиторию спектаклей и делать их доступными для слепых и слабовидящих людей. Мобильное приложение Сбербанка «Искусство. Вслух» для «Золотой Маски» содержит тифлокомментарии — специально подготовленное аудио-описание сцен, действий и объектов, которое помогает людям с нарушением зрения целостно воспринимать театральные постановки.

Смотрим на спектакль через шлем

Благодаря внедрению VR в театре появляются возможности для демонстрации сконструированного мира. Технически данная технология продолжает свое развитие, и на данном этапе для людей со слабым вестибулярным аппаратом - это серьезное испытание. Но тем не менее уже сейчас стало возможным надеть наушники, специальные очки или шлем и оказаться в альтернативной вселенной. Прямого контакта в подобных спектаклях с актерами нет, поэтому происходящее может восприниматься как фильм. Особенное впечатление производит эффекта присутствия, когда зритель оказывается внутри действия. Но в отличие от кино, где нашим взглядом манипулирует режиссер, в театре зритель сам решает, на что обратить внимание: на актеров, на декорации или на соседа. А в более сложных постановках зрителей не ограничивают статичным нахождением в кресле и позволяют перемещаться по виртуальному миру. Так, в Петербурге демонстрировалось мультимедийное театральное шоу «Медный всадник». 3D-эффект создавался в пространстве площадью около 1000 кв. м Этнографического музея. Успех задумки решили продолжать. В постановке Трейси Леттса «Август. Графство Осейдж» в Московском театре им. Маяковского была создана трехмерная инсталляция с большим числом трансформируемых модульных элементов. С помощью компьютерной системы управления осуществлялось движение модулей на протяжении всего спектакля, а в реальный мир были встроены цифровые предметы, которые зритель мог увидеть через специальные 3D очки.

Технология Motion Capture

Благодаря motion capture рядом с живыми актерами на сцене играют виртуальные герои, аватары – трехмерные модели персонажей, полученные путем оцифровки актеров. С помощью особых костюмов, на которые прикреплено множество датчиков осуществляется захват движений и мимики актеров для последующего переноса на компьютерную модель персонажа. В 2011 г. на театральном фестивале High Fest демонстрировался 10-минутный танцевальный спектакль британского танцмейстера Билли Кауина «Танго одиночества» в формате 3D. В зрительный зал был спроецирован сольный танец в исполнении Эми Холлингсуорт. Russian Visual Artists — одна из ведущих российских компаний в сфере использования технологий в театральных постановках подготовили видео-контент для новогоднего спектакля “Снежинка”, проходившего во время новогодних праздников в Храме Христа Спасителя. Были использованы съемки на хромакее и трекинг лица актеров для переноса цифровых персонажей на огромный LED-экран, выступающий основной декорацией.

Электронные проекции

С помощью электронных проекций на экран можно добиться образования «второй сцены». Проекции создаются из реальных фотографий, фрагментов видео, виртуальных и графических изображений. В некоторых постановках используется онлайн рисование, которое дает возможность дополнить смысл повествования с помощью визуальных образов или текстов. Такой экран может стать, например, репрезентацией внутреннего мира героя, его мыслей, фантазий, снов. В Московском Малом театре для спектакля «Дон Жуан» на сцене был установлен большой интерактивный экран. Конкретные и абстрактные изображения постоянно сменяли друг друга, отображались черно-белые рисунки Мефистофеля, тени. Другим примером является постановка Кирилла Серебренникова по пьесе Михаила Булгакова "Зойкина квартира". Представление в МХТ начинается с эффектной черно-белой видеоинсталляции с "летающими" геометрическими фигурами, буквально нападающими на героев. Грандиозная ручная работа была представлена Электротеатром «Станиславский» в спектакле “Проза”: весь текст рассказа изложен нарисованными титрами и сопровожден несусветным количеством движущихся картинок, в которых предстает убогий мир квартир, загсов, жэков, тюрем, столовок и траурных залов.

Возможности кино

TheatreHD – это трансляции в кинотеатры самых известных спектаклей из лучших театров мира: Королевский Национальный театр, Шекспировский театр «Глобус», Королевская Шекспировская компания, Метрополитен Опера, Большой театр, а также спектаклей-номинантов крупнейших фестивалей. Проект TheatreHD включает в себя уникальные фильмы-выставки Фила Грабски, которые позволяют переместиться в самые знаменитые мира и в деталях рассмотреть великолепные полотна Моне, Вермеера, Ван Гога, Рембрандта и других величайших художников, послушать лучших экскурсоводов мира, понаблюдать за тем, как выставка собирается и живет.

В России 4 год подряд реализуется проект «Золотая маску в кино», чтобы дать возможность зрителям, в том числе, в регионах увидеть на экранах кинотеатров шедевры мирового театра и изобразительного искусства. Фестиваль вместе со своим партнером “Сбербанком” проводит показы в более чем в 60 городах России, а также в Украине и Казахстане. Прямые трансляции спектаклей номинантов в кино и онлайн — проект очень затратный, приходится вести съемку постановки примерно с 12 камер из нескольких позиций, чтобы передать картинку с нескольких ракурсов и приближений. Еще одна сложность - работа со звуком. Звук должен максимально точно синхронизироваться с речью актеров.

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда