Оффтоп Илья Бортнюк
2 797

Личный опыт: что нужно знать, чтобы провести музыкальный фестиваль в своём городе

Девять советов о том, как организовать крупный музыкальный фестиваль. Личный опыт организатора фестиваля Stereoleto Ильи Бортнюка.

В закладки

Найдите хорошие примеры

Поездки на крупные европейские мероприятия помогают понять, как выглядит хороший фестиваль. Но только со стороны зрителя. Вы видите, что вокруг приятная атмосфера и люди, хорошая музыка. Но этого недостаточно, чтобы запустить что-то своё.

На зарубежных фестивалях я часто прошу организаторов рассказать мне какие-то детали, пустить на бэкстейджи. Это помогает узнать что-то новое и понять, как это применить в России. Но не избавляет от ошибок и трудностей.

За пару лет организации всё встает на свои места. Именно такой срок нужен, чтобы начать делать что-то более-менее нормальное. С получением опыта от фестивалей в России всё сложнее. Нет каких-то моментов, на которые смотришь и думаешь: «Почему этого никто не сделал раньше».

Определитесь с концепцией

Концепция Stereoleto не меняется каждый год. Можно сказать, что она вообще не меняется. Её очень легко описать: хорошая музыка в хорошем месте с хорошими людьми и атмосферой. Любой фестиваль — это люди. Наша задача, чтобы пришла правильная публика. Она сама создаёт нужную атмосферу.

Главное — музыка. Затем нужно создать комфортное окружение для зрителей. Места, где они могут отдохнуть, поесть, уделить внимание дополнительным развлечениям. Всё это нужно придумать и интегрировать заранее. Чем больше занятий, тем лучше. В этом году Stereoleto пройдёт в Artplay SPb. Это более урбанистическая площадка, так что уклон сделан в аудио- и видеоинсталляции и дизайнерские решения.

Следите за трендами

У организаторов должно быть чувство времени. Нельзя проводить одинаковые фестивали из года в год — всё меняется. Какие-то вещи со временем сложнее чувствовать в силу возраста, но для этого существуют трендсеттеры и люди, с которыми можно посоветоваться. У Stereoleto есть ночная сцена с электронной музыкой. Там свой куратор, который имеет опыт в подобных мероприятиях и знает музыкантов. Это нормально, когда ты прислушиваешься и привлекаешь людей.

Помимо этого должно быть внутреннее ощущение, что ты делаешь всё правильно. Вне зависимости от возраста всегда можно понимать, актуально это или нет. Даже если ты не совсем в теме.

Если посмотреть на лайн-ап 2018 года, можно увидеть там Гречку, «Пошлую Молли» и других исполнителей, которые стали популярны совсем недавно. Для этого не нужно было кого-то спрашивать. В России не так много всего происходит. Если что-то появится, то все начинают об этом говорить.

Найдите площадку

Место проведения нужно выбрать из вариантов, которые уже есть в городе. Делать самому — слишком долго и затратно. Когда нашли, минимальными средствами адаптировать площадку под фестиваль. Физическое состояние площадки должно быть как минимум удовлетворительным. Есть много старых заброшенных заводов и фабрик, но чтобы провести там мероприятие, нужно вложить миллионы. Даже не для того чтобы сделать их удобными, а просто для безопасности.

Но найти проще, чем договориться. Есть прекрасные площадки, но ими управляют люди, которые не готовы идти на контакт. В большинстве случаев говорить придётся с администрацией или организациями, в управлении которых находится площадка.

С чиновниками иногда легче договориться, чем с какой-нибудь структурой. Зависит исключительно от человека. Считается, что договориться с городом можно, лишь собрав гору бумажек. Это миф. Если есть интерес с их стороны, всё пройдёт хорошо. Если нет, то даже с пачкой документов никто не предоставит площадку.

Будьте готовы ко всему

Помимо сотрудничества по площадкам есть другие факторы со стороны государства, влияющие на нас. Сейчас, например, меняется курс евро, а гонорары зарубежным музыкантам мы выплачиваем именно в этой валюте.

Политические события на нас не отражались, но есть истории, когда из-за ситуации вокруг Pussy Riot, присоединения Крыма или каких-то других событий музыканты отказывались ехать в Россию. Сейчас ситуация изменилась, но бывает, что кто-то отказывается приезжать по политическим соображениям. У нас такого не было.

Если говорить про безопасность, то всегда есть полиция. Не знаю как в регионах, но в Петербурге с ними вполне нормально можно сотрудничать. Полиция настроена законно. Она всегда на стороне организаторов. Конечно, в стране бывает, что какому-то исполнителю срывают концерт, и никто этому не мешает, но такое происходит под негласным надзором свыше. Никакие активисты своими ресурсами отменить концерт не смогут.

Соберите команду и займитесь продвижением

На подготовку к фестивалю уходит девять месяцев. Иногда около года. Основная задача — договориться с артистами. Уже сейчас мы думаем, кого можно привезти в 2019 году. Многие музыканты заранее планируют расписание и утверждают туры.

Постоянно в штате Stereoleto работает пять человек. Рекламой и пиаром занимаются сотрудники Doing Great Agency. Весь продакшн на техническом директоре, также есть службы, которые отвечают за свет и звук. Мы — управляющая компания, которая находит правильных партнёров.

Для нас крайне важен маркетинг в социальных сетях. В прошлом году мы запустили проект с цитатами группы «Кино», который был тепло воспринят аудиторией. Проект «Стереоноски» с Александром Гудковым тоже разрабатывался совместно с агентством.

Заводите друзей и учитесь договариваться

В дни Stereoleto в Москве пройдёт три фестиваля. На некоторых площадках выступают те же артисты, что и у нас. И это наша договорённость. С одним из фестивалей мы делим расходы, помогаем оформлять документы. Это плюс и для музыкантов, так как им легче приехать на несколько площадок сразу.

В Петербурге конкуренция есть, но нужно понимать, какая она. Если в один день с фестивалем «ВКонтакте» организовывать мероприятие, то это конкуренция. Но не по публике, а по продакшну и техническим службам. Всегда можно заранее договориться, чтобы не было совпадения по датам.

В первый уикенд после этапа Чемпионата мира по футболу в Петербурге пройдёт шесть фестивалей. Шесть! Компании, которые предоставляют звуковое оборудование, шатры и технику — не бесконечны. И это тоже своего рода конкуренция.

Соблюдайте тайминг и сделайте удобное расписание

У Stereoleto есть мобильное приложение. В 2017 году его скачали более тысячи раз. В нём можно найти ответы на популярные вопросы, купить билет, посмотреть, кто и на какой сцене выступает. Есть оповещения за 15 минут до выхода артиста.

Помимо этого, мы много работаем над тем, чтобы артисты начинали своё выступление вовремя. Представьте себе: у вас пять–шесть артистов на одной сцене. Даже если каждый сдвинется на 5-10 минут — это уже час. Кто-то может не успеть выступить. Надо быть очень точным.

Сейчас отставание от графика составляет несколько минут. Это не так просто делать. Многие фестивали задерживают начало на сорок минут или час, некоторые артисты вообще отказываются выступать.

Привлекайте спонсоров

В 2017 году на проведение фестиваля потратили 35 млн рублей. Чуть меньше половины — деньги спонсоров, культурных институтов и финансирование от города. Чистая прибыль составила 4 млн рублей.

В 2018 году у фестиваля есть титульный спонсор — «Тинькофф банк». В этом году фестиваль называется Tinkoff Stereoleto.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Илья Бортнюк", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 22, "likes": 23, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "flood", "id": 37930, "is_wide": false }
00
дни
00
часы
00
мин
00
сек
(function(){ var banner = document.querySelector('.teaserSberbank'); var isAdsDisabled = document.querySelector('noad'); if (!isAdsDisabled){ var countdownTimer = null; var timerItem = document.querySelectorAll('[data-sber-timer]'); var seconds = parseInt('15395' + '50799') - now(); function now(){ return Math.round(new Date().getTime()/1000.0); } function timer() { var days = Math.floor(seconds / 24 / 60 / 60); var hoursLeft = Math.floor((seconds) - (days * 86400)); var hours = Math.floor(hoursLeft / 3600); var minutesLeft = Math.floor((hoursLeft) - (hours * 3600)); var minutes = Math.floor(minutesLeft / 60); var remainingSeconds = seconds % 60; if (days < 10) days = '0' + days; if (hours < 10) hours = '0' + hours; if (minutes < 10) minutes = '0' + minutes; if (remainingSeconds < 10) remainingSeconds = '0' + remainingSeconds; if (seconds <= 0) { clearInterval(countdownTimer); } else { timerItem[0].textContent = days; timerItem[1].textContent = hours; timerItem[2].textContent = minutes; timerItem[3].textContent = remainingSeconds; seconds -= 1; } } timer(); countdownTimer = setInterval(timer, 1000); } else { banner.style.display = 'none'; } })();
{ "id": 37930, "author_id": 170649, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/37930\/get","add":"\/comments\/37930\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/37930"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199791 }

22 комментария 22 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
7

Прикольно, а где в статье как организовать? Съездить на зарубежные фесты, сходить за сцену (как то), завести правильных друзей (как то), пригласить группы и кого-нибудь на сам фест (круто, а как это сделать?) ?????? Profit

Ответить
0

Если вы не понимаете как познакомиться с организаторами фестивалей, может вам и не нужно этим заниматься?

Ответить
3

Если я не понимаю, то может об этом нужно рассказать подробней в статье «что нужно знать чтобы ОРГАНИЗОВАТЬ фестиваль»?

Ответить
2

Я ни в коем случае не хотел никого обидеть, но мне в этой статье, как человеку, не шибко далекому от этой индустрии, было все понятно.
Тут мессадж основной, что для организации подобных фестивалей музыкой надо жить, а если просто "от нечего делать" или желания заработать, решить проести мероприятие - мало что из этого выйдет. Для этого и есть ивент агентства, которые всю работу проводят "под ключ"

Ответить
5

Тиньков все купил. Когда уже Жанна Агалакова будет рассказывать как кошка Тинькова родила черепаховых котят?

Ответить
1

Сразу после Анны Чапман про магические знаки в символике Тинькова

Ответить
0

не думаю, что он ВСЁ купил. Титульные спонсоры не дают СТОЛЬКО денег, чтобы ВСЁ купить.

Ответить
1

Очень слабое поверхностное содержание статьи. Это больше подходит к рублике "Как я организовывал фестиваль. Вкратце", а не "Что нужно знать для проведения фестиваля".

Ответить

Комментарий удален

0

35 потратили, 4 чистая прибыль?!
Не верю.

Ответить
0

На подобных мероприятиях зачастую бюджет отбивается еще до начала самого мероприятия засчет спонсоров и продажи билетов

Ответить
0

Вооооот!!!!

Ответить
0

Цифра реальна, как мне кажется, не завышена и не занижена. Там ж территорию какую ангажировать на 4 дня пришлось

Ответить
0

С учётом спонсорских, бара, билетов, рекламы - с фестиваля с подобным бюджетом и узнаваемостью снимается 7-8 млн.

Ответить
0

По всей видимости, здесь имелась в виду прибыль только оргов

Ответить
0

полная брехня. 80% билетов покупают в день мероприятия в РФ, за границей - да - заранее. Если дождь - возможен минус, стабильно плохая погода - считай убытки, золотая рыбка.

Ответить
0

На фестивалях мастштаба Стереолета и Пикника Афиши эта цифра, думаю, ближе процентам к 50. Но я неслучайно упомянул спонсоров

Ответить
0

Анализируйте данные из ВК.
Там можно и тренды отслеживать и аудиторию набирать.
https://vc.ru/37879-podbor-auditorii-dlya-koncerta

Ответить
0

Очень интересна тема организации фестивалей и хотелось бы работать в этой сфере. Сейчас учусь на третьем курсе инженерной специальности.
Какие программы магистратуры будут максимально полезны при работе в данной сфере? Где лучше пройти стажировку?

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления